решение по делу № 2-491/2011 г.



Дело №2-491/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижний Ломов                                                      22 июля 2011 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Суховой Т.А.,

с участием помощника Нижнеломовского межрайонного прокурора Андреева М.В.,

при секретаре Скорняковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижнеломовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовксого района, выразившегося в непредставлении в Министерство экономического развития Российской Федерации докладов об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля,

у с т а н о в и л:

Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления - администрацией Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.

В ходе проверки выявлено, что вопреки требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008г. №294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. № 215) администрацией муниципального образования в установленный срок доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год не подготовлен, в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде не представлен. Кроме того, сведения, которые должны содержаться в докладе, то есть сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год не размещены на официальном сайте администрации муниципального образования в сети Интернет.

Так, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам: информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля; подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательстваРоссийской Федерации в части организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; и др.

В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и представление в Правительство Российской Федерации.

Порядок подготовки указанных докладов регламентирован Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. № 215).

Так, в соответствии с п.п. 2, 3 Правил органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, по итогам своей деятельности ежегодно, подготавливаются доклады, в которые включаются сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год и его эффективности согласно приложению по следующим разделам: а) состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности; б) организация муниципального контроля; в) финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля; г) проведение муниципального контроля; д) действия органов муниципального контроля по пресечениюнарушений обязательныхтребованийи(или) устранению последствий таких нарушений; е) анализ и оценка эффективности муниципального контроля; выводы и предложения по результатам муниципального контроля.

Полный перечень сведений, включаемых в доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, определен Приложением к Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. № 215).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что к докладу прилагается отчет об осуществлении муниципального, контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения.

В соответствии с п. 6 Правил, доклады подписываются руководителями органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, и представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде.

Согласно, п. 8 Правил, сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года обязаны подготовить и представить в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год, которые должны содержать сведения и документы, перечень которых определен Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. № 215). При этом сведения, содержащиеся в докладах, должны быть размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (уст. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. № 215) администрацией муниципального образования в установленный срок доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год не подготовлен, в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде не представлен. Кроме того, сведения, которые должны содержаться в докладе, то есть сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год не размещены на официальном сайте администрации муниципального образования в сети Интернет.

Полагая, что бездействие администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района, выразившееся в не подготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год, непредставлении его в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, нарушает интересы Российской Федерации в лицефедеральныхорганов государственной власти на получениеустановленные сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, а также нарушает охраняемые ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации права и интересы неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, Нижнеломовский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района, выразившегося в непредоставлении в МЭРТ РФ докладов об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

Просил: признать незаконным бездействие администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, выразившееся в не подготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год, непредставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, не размещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год на официальном сайте администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области.

обязать администрацию Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год на официальном сайте администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области в сети Интернет.

В судебном заседании прокурор Андреев М.В. требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с требованиями прокурора согласны.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст.255 ГПК РФ).

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 ГПК РФ).

В силу п.20 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 21 Устава Голицынского сельсовета предусмотрено осуществление земельного контроля за использованием земель Голицынского сельсовета.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и представление в Правительство Российской Федерации.

Порядок подготовки указанных докладов регламентирован Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. № 215).

Так, в соответствии с п.п. 2, 3, 4, 6, 8 Правил органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, по итогам своей деятельности ежегодно, подготавливаются доклады, в которые включаются сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год и его эффективности согласно приложению по следующим разделам: а) состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности; б) организация муниципального контроля; в) финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля; г) проведение муниципального контроля; д) действия органов муниципального контроля по пресечениюнарушений обязательныхтребованийи(или) устранению последствий таких нарушений; е) анализ и оценка эффективности муниципального контроля; выводы и предложения по результатам муниципального контроля. К докладу прилагается отчет об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения. Доклады представляются в Министерство экономического развития РФ до 15 марта года, следующего за отчетным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде. Сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством РФ.

В судебном заседании установлено, что Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Голицынского сельсовета Нижнеломовского района законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.

Согласно представленной справке в ходе проверки установлено, что вопреки требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. № 215) администрацией муниципального образования в установленный срок доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год не подготовлен, в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде не представлен. Кроме того, сведения, которые должны содержаться в докладе, то есть сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год не размещены на официальном сайте администрации муниципального образования в сети Интернет.

Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации Голицынского сельсовета, которое нарушает, как интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти на получение в установленные сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, так и интересы неопределённого круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и его эффективности, следовательно, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать незаконным бездействие администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, выразившееся в не подготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год, непредставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, не размещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год на официальном сайте администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области.

Обязать администрацию Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за <данные изъяты> год на официальном сайте администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области в сети Интернет.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                              Т.А. Сухова