Дело №2-287/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г. Нижний Ломов 25 июля 2011 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мананниковой В. Н., при секретаре Мырсиной О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пивкиной Т.А. к ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, у с т а н о в и л : Пивкина Т. А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в качестве медсестры <данные изъяты> отделения № <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве старшей медсестры детского сада <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве старшей медсестры детского сада <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве старшей медсестры детского сада №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве медсестры детской поликлиники <данные изъяты>. В связи с достижением трудового стажа за лечебную и иную деятельность по охране здоровья более 30 лет она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ Пивкиной Т. А. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району было рассмотрено поданное заявление о назначении пенсии, и протоколом № ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Отказывая Пивкиной Т. А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик не включил период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры детского сада, мотивируя тем, что детские сады не относятся к учреждениям здравоохранения и не предусмотрены Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако, в период работы медицинской сестрой в детском саду Пивкиной Т. А. выполнялась работа полностью аналогичная работе медицинской сестры детской консультации <данные изъяты>, в связи с чем данные должности считает тождественными, и возможным включение в специальный стаж работы в должности медсестры детского сада. Полагает, что ответчик, не включив спорный период работы в специальный трудовой стаж, нарушил её право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и создал препятствия к осуществлению пенсионного права, а потому просила обязать ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры детского сада № в специальный трудовой стаж, как стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и назначить ей трудовую пенсию по старости. В судебном заседании Пивкина Т. А. свои требования о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры детского сада № в специальный трудовой стаж, как стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и назначении трудовой пенсию по старости, поддержала, уточнив их - просила назначить трудовую пенсию по старости с даты обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В своих объяснениях пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает на одном и том же месте в - в детском саду. Сначала он был ведомственным, затем его передали в Управление образования, изменяя лишь наименования учреждения. С ДД.ММ.ГГГГ она, оставаясь работать в детском саду, была переведена в штат <данные изъяты>. Всё это время ею выполнялась и выполняется одна и та же работа: санитарно-просветительская, профилактическая. Ею, как медицинской сестрой, проводились профосмотры; проверялись у детей зрение, развитие стопы; по назначению врача делались инъекции; проводились закаливание детей, ультро-фиолетовое, кварцевой облучение, ингаляционные процедуры; велась прививочная работа; обрабатывался инструментарий; отслеживалось питание детей; ежедневно проводится утренний «фильтр» детей с целью выявления заболевших; оказывала первую помощь, проводила обработку ран, ссадин; оказывала также первую помощь сотрудникам детского сада. Эта же работа выполняется ею и сейчас. ДД.ММ.ГГГГ с учётом спорного стажа стаж работы по осуществлению лечебной деятельности составил <данные изъяты> лет, но обратилась Пивкина Т. А. за назначением пенсии лишь ДД.ММ.ГГГГ. С учётом выполнения работы по осуществлению лечебной деятельности в одном и том же учреждении просила признать работу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тождественной работе в должности медицинской сестры детской поликлиники <данные изъяты>, которую она занимает сейчас, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Допущенная в качестве представителя Пивкиной Т. А. в её ходатайству в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Долманова М. Ю., требования и объяснения своей доверительницы поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить, дополнительно пояснив, что согласно Уставу образовательного учреждения - детского сада, в котором истец работает, основными задачами и целями является, в том числе, охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для выполнения этих задач в детском дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет, оснащённый шкафом для хранения медицинских препаратов, стерилизатором, кварцевым облучателем, УФО, ингалятором, весами, тонометром, ростомером. В распоряжении медицинской сестры находится её кабинет, изолятор, процедурный кабинет и комната для работы с дезинфицирующими растворами. В обязательном порядке Пивкина Т. А. проходила повышение квалификации в институте усовершенствования врачей и на базе других медицинских учреждений. Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области Федунец Н. М., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск Пивкиной Т. А. не признала по сонованиям, изложенным в протоколе Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району № от ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав объяснения истца Пивкиной Т. А., представителя ответчика - ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Федунец Н. М., допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Из трудовой книжки Пивкиной Т. А. следует, что после окончания в <данные изъяты> году <данные изъяты> она ДД.ММ.ГГГГ поступила на работу в <данные изъяты> в качестве медицинской сестры <данные изъяты> отделения №, где и работала до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ принята на работу старшей медсестрой в детский сад № <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с ликвидацией предприятия в порядке перевода в <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> (в <данные изъяты> году <данные изъяты> преобразован в <данные изъяты>) в качестве старшей медицинской сестры детского сада №; с ДД.ММ.ГГГГ назначена медсестрой детского сада № городского отдела народного образования (в <данные изъяты> году детский сад № переименован в <данные изъяты>), откуда ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с переводом; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности медицинской сестры детской поликлиники <данные изъяты>. В трудовой книжке истца имеются также записи о присвоении ей ДД.ММ.ГГГГ первой квалификационной категории по специальности <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ - высшей квалификационной категории по специальности <данные изъяты>. Пивкина Т. А. полагая, что ею выработан специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (<данные изъяты> лет), ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (заявление Пивкиной Т. А. в ГУ ПУФ РФ по Нижнеломовскому району). Решением Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району от ДД.ММ.ГГГГ (протокол Комиссии №) Пивкиной Т. А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа <данные изъяты> лет. При этом к зачёту в соответствии с п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» были приняты периоды её работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры терапевтического отделения № <данные изъяты>; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медицинской сестры детского сада <данные изъяты>; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медицинской сестры детского сада <данные изъяты>; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медицинской сестры детского сада №, так как Перечнем, утверждённым Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривалась должность «Медицинская» сестра, а также учреждение «детский сад». Не принят к зачёту период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медсестры детского сада № (так указано в протоколе), так как Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года №1397 утратило действие с 01 октября 1993 года, а Списками от 06 сентября 1991 года №464, от 22 сентября 1999 года №1066, Списками и Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 учреждение «детский сад» не предусмотрено. В связи с этим продолжительность специального стажа без учёта указанного периода составила <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней. Между тем, данный вывод комиссии суд считает преждевременным. Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. В соответствии с п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173 -ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Действительно, Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым в разделе 2 «Врачи и другие медицинские работники» были предусмотрены учреждения «детские сады» и должность «медицинская сестра», утратило силу с 01 октября 1993 года в связи с издание Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953. Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право за выслугу лет, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, предусмотрена должность медицинской сестры для включения периодов работы в ней в льготный стаж, однако к учреждениям здравоохранения или иным учреждениям, указанным в данном документе, детские сады не отнесены. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, работа в должности медицинской сестры подлежит зачёту в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В перечне учреждений имеются больницы, поликлиники всех наименований. В данном документе в разделе «учреждения» не указаны детские дошкольные учреждения - детские сады, в связи с чем ссылка ответчика на отсутствие в Списках учреждения «детский сад», где работала истец в спорный период, обоснованна. В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). В то же время, из п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О не которых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», следует, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 статьи 27 и п/п 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Проводя анализ выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности в должности медицинской сестры детского сада тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (медицинская сестра поликлиники, больницы), суд приходит к выводу о тождественности выполняемых Пивкиной Т. А. функций медицинской сестры детского сада функциям медицинской сестры детской поликлиники. Так, из должностной инструкции медицинской сестры детского сада следует, что медицинская сестра детского сада должна знать основы законодательства о здравоохранении и основные нормативно-правовые документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, всероссийской службы медицинских катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, лекарственного обеспечения населения; принципы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины; основы социальной гигиены, экономики здравоохранения, медицинской этики и деонтологии и др. В обязанности медицинской сестры детского сада входит: организация выполнения назначений врача, проведение оздоровительных мероприятий (по профилактике заболеваний и закаливанию детей); осуществление медицинского контроля: организации образовательного процесса и двигательного режима дошкольников; проведения утренней гимнастики в группах; занятий физическими упражнениями; состояния здоровья физического развития и закаливания детей в период их пребывания в ДОУ; вновь поступивших детей в период их адаптации к условиям детского сада; - организация и проведение: систематических медицинских осмотров и антропометрии детей; осмотры вновь поступивших детей; ежедневных обходов групп с целью проверки санитарного состояния и ведения журнала посещаемости; приём и осмотр детей после болезни; оздоровительно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и закаливание детей; летней оздоровительной кампании; контроля соблюдения режима дня, организации питания, санитарного состояния помещений и участков ДОУ; контроль правильности и своевременности всех изменений в медицинскую карту ребёнка, в том числе, при подготовке его поступления в школу; выполнение рекомендаций врача в соответствии с результатами осмотров и назначениями необходимых диагностических проб, лабораторных исследований и лечения; наблюдение за диспансерной группой детей с хроническими заболеваниями; осмотр детей, находящихся в изоляторе при подозрении у них острого заболевания; распределение детей по группам здоровья; работу по профилактике отравлений и травматизма, учёту и анализу всех подобных случаев; доврачебную помощь детям в случае острого заболевания или травмы; инструктаж по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима с медицинскими работниками, педагогами, обслуживающим персоналом; манипуляции, определённые программой оздоровления, изоляцию заболевших детей, а также наблюдение детей, бывших в контакте с инфекционным больным; плановую вакцинацию детей и вакцинацию по эпидемиологическим показаниям; осмотр детей перед прививками и подготовку их к врачебному осмотру; контроль состояния детей после прививки, регистрацию местной и общей реакции на прививку; - ведёт медицинскую документацию установленного образца; - участвует в обследовании состояния здоровья ребёнка, в разработке комплексной программы по обеспечению валеосферы ребёнка, в составлении режима дня, сетки занятий и двигательной активности ребёнка; в рейдах, осмотрах, родительских собраниях; - контролирует целевое использование хлорсодержащих составов; - осуществляет консультативно-просветительскую работу с педагогами и родителями по вопросам профилактики заболеваний и соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и др. В подтверждение выполняемых Пивкиной Т. А. указанных обязанностей медицинской сестры детского сада были исследованы медицинские карты воспитанников детского сада, которые истец ведёт в детском учреждении. В карточке ФИО1, <данные изъяты> года рождения, имеются сведения о постановке на диспансерный учёт ребёнка с <данные изъяты>; в карточке в разделе «Сведения о диспансерном наблюдении» имеются сведения о посещениях специалистов; отметки о сделанных истцом профилактических прививках и прививках по эпидпоказаниям, реакция Манту; данные плановых профилактических медицинских осмотров; ведётся лист уточнённых диагнозов; сведения о наблюдении ребёнка после прививки, после болезни; лист назначений врача и указаний врача; о проведённом лечении - УФО, закаливающих процедурах. В медицинской карте ФИО2, <данные изъяты> года рождения, кроме аналогичных сведений, имеется информация о направлении ребёнка на госпитализацию и по вспомогательные кабинеты. В медицинской карте ФИО3, <данные изъяты> года рождения, также кроме аналогичных данных, имеются сведения о проведении трёхмесячного курса лечения по назначению врача в связи с выставленным диагнозом. ФИО4, <данные изъяты> года рождения, проводились инъекции по назначению врача. Пивкина Т. А. ведёт Журнал витаминизации, начатый в <данные изъяты> году, в котором отмечается наличие витаминов и их количество в блюдах; Журнал проведения санитарного инструктажа, начатый в <данные изъяты> году; диспансерный журнал, начатый в <данные изъяты> году, в котором дети поставлены на диспансерный учёт по различным заболеваниям; Журнал вакцинации против гриппа. В должностные обязанности медицинской сестры детской поликлиники входит: Выполнение профилактических, лечебных, диагностических мероприятий, назначаемых врачом в поликлинике и на дому; оказание больным и пострадавшим первой доврачебной помощи при травмах, отравлениях, острых состояниях, организация госпитализации больных и пострадавших по экстренным показаниям; организация амбулаторного приёма участкового врача - педиатра, подготовка рабочего места, приборов, инструментария, подготовка индивидуальных карт больного, бланков рецептов, проведение осмотра больного, предварительный сбор анамнеза; соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизация инструментария; ведение учётных медицинских документов; обеспечение необходимыми медикаментами; контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования; проведение в поликлинике и на дому доврачебных осмотров и др. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 января 2007 года №56 утверждён Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники, согласно п.3 которого детская поликлиника обеспечивает организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. При этом, в Примерную структуру детской поликлиники входит процедурный кабинет и медицинские кабинеты образовательных учреждений. Согласно ответу МБУ «Расчётно-кассовый центр образовательных учреждений Нижнеломовского района» на балансе МБДОУ «детский сад № г. Нижний Ломов» находятся весы медицинские, ингалятор, массажёр, облучатель, танометр, шкаф медицинский. Из объяснений Пивкиной Т. А., а также свидетеля ФИО5, следует, что истец работает в одном учреждении в качестве медицинской сестры с <данные изъяты> года и по настоящее время, причём, обязанности за это время её практически не изменились. В детском саду имеются несколько кабинетов для работы медицинской сестры: кабинет для приёма и осмотра детей; процедурный кабинет; изолятор и комната для работы с растворами. В распоряжении Пивкиной Т. А. также имеется медицинское оборудование. Из п.2.6 Устава МДБОУ детского сада № г. Нижний Ломов следует, что медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечения качества питания. Дошкольное учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществляет контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников детского дошкольного образовательного учреждения. Детский сад создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей (п.2.8 Устава). В соответствии со ст.1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утверждённых Верховным Советом РФ 22 июля 1993 года №5487-1, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Вопрос о конституционности норм, в силу которых граждане утрачивают права, приобретённые ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил право законодателя вносить изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, обеспечивая, однако, соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Согласно сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03 июня 2004 года №11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 п.1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой Области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов г. Липецка, а также жалобами ряда граждан», правовой позиции, введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников (педагогическим, медицинским) связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц. Природа и предназначение пенсий за выслугу лет педагогическим, медицинским, творческим работникам обусловливали особенности приобретения права на ее назначение. Право на пенсию за выслугу лет, как следует из статей 2, 77, 80, 81 и 82 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (и ранее действовавших нормативных правовых актов Союза ССР), возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья либо творческой деятельности на сцене), а у отдельных категорий творческих работников - также при достижении ими определенного возраста. Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно ст.83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в своём определении №197-О от 18 июня 2004 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Путинцевой Елены Леонидовны и Фёдоровой Елены Сергеевны на нарушение их конституционных прав положениями п.3 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из содержания пункта 3 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающего, что списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 данной статьи, в том числе список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации, не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания ст.15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В определении Конституционного Суда РФ №471-О от 03 октября 2006 года «По запросу Курчатовского городского суда Курской области о проверке конституционности п.3 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по жалобе гражданки Степановой Ольги Александровны на нарушение её конституционных прав той же нормой» также указано, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Пивкина Т. А. осуществляла функции, тождественные по своему характеру функциям медицинской сестры детской поликлиники, по охране здоровья населения. Данный вывод подтверждается также тем, что истец периодически повышала свою квалификацию на курсах повышения квалификации. Так, согласно удостоверению №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, медицинской сестре Пивкиной Т. А. - место работы детская поликлиника <данные изъяты>, в том, что она ДД.ММ.ГГГГ прошла аттестацию в аттестационной комиссии <данные изъяты> и приказом по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-Л ей присвоена первая квалификационная категория <данные изъяты>. Решением аттестационной комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № Пивкиной Т. А. присвоена высшая квалификационная категория по специальности <данные изъяты> (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверения №). Введение законодателем особых правил назначения пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, обусловлено сопряжением длительной занятости на таких работах с неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных факторов. Именно этот критерий был определяющим и для назначения пенсий врачам и другим работникам здравоохранения при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, который действует и в настоящее время. С учётом того, что работа медицинских сестёр в детских дошкольных учреждениях приведена в настоящее время в соответствие с действующим законодательством (медицинский персонал в детских садах переведён на работу в учреждения здравоохранения), и решение этого вопроса носило, скорее, организационный характер, что не влияло на функциональные обязанности истца, характер его работы, суд полагает возможным включить спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Включение данного стажа в специальный стаж работы Пивкиной Т. А. позволяет назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, как лицо, осуществлявшее 30 лет лечебную деятельность по охране здоровья населения, так как стаж её работы на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял более <данные изъяты> лет, следовательно, её требования подлежат удовлетворению. Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с учётом спорного периода возникло у Пивкиной Т. А. на дату обращения её с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ), именно с этой даты ей и необходимо назначить пенсию по старости. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст.96 настоящего Кодекса, из чего следует, что в пользу истца с ответчика необходимо произвести возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : исковые требования Пивкиной Т.А. удовлетворить. Признать за Пивкиной Т.А., <данные изъяты> право на досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включив в льготный стаж время её работы в должности медицинской сестры детского сада № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и обязав Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области в пользу Пивкиной Т.А., <данные изъяты>, возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья В. Н. Мананникова