решение по делу № 2-193/2011г.



Дело № 2-193/2011 г.

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижний Ломов                                                                  5 мая 2011 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Суховой Т.А,

с участием ст. помощника прокурора Балашовой И.В.

при секретаре Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнеломовского межрайонного прокурора к Кулькову С.А. об организации беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,

у с т а н о в и л:

Нижнеломовский межрайпрокурор обратился в суд с иском к Кулькову С.А. о возложении обязанностей по организации работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, указывая, что Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов на территории Нижнеломовского района Пензенской области, в том числе в магазине «<данные изъяты>», в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам, использующим кресла-коляски беспрепятственно войти в здание магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, не представляется возможным, ввиду отсутствия на прилегающей территории специально приспособленного и оборудованного для свободного передвижения пологого спуска либо специального пандуса. Таким образом, магазин «<данные изъяты>», являясь объектом социальной инфраструктуры, не имеет на прилегающей к нему территории специально приспособленного или оборудованного для свободного передвижения инвалидов пологого спуска или пандуса, следовательно, собственник магазина «<данные изъяты>» Кульков С.А. нарушает установленные Конституцией права инвалидов, ущемляя их права на свободное передвижение и доступное обращение в органы социальной инфраструктуры. Просил обязать Кулькова С.А. организовать работы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В судебном заседании прокурор Балашова И.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Ответчик Кульков С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии с ч.1 ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно Конституции Российской Федерации, её статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ст. 1 ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в РФ»).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В настоящее время пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35 - 01 - 2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. №73, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма.

В соответствии с п.1.4 названных правил проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

В судебном заседании установлено, а также подтверждено материалами дела, что здание магазина, находящееся по адресу: <адрес>, относящееся к объектам социальной инфраструктуры, не имеет специально приспособленного и оборудованного для свободного передвижения пологого спуска, либо специального пандуса, следовательно, не исполняются требования действующего законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих креста-коляски) к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются их права на свободное передвижение и доступное обращение в названный объект социальной инфраструктуры.

Собственником указанного здания на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ является Кульков С.А. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора, предъявленные к Кулькову С.А., подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Следовательно, с Кулькова С.А. подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 200 рублей.     

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Кулькова С.А. организовать выполнение работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путем обустройства специально приспособленного и оборудованного для свободного передвижения пологого спуска либо специального пандуса к зданию, расположенному по адресу: <адрес>.

Взыскать с Кулькова С.А. государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10-ти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                          Т.А. Сухова