Дело № 2-232/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижний Ломов 23 мая 2011 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Суховой Т.А, с участием ст. помощника прокурора Балашовой И.В., при секретаре Фоминой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнеломовского межрайонного прокурора в защиту интересов несовершеннолетних - учащихся МБОУ ООШ <адрес> к администрации Нижнеломовского района, МБОУ ООШ <адрес> о признании незаконным бездействия, понуждении к выделению финансовых средств для устранения нарушений пожарной безопасности и возложении обязанности по их устранению, у с т а н о в и л: Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере противопожарной безопасности в МБОУ ООШ <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Так установлено, что в МБОУ ООШ <адрес> для покрытия пола применены деревянные сгораемые материалы и отсутствует подъезд с твердым покрытием к пожарному водоему. Нижнеломовский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов несовершеннолетних - учащихся МБОУ ООШ <адрес> к администрации Нижнеломовского района, МБОУ ООШ <адрес> с иском о признании незаконным бездействия администрации, выделении финансовых средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности и возложении обязанностей по их устранению, указывая, что согласно предписанию Инспекции государственного пожарного надзора Нижнеломовского района УГПН ГУ МЧС России по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 1) директору МОУ ООШ <адрес> Савельевой Л.Н. предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ покрытие пола в общем коридоре довести до характеристик, не выше: В2, РП2, Д3, Т2; п. 6 предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ сделать к пожарному водоему подъезд с твердым покрытием. Со стороны директора школы неоднократно направлялись ходатайства начальнику Управления образования администрации Нижнеломовского района о выделении денежных средств на покрытие пола коридора огнеупорным линолеумом, на демонтаж фанерной обшивки стен коридора и фойе на огнестойкую фанеру. Однако в нарушение требований ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 31, 32, 51 ФЗ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании», п. 6.25 СНиП 21-01-97, принятых Постановлением Минстроя РФ ОТ 13 февраля 1997г. №18-7п. 94 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, в МБОУ ООШ <адрес> для покрытия пола применены деревянные сгораемые материалы и отсутствует подъезд с твердым покрытием к пожарному водоему, что создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних - учащихся МБОУ ООШ <адрес>. К компетенции образовательного учреждения относится материально техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств. МБОУ ООШ <адрес> обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, в связи с чем, должно покрытие пола в общем коридоре довести до характеристик не выше: В2, РП2, Д3, Т2, сделать к пожарному водоему подъезд с твердым покрытием. Администрация Нижнеломовского района, как учредитель учреждения, к полномочиям которой относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обязана выделить из районного бюджета денежные средства для устранения нарушений пожарной безопасности. Просил признать бездействие администрации Нижнеломовского района по отношению к МБОУ ООШ <адрес> незаконным и понудить выделить финансовые средства, необходимые для устранения нарушений п. 94 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97. Обязать директора МБОУ ООШ <адрес> устранить нарушения п. 94 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97. В судебном заседании ст. помощник прокурора Балашова И.В. требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила обязать администрацию Нижнеломовского района выделить финансовые средства, необходимые для доведения пола в общем коридоре школы до характеристик не выше: В2, РП2, Д3, Т2 в соответствии с требованиями п.6.25 СНиП 21-01-97 и оборудования подъезда с твердым покрытием к пожарному водоему в соответствии с требованиями п.94 Правил пожарной безопасности 01-03, и обязать школу устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности. Представитель ответчика МБОУ ООШ <адрес>, директор школы Савельева Л.Н., иск признала, пояснив, что указанные нарушения имеют место, для их устранения требуется более <данные изъяты> тысяч рублей, которыми школа не располагает; по её ходатайству были выделены лишь денежные средства на замену обшивки стен. При выделении требуемой суммы нарушения будут устранены. Представитель ответчика администрации Нижнеломовского района, представитель третьего лица Управления образования администрации Нижнеломовского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьего лица. Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 6.25 СНиП 21-01-97 принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. №18-7 в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса СЗ, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, ДЗ, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести П. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов. Пунктом 94 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Пунктом 11 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного основного общего, среднего (полного) общего образования. В соответствии с положениями ст. 11 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 учредителем образовательного учреждения могут быть органы местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в области образования в соответствии с положениями ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение содержания зданий к сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. К компетенции образовательного учреждения в силу ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательною процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение согласно ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу п.2.5 Устава МБОУ ООШ <адрес> школа несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность, в том числе за нарушение требований пожарной безопасности, жизнь и здоровье обучающихся и работников школы во время образовательного процесса. Финансирование расходов на содержание зданий и сооружений, коммунальных расходов и обустройство прилегающих к школе территорий осуществляется Учредителем из средств муниципального бюджета (п.4.7.1 Устава). Источниками формирования имущества и финансовых средств школы являются, в том числе средства бюджета Нижнеломовского района (п.4.7.2 Устава). Согласно предписанию Инспекции государственного пожарного надзора Нижнеломовского района УГПН ГУ МЧС России по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 1) директору МОУ ООШ <адрес> Савельевой Л.Н. предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ покрытие пола в общем коридоре довести до характеристик, не выше: В2, РП2, Д3, Т2; п. 6 предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ сделать к пожарному водоему подъезд с твердым покрытием. Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ сер. № от ДД.ММ.ГГГГ было изменено название учебного заведения на муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа <адрес>. В ходе проверки установлено, что предписание не исполнено. В судебном заседании установлено, что действительно в МБОУ ООШ <адрес> для покрытия пола применены деревянные сгораемые материалы и отсутствует подъезд с твердым покрытием к пожарному водоему. Данное обстоятельство подтверждается как справкой о проведении проверки соблюдения требований законодательства в сфере противопожарной безопасности в учебных заведениях района от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что при проведении проверки помощником Нижнеломовского межрайонного прокурора выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно в МБОУ ООШ <адрес> для покрытия пола применены деревянные сгораемые материалы и отсутствует подъезд с твердым покрытием к пожарному водоему, так и объяснениями представителя ответчика - директора школы. Поскольку указанные обстоятельства влекут нарушение прав учащихся, создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, следовательно, иск прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований. Таким образом, с ответчика МБОУ ООШ <адрес> не освобождённого от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать бездействие администрации Нижнеломовского района Пензенской области по отношению к муниципальному бюджетному образовательному учреждению основная общеобразовательная школа <адрес> незаконным, обязать администрацию Нижнеломовского района выделить МБОУ ООШ <адрес> финансовые средства, необходимые для обустройства к пожарному водоему подъезда с твердым покрытием в соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности 01-03, и для доведения покрытия пола в общем коридоре школы до характеристик, не выше: В2, РП2, Д3, Т2 в соответствии с пунктом 6.25 СНиП 21-01-97. Обязать МБОУ ООШ <адрес> устранить нарушения п. 94 ППБ 01-03, 6.25 СНиП 21-01-97: обустроить к пожарному водоему подъезд с твердым покрытием, довести покрытие пола в общем коридоре школы до характеристик, не выше: В2, РП2, Д3, Т2. Взыскать с МБОУ ООШ <адрес> государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья Т.А. Сухова