решение по делу № 2-422/2011 г.



Дело № 2-422/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нижний Ломов                                     17 июня 2011 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Суховой Т.А.,

при секретаре Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бузаевой В.Г. о признании незаконным требования Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ об уплате таможенных платежей,

установил:

Бузаева В.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании требования об уплате таможенных платежей и пени, указав, что требованием Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ на неё возложена обязанность по оплате таможенных платежей в связи с незаконным перемещением через таможенную границу транспортных средств. Данное требование считает незаконным, поскольку в качестве основания для направления требования указаны статья 91 Таможенного кодекса Таможенного союза и статья 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Полагает, что указанное законодательство в данном случае неприменимо, так как правоотношения, связанные с перемещением через таможенную границу автобуса марки <данные изъяты> возникли ранее вступления названного Федерального закона и Таможенного кодекса Таможенного союза в силу. Как следует из требования, день пересечения автобусом таможенной границы установлен, поскольку пени начислены с 10.07.2006г., тогда как Таможенный Кодекс Таможенного союза введен в действие 01.07.2010г., а ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» - 29.12.2010г. Считает, что при таких обстоятельствах не имеется законных оснований для возложения на неё обязанности по уплате таможенных платежей в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза и ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Просила требование Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ об уплате таможенных платежей в размере <данные изъяты>. признать незаконным.

В судебное заседание заявитель Бузаева В.Г. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя Бузаевой В.Г.

Представители заинтересованного лица Ульяновской таможни - Вавилина Е.Е. и Иванова О.М., действующие на основании доверенностей от 1 октября 2010 года и 15.04.2011г., возражали против удовлетворения заявления Бузаевой В.Г., полагая, что доводы заявителя о необоснованном применении ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и Таможенного кодекса Таможенного союза являются несостоятельными, поскольку течение срока для выставления требования об уплате таможенных платежей началось со дня вступления в законную силу постановления Нижнеломовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении от уголовной ответственности лиц, незаконно переместивших товар через таможенную границу. Выписка из постановления поступила в таможенный орган ДД.ММ.ГГГГ Обязанность по уплате таможенных платежей возникла у Бузаевой В.Г. в период действия Таможенного кодекса Таможенного союза и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ Бузаевой В.Г. направлено требование об уплате таможенных платежей в связи с незаконным перемещением автобуса через таможенную границу Российской Федерации. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года № 48 утверждён Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, который вступил в силу с 6 июля 2010 года с учётом временных изъятий, установленных Протоколом от 5 июля 2010 года. В Российской Федерации данный договор применяется с 1 июля 2010 года. В предмет таможенного регулирования в таможенном союзе, в числе прочих, входят правоотношения, связанные с уплатой таможенных платежей. ТК ТС предусмотрено, что взыскание таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещённых через таможенную границу, осуществляется таможенным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. При этом взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов. Правоотношения, связанные с взиманием таможенных платежей на территории Российской Федерации, регулируются ТК ТС и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившим в силу с 29 декабря 2010 года. Расчёт таможенных платежей производился в соответствии с п. 2 ст.75, п. 4 ст. 76, ст. 77 ТК ТС. На основании ст. 91 ТК ТС и ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Бузаевой В.Г. направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с пунктом 2 статьи 366 ТК ТС к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу ТК ТС, названный Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу. Автобус, в отношении которого Бузаевой В.Г. направлено требование об уплате таможенных платежей и пени, до настоящего времени под таможенную процедуру не помещен и находится под таможенным контролем. Ранее требование Бузаевой В.Г. не могло быть направлено, поскольку автобус являлся вещественным доказательством по уголовному делу.

Выслушав представителей Ульяновской таможни, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 9 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

В силу Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 года № 459 «О Федеральной таможенной службе» Федеральная таможенная служба России отнесена к Федеральным органам исполнительной власти.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Постановлением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело по обвинению Бузаевой В.Г. в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ прекращено по пункту 2 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации за отсутствием в её деяниях состава преступления.

Основанием прекращения уголовного дела в этой части послужило то обстоятельство, что стоимость незаконно перемещённых через границу Российской Федерации автобусов не превышает суммы 1 500 000 рублей, установленной примечанием к статье 169 УК РФ в качестве нижнего предела определения стоимости товара.

Указанным же постановлением прекращено уголовное дело в отношении Бузаевой В.Г. по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ, в связи с истечением срока давности уголовного преследования по пункту 3 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Уголовное дело в этой части прекращено по нереабилитирующим основаниям с согласия обвиняемого.

То есть, постановлением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Бузаева В.Г. совершила пособничество в подделке официальных документов на автобусы, незаконно перемещенные на территорию Российской Федерации.

Указанное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей , согласно которому на основании постановления Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу и кассационного определения судебной коллегии Пензенского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортного средства иностранного производства (автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>; произведён расчёт подлежащих уплате таможенных платежей в общей сумме <данные изъяты> руб. (л.д.25-26).

Кроме того, данным актом установлены лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, за которые не были уплачены таможенные платежи: ФИО1, ФИО2, ФИО4, Бузаева В.Г..

Требованием об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ Бузаева В.Г. извещена Ульяновской таможней о том, что в связи с незаконным перемещением через таможенную границу РФ транспортного средства иностранного производства (автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>), и невыполнением обязанности по уплате в установленный срок причитающихся сумм таможенных платежей, за ней числится задолженность по уплате таможенных платежей и пеней в размере: ввозная таможенная пошлина <данные изъяты> рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> рублей, НДС - <данные изъяты> рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей (л.д.23-24).

Требование направлено на основании статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 4 ст. 320 ТК РФ при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

В соответствии со ст. 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (статья 320), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (статья 352).

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 345, пунктами 2 и 3 статьи 351.1, пунктом 2 статьи 352 и пунктом 2 статьи 353 настоящего Кодекса, а также за исключением случаев, когда лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является таможенный орган (статьи 115 и 233).

При солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об уплате таможенных платежей выставляются декларанту и таможенному брокеру (представителю) с указанием об этом в данных требованиях.

В случае, если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.

При солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, уточненное требование об уплате таможенных платежей направляется тем же лицам (тому же лицу), которым (которому) было направлено отозванное требование об уплате таможенных платежей.

Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении.

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей составляется в порядке и по форме, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

При нарушении требований и условий таможенных процедур (таможенных режимов), которое в соответствии с настоящим Кодексом влечет обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее одного года после дня обнаружения указанного нарушения. Днем обнаружения нарушения требований и условий таможенных процедур (таможенных режимов) считается день составления протокола об административном правонарушении либо день истечения срока действия таможенного режима или применения таможенной процедуры, если на этот день лицом должны быть совершены действия в связи с завершением действия таможенного режима или применения таможенной процедуры.

Требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

ДД.ММ.ГГГГ врИО начальника отделения дознания Пензенской таможни в отношении ФИО1, ФИО2 и иных неустановленных лиц возбуждено уголовное дело по признакам преступлений предусмотренных <данные изъяты> УК РФ, из которого следует, что автобус марки <данные изъяты> перемещён на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. При этом из указанного постановления следует, что ФИО1, преследуя цель - легализацию на территории Пензенской области контрабандно ввезенного в РФ транспортного средства, за которое не уплачены таможенные платежи, используя фиктивные документы ДД.ММ.ГГГГ через ИПБОЮЛ ФИО5 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ продал данный автобус Бузаевой В.Г.

Таможенный кодекс Таможенного союза действует на территории Российской Федерации с 01.07.2010г.

Таким образом, факт нарушения требований и условий таможенных процедур, неуплаты таможенных платежей обнаружен таможенным органом в период действия Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившим в силу с 29 декабря 2010 года, положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза при перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения установленных требований, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Как следует из материалов дела, день пересечения транспортным средством таможенной границы таможенными органами установлен (ДД.ММ.ГГГГ), постановление о возбуждении уголовного дела в связи с незаконным перемещением автобуса, в котором отражен факт продажи автобуса Бузаевой В.Г., вынесено ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, правоотношения, связанные с перемещением автобуса через таможенную границу, возникли до введения в действие Таможенного кодекса Таможенного союза и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Поэтому направление Бузаевой В.Г. требования об уплате таможенных платежей в соответствии с требованиями ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного Союза и статьи 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не может быть признано законным.

Довод представителей Ульяновской таможни о том, что требование об уплате таможенных платежей не может быть выставлено до принятия судом решения о судьбе вещественного доказательства, каковым по уголовному делу являлся названный автобус, суд находит несостоятельным, поскольку направление требований об уплате таможенных платежей, взыскание таможенных платежей в силу требований ТК РФ производится независимо от привлечения плательщика к уголовной или административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

решил:

заявление Бузаевой В.Г. удовлетворить.

Признать незаконным требование Ульяновской таможни об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ .

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в десятидневный срок со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                  Т.А. Сухова

                В окончательной форме решение принято 22 июня 2011г.

              Судья                                                                   Т.А. Сухова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200