Дело №2-279/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижний Ломов 03 июня 2011 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Суховой Т.А., с участием помощника Нижнеломовского межрайонного прокурора Балашовой И.В., при секретаре Фоминой О.Н.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижнеломовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Нижнего Ломова, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог (ул. Карла Маркса возле домов №№36, 44, 51, 52, 62, 66), установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, у с т а н о в и л: Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильных дорог и прилегающих обочин муниципального образования г. Нижнего Ломова. В ходе проверки выявлено, что на обследуемых участках дороги имеются ямы, превышающие допустимые значения. Так, дорожное полотно на ул. Карла Маркса возле домов №№ 36, 44, 52, 51, 62, 66, имеет дефекты - ямы, размеры которых превышают допустимые значения п. 3.1.2 ГОСТ-50597-93 по длине 15 см, ширине 60 см., глубине 5 см. Нижнеломовский межрайонный прокурор, полагая, что в связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, и возникает угроза участникам дорожного движения, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Нижнего Ломова, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, указав, что в соответствии со ст. 3, ч. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г., п. 5 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по обеспечению соответствия состояния дороги (по ул. Карла Маркса г. Нижний Ломов) при её содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на органы местного самоуправления - администрацию г. Нижнего Ломова. Однако, требования законодательства по содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги по улице Карла Маркса возле домов №№36, 44, 52, 51, 62, 66, в процессе эксплуатации администрацией г. Нижний Ломов не выполняются. В судебном заседании прокурор Балашова И.В. требования о признании незаконным бездействия администрации г. Нижний Ломов, ФИО8 в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам поддержала, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, просила обязать администрацию г. Нижнего Ломова организовать работу по ремонту участка дороги улицы Карла Маркса возле домов №№36, 44, 52, 51, 62, 66, имеющего дефекты - ямы, размеры которых превышают допустимые значения. Представитель администрации г. Нижний Ломов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Представитель заинтересованного лица ПК «Универсальный» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОВД по Нижнеломовскому району Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации г. Нижний Ломов, ПК «Универсальный», ОГИБДД ОВД по Нижнеломовскому району. Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст.255 ГПК РФ). Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 ГПК РФ). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введён в действие с июля 1994 г.). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Государственный стандарт обязательный для выполнения как юридическими так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: а) покрытия проезжей части дорог и улиц; б) видимости на дорогах и улицах; в) дорожных знаков; г) дорожной разметки; д) дорожных светофоров; е) дорожных ограждения и бортового камня; ж) сигнальных столбиков и маяков; з) нарушенного освещения. Статья 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В судебном заседании установлено, что Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильных дорог и прилегающих обочин муниципального образования г. Нижний Ломов. Как следует из справки от 25 мая 2011 г., помощником Нижнеломовского межрайонного прокурора Карташовой Т.Е. с участием старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОВД по Нижнеломовскому району Долгова С.В., в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения проведена проверка состояния дорожного полотна по ул. Карла Маркса г. Нижний Ломов в части соответствия требованиям стандартов и нормативов в области дорожного движения. В ходе проверки установлено, что дорожное полотно на ул. Карла Маркса возле домов №№ 36, 44, 52, 51, 62, 66, имеет дефекты - ямы, размеры которых превышают допустимые значения п. 3.1.2 ГОСТ-50597-93 по длине 15 см, ширине 60 см., глубине 5 см. Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о непринятии мер со стороны администрации г. Нижний Ломов по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, следовательно, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: признать незаконным бездействие администрации города Нижний Ломов, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Обязать администрацию города Нижний Ломов организовать работу по ремонту участка дороги по улице Карла Маркса в городе Нижнем Ломове возле домов №№36, 44, 51, 52, 62, 66 и устранению дефектов дорожного покрытия - ям, размеры которых превышают допустимые значения п. 3.1.2 ГОСТ-50597 - 93 г. по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья Т.А. Сухова