решение по делу № 2-510/2011 г.



Дело № 2-510/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Ломов                                          30 августа 2011 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Симакина В.Д.,

с участием старшего помощника Нижнеломовского межрайонного прокурора Балашовой И.В.,

при секретаре Корнеевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнеломовского межрайонного прокурора в защиту интересов к администрации Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Проведенной Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что , ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот. С ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.Н. зарегистрирован по месту жительства жены: <адрес>. Данное домовладение находится в общей долевой собственности (по 1/2 доли), в том числе его супруги Спириной (Вишняковой) Е.И. Постановлением главы администрации Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.Н. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет как ребенок-сирота по причине смерти родителей с даты регистрации заявления - ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как являющегося членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. До настоящего времени Спирину В.Н. не предоставлено жилье по договору социального найма. Нижнеломовский межрайонный прокурор просит обязать администрацию Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма.

Спирин В.Н. в судебном заседании требования Нижнеломовского межрайонного прокурора поддержал, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в детском доме <адрес>. По окончании пребывания в детском доме обучался в Спасском аграрном техникуме, проходил службы в Вооружённых силах РФ, обучался в Нижнеломовском многопрофильном техникуме. При помещении его в детский дом какое-либо жилое помещение за ним не закреплялось, жилым помещением не обеспечен.

Прокурор Балашова И.В. требования к администрации Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области о предоставлении Спирину В.Н. жилого помещения по договору социального найма поддержала.

Представитель ответчика - администрации Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, в своём заявлении просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, также указав в своем отзыве на исковое заявление, что Законом Пензенской области от 28.02.2011г. №2040-ЗПО в Закон Пензенской области от 22.12.2006г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» внесены изменения, в соответствии с которыми органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006г. №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области», а именно: приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма. Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009г. №1996-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление указанных выше полномочий органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области предусмотрены субвенции в сумме 184 844,8 тыс. рублей.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика - администрации Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, третьих лиц - Министерства финансов Пензенской области, Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Как следует из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст.8).

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч.2 ст.8).

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» установлено, что органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в статье 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» (в ред. Закона Пензенской обл. от 10.05.2011 N 2068-ЗПО): 1) приобретение жилых помещений; 2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3) заключение договора социального найма.

В соответствии со ст.10 названного Закона отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления.

В силу статьи 12 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе на: 1) финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области; 2) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами.

Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1 - 4, 5.1, 9 - 9.3 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций (ст.14 Закона).

Из ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12.09.2006г. (с послед. изменениями) №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих не территории Пензенской области» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам.

Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру.

Из материалов дела следует, что мать Спирина В.Н. - ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией <данные изъяты>, а отец Спирина В.Н. - ФИО4, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты>.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.Н. являлся воспитанником ГОУ детский дом № 1 г. Спасска, который на основании постановления Правительства Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № 555-пП был реорганизован путем слияния в ГБОУ детский дом г. Спасска, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБОУ детский дом г. Спасска.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.Н. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, что подтверждается военным билетом серия , выданным Военным комиссариатом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке ГОУ СПО Пензенской области «Нижнеломовский многопрофильный техникум», с ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.Н. проходил обучение в данном учебном заведении.

ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.Н. заключил брак с ФИО6, что подтверждается свидетельством о заключении брака серия , выданным <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно паспорту истца Спирин В.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данное домовладение, согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит в 1/2 доле ФИО3, в 1/2 доле ФИО2 Указанное домовладение имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м.

Из выписки из домовой книги администрации Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области следует, что в доме <адрес> зарегистрированы: ФИО2, ФИО3, , ФИО5.

Постановлением главы администрации Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.Н. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет как ребенок - сирота о причине смерти родителей с даты регистрации заявления ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ по данным алфавитной картотеки и электронной базы Нижнеломовского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за Спириным В.Н. не поставлено на учет недвижимого имущества в г. Нижнем Ломове и Нижнеломовском районе. Данное обстоятельство подтверждается также уведомлением Нижнеломовского отдела Управления Росреестра по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Спирина В.Н. на имеющиеся у него объекты недвижимости, справкой МУП Нижнеломовского района «БТИ». Справкой администрации Пограничного сельсовета Колышлейского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Спирин В.Н. на территории Пограничного сельсовета Колышлейского района Пензенской области приватизированного жилья и жилья по договору социального найма не имеет.

Решением Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Норовском сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области» установлено, что учётная норма жилого помещения в целях принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещений - в размере 12 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере 12 кв. метров общей жилой площади на одного человека.

Таким образом, судом установлено, что Спирин В.Н. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма и является членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченного общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Возраста 23 лет Спирин В.Н. не достиг.

Следовательно, требования Спирина В.Н. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования удовлетворить.

Обязать администрацию Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области предоставить , ДД.ММ.ГГГГ рождения, относящемуся к категории дети-сироты, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Взыскать с администрации Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                                              В.Д. Симакин