Дело №2-281/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Нижний Ломов 03 июня 2011 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Симакина В.Д., с участием прокурора Балашовой И. В., при секретаре Корнеевой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижнеломовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Нижний Ломов ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам, возложении обязанности привести в соответствии с ГОСТ-50597-93 участок автодороги по ул. Карла Либкнехта возле домов от №40 до № 130, №№ 140, 142, 144, 146 в г. Нижний Ломов, УСТАНОВИЛ: Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильных дорог и прилегающих обочин на территории муниципального образования «город Нижний Ломов». В ходе данной проверки установлено, что дорожное полотно по ул.Карла Либкнехта возле домов от № 40 до № 130, №№№ 140,142,144,146 в г. Нижний Ломов имеет ямы, размер которых превышают допустимые значения. В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств и возникает угроза участникам дорожного движения. Нижнеломовский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Нижний Ломов ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам, возложении обязанности привести в соответствии с ГОСТ-50597-93 участок автодороги по ул.Карла Либкнехта возле домов от № 40 до № 130, №№№ 140,142,144,146 в г.Нижний Ломов, так как считает, что в соответствии со ст. 3, ч. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги по ул. Карла Либкнехта в г. Нижний Ломов в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам возлагается на администрацию г. Нижний Ломов. Администрацией г. Нижний Ломов 01 января 2011 года заключен муниципальный контракт №1 с ПК «Универсальный» на выполнение работ по текущему содержанию дорог. Однако требования законодательства по содержанию и обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам со стороны администрации г. Нижний Ломов не выполняются. В судебном заседании прокурор Балашова И.В. требования о признании незаконным бездействия администрации г. Нижний Ломов ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам, возложении обязанности привести в соответствии с ГОСТ-50597-93 участок автодороги по ул.Карла Либкнехта возле домов от № 40 до № 130, №№№ 140,142,144,146. Представитель органа, бездействие которого обжалуется - администрации г. Нижний Ломов, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором одновременно указал, что требования прокурора признаёт в полном объёме. Представитель заинтересованного лица ПК «Универсальный» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие. Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОВД по Нижнеломовскому району Пензенской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц - администрации г. Нижний Ломов, ПК «Универсальный», ОГИБДД ОВД по Нижнеломовскому району Пензенской области. Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введён в действие с июля 1994 года). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: а) покрытия проезжей части дорог и улиц; б) видимости на дорогах и улицах; в) дорожных знаков; г) дорожной разметки; д) дорожных светофоров; е) дорожных ограждения и бортового камня; ж) сигнальных столбиков и маяков; з) нарушенного освещения. Статья 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Как следует из материалов дела, администрация г. Нижний Ломов, именуемая в дальнейшем «Заказчик», и ПК «Универсальный», именуемый в дальнейшем «Исполнитель», заключили муниципальный контракт №1 от 01 января 2011 года, согласно которому исполнитель обязуется выполнить работы по текущему содержанию объектов благоустройства и дорог г. Нижний Ломов на 2011 год в соответствии со сметой, а заказчик обязуется создать исполнителю необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену. В текущее содержание объектов благоустройства и дорог г. Нижний Ломов включается: планировка территории механизированным способом; подсыпка дорог щебнем с битумом; подсыпка дорог и обочин щебнем; демонтаж существующего бордюра; демонтаж поребрика; установка поребрика; побелка бордюрного камня; нанесение дорожной разметки; ямочный ремонт асфальтового покрытия дорог; ямочный ремонт асфальтового покрытия тротуаров; разборка асфальтового покрытия и т.д. (техническое задание на выполнение работ по текущему содержанию объектов благоустройства и дорог г. Нижний Ломов на 2011 год). Из справки от 26 мая 2011 года о проведении обследования дорожного покрытия автомобильной дороги усматривается, что помощником Нижнеломовского межрайонного прокурора Карташовой Т.Е. с участием старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОВД по Нижнеломовскому району ФИО1 в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения проведена проверка состояния дорожного полотна по ул. Карла Либкнехта в г. Нижний Ломов в части соответствия требованиям стандартов и нормативов в области безопасности дорожного движения, в ходе которого установлено, что дорожное полотно по ул.Карла Либкнехта возле домов от № 40 до № 130, №№№ 140,142,144,146 в г. Нижний Ломов имеются ямы, размер которых превышают допустимые значения п. 3.1.2 ГОСТ-50587-93 по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см. Учитывая, что исполнителем по муниципальному контракту не должным образом производится ямочный ремонт асфальтового покрытия дорог, что свидетельствует о непринятии мер со стороны администрации г.Нижний Ломов по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: бездействие администрации г. Нижний Ломов ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам признать незаконным. Обязать администрацию г. Нижний Ломов организовать ремонт участка дороги - по ул.Карла Либкнехта возле домов от № 40 до № 130, №№№ 140,142,144,146, имеющего дефекты - ямы, размеры которых превышают допустимые значения п. 3.1.2 ГОСТ-50597-93, по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья В.Д. Симакин