Дело № 2-171/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижний Ломов 12 мая 2011 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Суховой Т.А, с участием ст. помощника прокурора Балашовой И.В., при секретаре Фоминой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по по иску Нижнеломовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района, Управлению образования администрации Нижнеломовского района о возложении обязанностей по выделению и укомплектованию помещения для медицинского пункта, у с т а н о в и л: Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности и безопасности общего образования детей, в ходе которой в МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района Пензенской области выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что в МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района Пензенской области отсутствует медицинский кабинет, медицинское обслуживание осуществляется медицинским персоналом МУЗ «Нижнеломовская ЦРБ» в помещение ФАПа <адрес>. Нижнеломовский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района, Управлению образования администрации Нижнеломовского района с иском о возложении обязанностей по выделению и укомплектованию помещения для медицинского пункта, указывая, что администрация МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района, зная о допущенных нарушениях, не предпринимает мер по их ликвидации. В нарушение требований ст. 41 Конституции РФ, ч. 2 ст. 31, ст. 51 Федерального закона от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании», ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, п. 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02, введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002г. № 44 в МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района отсутствует медицинский кабинет, медицинское обслуживание осуществляется медицинским персоналом МУЗ «Нижнеломовская ЦРБ» в помещение ФАПа <адрес>, что влечет за собой нарушение прав учащихся МБОУ СОШ с. Вирга на получение надлежащей медицинской помощи и обслуживания. Согласно Уставу школа является некоммерческой организацией созданной в форме учреждения, реализующего образовательные программы. Полномочия учредителя школы выполняет Управление образования администрации Нижнеломовского района. Школа несет ответственность за организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями охраны жизни и здоровья обучающихся, нарушение требований пожарной безопасности. Финансирование школы осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов, установленных для общеобразовательных учреждений Пензенской области в расчете на 1 обучающегося, а также на иной основе, из средств бюджета Нижнеломовского района. Просил обязать МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района Пензенской области, Управление образования администрации Нижнеломовского района выделить помещения для медицинского пункта в соответствии с п. 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02, введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002г. №44 и укомплектовать его в соответствии с требованиями Приложения №1 к СанПиН 2.4.2.1178-02. В судебном заседании ст. помощник прокурора Балашова И.В. требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района, директор школы Карнаухова Л.А., иск признала, пояснив при этом, что в школе отсутствуют свободные помещения, где можно было бы оборудовать медицинский пункт, для его строительства требуется не менее <данные изъяты> тысяч рублей, которыми школа не располагает, в связи с чем, медицинское обслуживание учащихся на основании договора на медицинское обслуживание обучающихся, заключенного с МУЗ «Нижнеломовская ЦРБ», и договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, заключенного с администрацией Виргинского сельсовета, осуществляется в ФАПе <адрес>, расположенном в непосредственной близости со школой, где имеется всё необходимое медицинское оборудование. Представитель ответчика Управления образования администрации Нижнеломовского района Ширчкова Т.В., по доверенности от 09.11.2010г., с учетом того, что действующие СанПин предусматривают оборудование медицинских пунктов в общеобразовательных учреждениях, с требованиями прокурора согласилась, однако считает нецелесообразным удовлетворение иска, поскольку с 01.09.2011г. в действие вводятся внесенные в СанПин поправки, предусматривающие возможность медицинского обслуживания учащихся в ФАПе, в том порядке, который существует в школе в настоящее время. Из-за отсутствия в бюджете денежных средств оборудование медицинского пункта в школе на сегодняшний день, невозможно. Третьи лица МУЗ «Нижнеломовская ЦРБ», администрация Нижнеломовского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц. Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 41 Конституции РФ Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, т.д. (ст. 32 ФЗ «Об образовании») В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. №52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В силу п. 2 «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000г. №554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). Согласно п. 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 и действующих на момент рассмотрения настоящего дела, медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1 к указанному постановлению. Согласно п.1.14 Устава МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района медицинское обслуживание обучающихся в школе обеспечивается муниципальным учреждением здравоохранения «Нижнеломовская центральная районная больница», которое наряду с администрацией и педагогическими работниками школы несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Школа обязана предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников. Основными задачами школы, в том числе, является обеспечение охраны здоровья обучающихся (п.2.4). Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации ответственность за организацию медицинского обслуживания и питания обучающихся, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, жизнь и здоровье обучающихся и работников школы во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, работников школы (п.2.5 Устава). В судебном заседании установлено, что действительно в МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района Пензенской области медицинский пункт отсутствует. Данное обстоятельство подтверждается как справкой о проведении проверки соблюдения в учебных заведениях района законодательства об образовании, а также санитарно-эпидемиологического законодательства в части наличия и надлежащего оборудования медицинских пунктов для оказания медицинских услуг учащимся от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что при проведении проверки помощником Нижнеломовского межрайонного прокурора выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно в МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района Пензенской области отсутствует медицинский кабинет, медицинское обслуживание осуществляется медицинским персоналом МУЗ «Нижнеломовская ЦРБ» в помещении ФАПа <адрес>, так и информацией, предоставленной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пензенской области, Управлением образования администрации Нижнеломовского района, объяснениями представителей ответчиков. Поскольку указанные обстоятельства влекут нарушение прав учащихся школы на получение надлежащей медицинской помощи и обслуживания, следовательно, иск прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований. Таким образом, с ответчиков МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района Пензенской области, Управления образования Нижнеломовского района, не освобождённых от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района Пензенской области, Управление образования администрации Нижнеломовского района выделить помещения для медицинского пункта в соответствии с п. 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02, введенного в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 и укомплектовать его в соответствии с требованиями Приложения №1 к СанПиН 2.44.2.1178-02. Взыскать с МБОУ СОШ с. Вирга Нижнеломовского района Пензенской области (<адрес>), Управления образования администрации Нижнеломовского района (<адрес>) государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей, по <данные изъяты> рублей с каждого. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья Т.А. Сухова