решение по делу № 2-269/2011 г.



Дело №2-269/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижний Ломов                                                           17 июня 2011 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Суховой Т.А.,

при секретаре Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Земскова С.А. к администрации г. Нижний Ломов Пензенской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,

у с т а н о в и л:

Земсков С.А. в лице своего представителя Тамбовцева В.А., обратился в суд с иском к администрации города Нижний Ломов Пензенской области о предоставлении жилого помещения вне очереди, указав, что он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, так как его мать ФИО1 признана безвестно отсутствующей, а отец ФИО2 лишен родительских прав. Считает, что ему должно быть предоставлено жилье вне очереди, поскольку ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в порядке исключения из общего правила, установленного ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе: детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях. Из чего следует, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Часть 2 статьи 57 ЖК РФ не ставит реализацию права граждан на внеочередное получение жилья в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список вне очередников. Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку. Изложенная позиция также отражена в Определении Верховного Суда РФ от 30.09.2009гж. №85-В08-3. Таким образом, считает, что имеет место нарушение его права на предоставление жилого помещения вне очереди.

Просил обязать администрацию г. Нижний Ломов предоставить ему жилое помещение вне очереди в пределах социальной нормы.

В судебное заседание истец Земсков С.А. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил соответствующее заявление.

Представитель истца по доверенности от 03.11.2010г. Тамбовцев В.А. исковые требования Земскова С.А. поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, кроме того пояснил, что он являлся попечителем Земскова С.А., который проживал в его семье в <адрес>, где первоначально и был поставлен на учёт, как нуждающийся в жилом помещении, однако жилым помещением он не был обеспечен. При поступлении на учёбу в Нижнеломовский многопрофильный техникум Земсков некоторое время проживал в общежитии техникума, затем добровольно оставил его и в настоящее время проживает на съёмной квартире. В предоставлении жилого помещения администрация г. Нижний Ломов отказывает ему, несмотря на то, что в ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в жилом помещении, при этом администрация ссылается на то, что на внеочередное получение жилья также имеется очередь, и в порядке этой очереди, в зависимости от принятия на учёт, ему будет предоставлено жилье.

Представитель ответчика - администрации города Нижний Ломов в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом в заявлении указано, что исковые требования администрация не признаёт.

Представитель третьего лица Правительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области также в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление принятие решения оставил на усмотрение суда, указав, что расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007г. №167. Субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства (ОФК), открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ (местная администрация) вправе выбрать между получением указанных субсидий в порядке, предусматривающем учёт этих средств на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных ОФК (а в случае их передачи в местные бюджеты - на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных ОФК), или получением этих субсидий в порядке компенсации произведенных кассовых расходов. Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Законом Пензенской области от 28.02.2011г. №2040-ЗПО в Закон Пензенской области от 22.12.2006г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» внесены изменения, в соответствии с которыми органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006г. №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области», а именно: приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма. Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009г. №1996-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление указанных выше полномочий органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области предусмотрены субвенции в сумме 184 844,8 тыс. рублей.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Земскова С.А., представителя ответчика, представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения представителя истца Тамбовцева В.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Как следует из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 8).

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч.2 ст.8).

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006г. (с послед. изменениями) №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» установлено, что органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в статье 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":

(в ред. Закона Пензенской обл. от 10.05.2011 N 2068-ЗПО)

1) приобретение жилых помещений;

2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;

3) заключение договора социального найма.

В соответствии со ст.10 названного Закона отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления:

городов, в частности Нижнего Ломова, входящего в состав Нижнеломовского муниципального района.

В силу статьи 12 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе на:

1) финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области;

2) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами.

       Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1 - 4, 5.1, 9 - 9.3 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций (ст.14 Закона).

Из ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12.09.2006г. (с послед. изменениями) №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих не территории Пензенской области» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам.

Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает внеочередное предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также устанавливает размер предоставляемого жилого помещения и определяет органы, на которые возлагается обязанность предоставления жилых помещений.

Из материалов дела следует, что мать Земскова С.А. - ФИО1 согласно решению Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей; отец ФИО2 лишен родительских прав в отношении своего сына Земскова С.А. (решение <данные изъяты> городского суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ).

С ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу отдела образования Сердобского района Пензенской области Земсков С.А. находился под опекой, затем под попечительством Тамбовцева В.А..

После прекращения попечительства в ДД.ММ.ГГГГ у Земскова С.А. возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании истец первоначально проживал в семье попечителя в <адрес>, где был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, затем постановлением от ДД.ММ.ГГГГ снят с учёта на основании заявления истца в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование. В настоящее время Земсков С.А. проживает в г. Н-Ломове.

Земсков С.А., согласно паспорту, зарегистрирован по адресу: <адрес>, при этом, согласно свидетельству зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Нижний Ломов Пензенской области Земсков С.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (категория дети-сироты) в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с даты регистрации заявления - ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ответчиком признано за Земсковым С.А. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

По данным алфавитной картотеки и электронной базы Нижнеломовского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за Земсковым С.А. не поставлено на учет недвижимого имущества в <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается также уведомлением Нижнеломовского отдела Управления Росреестра по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Земскова С.А. на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Таким образом, Земсков С.А., как не имеющий в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, тем более, от включения в список внеочередников.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт. Предоставление жилого помещения вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

При таких обстоятельствах иск Земскова С.А. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Земскова С.А. удовлетворить.

Обязать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области предоставить Земскову С.А. жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10-ти дней.

Судья                                                                       Т.А. Сухова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200