Дело № 2-153/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Нижний Ломов 4 мая 2011 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Симакина В.Д., при секретаре Корнеевой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой М.А. к администрации города Нижний Ломов Пензенской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт, УСТАНОВИЛ: Постановлением администрации города Нижний Ломов Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № «По жилищным вопросам» Кузнецовой М.А. как вдове умершего участника Великой Отечественной войны отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии в п.п. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку не истёк предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (договор дарения земельного участка с расположенным на нём домом по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ. Кузнецова М.А. обратилась в суд с иском к администрации города Нижний Ломов Пензенской области о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учёт, указав, что она жилья в собственности не имеет, членом семьи собственника жилого помещения. Сделку дарения она совершила без умысла ухудшить свои жилищные условия. В подаренном доме, расположенном по адресу: <адрес>, она продолжает проживать. Указанный дом ДД.ММ.ГГГГ постройки имеет физический износ 61 %. Представитель истца Кузнецовой М.А. - Кузнецов В.М., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - администрации города Нижний Ломов Пензенской области просил рассмотреть гражданское дело по иску Кузнецовой М.А. в его отсутствие. Представитель третьего лица на стороне ответчика - Департамента градостроительства Пензенской области, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - администрации города Нижний Ломов Пензенской области, представителя третьего лица на стороне ответчика - Департамента градостроительства Пензенской области. Выслушав объяснения представителя истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему: Из справки Управления социальной защиты населения администрации Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Кузнецова М.А., проживающая по адресу: <адрес>, в базе данных Нижнеломовского Управления социальной защиты населения в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» значится как вдова участника Великой Отечественной войны. Согласно пенсионному удостоверению Кузнецовой М.А. № она является женой умершего и имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ (в редакции от 21 декабря 2009 года) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2). В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Из выписки из домовой книги следует, что Кузнецова М.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. Из договора дарения земельного участка с расположенным на нём жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кузнецова М.А. подарила Кузнецов В.М. земельный участок с расположенным на нём жилым домом, находящиеся по адресу: <адрес>. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу указанной нормы, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Каких-либо доказательств того, что Кузнецова М.А. в ДД.ММ.ГГГГ совершила умышленные действия с целью создания ухудшения жилищных условий не имеется, поскольку Кузнецова М.А. продолжает проживать в доме, в отношении которого заключён договор дарения, с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обратилась лишь спустя три года. Кузнецова М.А. отчуждая в ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий ей дом, не совершала умышленные действия с целью искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия органа местного самоуправления - администрации города Нижний Ломов в обеспечении их другим жильем, поскольку действовавшее на ДД.ММ.ГГГГ законодательство предусматривало возможность обеспечения жильем членов семей участников Великой Отечественной войны, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01 января 2005 года. Постановка же Кузнецовой М.А. в общую очередь не гарантировала ей получения в будущем жилого помещения. Кроме того, из расчётно-инвентаризационной ведомости к техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, следует, что дом имеет физический износ 61 %, в том числе: фундамент - 65%, стены и перегородки - 60%, перекрытия - 60 %, крыша - 65 %, полы - 60 %, проёмы - 60 %, отделочные работы - 60 %, внутреннее санитарно-техническое и электрическое устройство - 60%. В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Кузнецова М.А. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, а потому она в силу п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ должна быть признана нуждающейся в жилом помещении, следовательно, требования Кузнецовой М.А. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, РЕШИЛ: требования Кузнецовой М.А. удовлетворить. Признать Кузнецову М.А., <данные изъяты>, нуждающейся в жилом помещении. Обязать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области принять Кузнецову М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдову инвалида Великой Отечественной войны, с даты подачи ею заявления. Взыскать с администрации города Нижний Ломов Пензенской области в пользу Кузнецовой М.А. возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья В.Д. Симакин