Дело №2-621/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижний Ломов 28 ноября 2011 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Суховой Т.А., при секретаре Фоминой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыгалова А. В. к администрации г. Нижний Ломов Пензенской области, администрации Нижнеломовского района Пензенской области об отмене постановления в части, обеспечении жилым помещением вне очереди, у с т а н о в и л: Спиридонова Н.В., действуя на основании доверенности от 20.07.2011г. за истца Рыгалова А.В., обратилась в суд к администрации города Нижний Ломов Пензенской области с иском об обеспечении истца, как лица, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением вне очереди, указав, что распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Нижнеломовского района Рыгалову А.В., как несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей, был назначен попечитель - родной брат ФИО1, и за ним было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>. Однако, в том же ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором Рыгалов проживал, сгорел. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Рыгалов А.В. являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в <данные изъяты>, после чего был призван на военную службу в ряды ВС РФ. После увольнения из ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ он обратился в орган опеки и попечительства при администрации Нижнеломовского района с заявлением о постановке его на учет и внеочередном предоставлении жилья, как оставшемуся без попечения родителей. В связи с утерей этого заявления он вновь в ДД.ММ.ГГГГ подал аналогичное заявление, однако до настоящего времени жильём не обеспечен. В ДД.ММ.ГГГГ. Рыгалов А.В. узнал, что состоит на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий под № на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № главы администрации Нижнеломовского района в общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, что, по его мнению, является нарушением ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ (ред. от 17.12.2009г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающей внеочередное обеспечение жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также требований ст.57 ЖК РФ, согласно пункту 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Полагает, что истец должен быть обеспечен жильём вне очереди, поскольку на учете по прежнему месту жительства в <адрес> не состоит, своего жилья не имеет, действующее законодательство не предусматривает учет лиц, имеющих статус «оставшихся без попечения родителей» и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общей очереди. Просила обязать администрацию г. Нижний Ломов обеспечить Рыгалова А.В., как лицо, оставшееся без попечения родителей, жильем. В последствие при подготовке дела к судебному разбирательству истец дополнил исковые требования, просил отменить пункт 2 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Нижнеломовского района Пензенской области в части постановки Рыгалова А.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что согласно ст.57 ЖК РФ он, как лицо, оставшееся без попечения родителей, должен быть обеспечен жильем вне очереди. Однако названным постановлением он был поставлен на учет в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, что нарушает его законные права и интересы. В судебное заседание истец Рыгалов А.В. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил соответствующее заявление. Представитель истца Лесовой Г.А., действующий на основании доверенности от 25.10.2011г. исковые требования Рыгалова А.В. поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнении к нему, кроме того пояснил, что о содержании оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно при обращении с иском в суд в ДД.ММ.ГГГГ.. Документы, находящиеся в учетном деле, свидетельствуют о том, что он обращался в администрацию Нижнеломовского района с заявлением об обеспечении его, как лица, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением вне очереди, однако этот вопрос фактически не был разрешен; Рыгалов А.В., имеющий право на получение жилого помещения вне очереди, необоснованно был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и до настоящего времени не обеспечен жилым помещением. Представитель истца Спиридонова Н.В., действующая на основании доверенности от 20.07.2011г., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, о рассмотрении дела в её отсутствие не просила. В судебном заседании 09.11.2011г. Спиридонова Н.В. исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям. Представитель ответчика - администрации города Нижний Ломов, Зюзина Л.Н., действующая на основании доверенности от 28.09.2011г., исковые требования Рыгалова А.В. об обеспечении жилым помещением вне очереди, признала, пояснив, что действительно истец на основании постановления администрации Нижнеломовского района от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако документы, находящиеся в учетном деле Рыгалова, переданном администрацией района в администрацию города Нижний Ломов, свидетельствуют о том, что на момент принятия указанного решения, Рыгалов А.В. имел право на обеспечение жилым помещением вне очереди. Представитель ответчика - администрации Нижнеломовского района Пензенской области Ширчкова Т.В., действующая на основании доверенности от 29.04.2011г., также исковые требования признала, пояснив, что истец на момент обращения в администрацию Нижнеломовского района с заявлением об обеспечении жилым помещением имел право на внеочередное получение жилого помещения, представил документы, подтверждающие это право, в связи с чем, необоснованно был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время восстановить нарушенное право истца администрация не имеет возможности в связи с тем, что полномочия по обеспечению жилым помещением не входят в компетенцию администрации района. Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Рыгалова А.В., представителя истца Спиридоновой Н.В. и представителя третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития. Выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков, заслушав показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.33 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. В силу п.2 ст.37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителя. В соответствии со ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекса Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (ч.2 ст.6 ФЗ). В данном случае жилищные правоотношения между сторонами возникли до введения в действие ЖК РФ, однако они являются длящимися, поскольку истец до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Как следует из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 8). Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч.2 ст.8). Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006г. (с послед. изменениями) №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» установлено, что органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в статье 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области": (в ред. Закона Пензенской обл. от 10.05.2011 N 2068-ЗПО) 1) приобретение жилых помещений; 2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3) заключение договора социального найма. В соответствии со ст.10 названного Закона отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления: городов, в частности Нижнего Ломова, входящего в состав Нижнеломовского муниципального района. В силу статьи 12 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе на: 1) финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области; 2) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами. Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1 - 4, 5.1, 9 - 9.3 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций (ст.14 Закона). Из ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12.09.2006г. (с послед. изменениями) №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих не территории Пензенской области» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру. Таким образом, как ранее действующее законодательство, так и законодательство, действующее на момент рассмотрения дела, предусматривает внеочередное предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Кроме того, законодательство также устанавливает размер предоставляемого жилого помещения и определяет органы, на которые возлагается обязанность предоставления жилых помещений. Согласно свидетельству о рождении истец Рыгалов А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются: отец - ФИО2, мать - ФИО3 (повторное свидетельство о рождении, выданное ДД.ММ.ГГГГ). Из материалов дела следует, что мать Рыгалова А.В. - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ), отец ФИО2 - осужден приговором Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ по ст.<данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Распоряжением главы администрации Нижнеломовского района от ДД.ММ.ГГГГ № попечителем над несовершеннолетним Рыгаловым А.В. назначен его брат ФИО1. При этом за Рыгаловым А.В. закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>. Истец Рыгалов А.В., как опекаемый, снят с учета в отделе образования Нижнеломовской районной администрации ДД.ММ.ГГГГ в связи с совершеннолетием (личное дело Рыгалова А.В.). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Рыгалов А.В. обучался в <данные изъяты> г. Н-Ломова (справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно военному билету Рыгалов проходил службу в ВС РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Как видно из справки администрации Сорокинского сельсовета Нижнеломовского района от ДД.ММ.ГГГГ №, щитовой дом, принадлежащий ТОО <данные изъяты>, в котором проживал Рыгалов А.В., сгорел в ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство также подтверждается справкой ОНД Н-Ломовского района УНД ГУ МЧС России по Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, принадлежащем ТОО <данные изъяты> (ответственный квартиросъемщик ФИО2) произошел пожар, в результате которого огнем полностью был уничтожен жилой дом и имущество в нем. Таким образом, Рыгалов А.В., имевший статус лица, оставшегося без попечения родителей, имел право на внеочередное предоставление жилого помещения. Как установлено в судебном заседании, истец первоначально был зарегистрирован в <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - по месту жительства жены по адресу: <адрес>. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Нижнеломовского района Пензенской области Рыгалов А.В. поставлен на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно справке администрации г. Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ № Рыгалов А.В. состоит на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий под № на основании вышеуказанного постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ Исходя из вышеизложенного, следует, что Рыгалов А.В. обратился в районную администрацию по жилищному вопросу до достижения возраста 23-х лет. Заявление истца, с которым он обращался в администрацию, не сохранилось, однако из обозреваемого в судебном заседании учетного дела следует, что истцом в подтверждение его права на жилое помещение было предоставлено распоряжение главы администрации Нижнеломовского района № от ДД.ММ.ГГГГ об учреждении над ним попечительства (тогда как на тот момент он уже был совершеннолетним и достиг возраста 22-х лет), информация главы администрации Сорокинского сельсовета о том, что жилое помещение, в котором проживал несовершеннолетний Рыгалов А.В., сгорело. Кроме того, в этом же деле, находится копия постановления Правительства Пензенской области от 23.07.1999г №298-пП «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также текст Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ в редакции от 08.02.1998г. Из содержащихся в личном деле документов можно сделать вывод о том, что Рыгаловым А.В. подавалось заявление о внеочередном предоставлении жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Данный факт также подтверждается показаниями свидетеля ФИО4, работавшей в указанный период времени инспектором по охране детства отдела образования администрации Нижнеломовского района, и пояснившей, что она разъясняла Рыгалову А.В. его право на получение жилого помещения вне очереди, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Вместе с тем, из показаний свидетеля ФИО5 следует, что Рыгаловым заявление о предоставлении жилого помещения было подано в тот период времени, когда жилой фонд передавался из города в район (через несколько месяцев жилой фонд был передан обратно в муниципальное образование г. Н-Ломов). На момент принятия оспариваемого постановления в районной администрации не было специалиста по жилищным вопросам, по устному распоряжению главы администрации постановления готовились разными специалистами, что, по мнению суда, явилось причиной рассмотрения заявления Рыгалова А.В. ненадлежащим образом (фактически вопрос о внеочередном обеспечении жилым помещением не разрешался). Учитывая то, что истец обладал статусом лица, имеющего право на внеочередное обеспечение жилым помещением, своевременно обратился в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, своего жилья не имел, следовательно, за ним необоснованно не было признано право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, и он в нарушение требований закона необоснованно был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в части постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушает его права, оспариваемое постановление нельзя признать соответствующим требованиям закона. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Оспариваемое постановление было принято ДД.ММ.ГГГГ, однако его содержание стало известно истцу лишь в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что Рыгаловым А.В. пропущен срок обращения в суд. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При таких обстоятельствах постановление № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Нижнеломовского района в части постановки Рыгалова А.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, нельзя признать обоснованным. По данным алфавитной картотеки и электронной базы Нижнеломовского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за Рыгаловым А.В. не поставлено на учет недвижимого имущества в г. Нижнем Ломове и Нижнеломовском районе. Данное обстоятельство подтверждается также уведомлением Нижнеломовского отдела Управления Росреестра по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах Рыгалова А.В. на имеющиеся у него объекты недвижимости, справкой МУП Нижнеломовского района «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у истца на праве собственности жилого помещения. Таким образом, Рыгалов А.В., как не имеющий в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт. Предоставление жилого помещения вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. При таких обстоятельствах исковые требования Рыгалова А.В. подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч.1 ст.88 ГПК РФ). Таким образом, ответчики обязаны возместить истцу понесенные им расходы по уплате государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : исковые требования Рыгалова А. В. удовлетворить. Отменить постановление главы администрации Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части постановки Рыгалова А. В. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области предоставить Рыгалову А. В. жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Взыскать в пользу Рыгалова А. В. возврат государственной пошлины с администрации Нижнеломовского района - 200 (двести) рублей, с администрации города Нижний Ломов - 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10-ти дней. Судья Т.А. Сухова