Дело №2-679/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г. Нижний Ломов 09 декабря 2011 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мананниковой В. Н., при секретаре Поляковой Е. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шишкина А.К. об обжаловании бездействия органа местного самоуправления - Собрания представителей г. Нижний Ломов Пензенской области, у с т а н о в и л : Шишкин А. К. обратился в Нижнеломовский районный суд Пензенской области с заявлением о признании недействующим нормативного акта органа местного самоуправления - решения Городского Собрания народных депутатов города Нижний Ломов от 19 сентября 2005 года №12-3 «О налоге на имущество физических лиц» с изменениями от 10 ноября 2009 года №81-13/14, обжаловании бездействия органа местного самоуправления - Собрания представителей г. Нижний Ломов Пензенской области, указав, что оспариваемое им решение органа местного самоуправления не соответствует требованиям Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09 декабря 1991 года №2003-1, в результате чего налог на имущество физических лиц увеличился в разы, поскольку неверно исчисляется суммарная стоимость объектов, а потому нарушены его законные права и свободы, а также права и свободы неопределённого круга лиц, в связи с чем просил привести оспариваемый нормативный акт органа местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, Шишкин А. К. оспаривает бездействие органа местного самоуправления - Собрания представителей г. Нижний Ломов Пензенской области, должностные лица которого в нарушение требований Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года №59-ФЗ не дали на его обращение через средства массовой информации - редакцию газеты «Куранты - Маяк» в установленный срок ответ о том, будет ли приведено в соответствие с законодательством оспариваемое решение органа местного самоуправления о налогах на имущество физических лиц. Определением судьи Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ дело принято к производству суда и назначена подготовка к судебному разбирательству. Определением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ требование Шишкина А. К. об обжаловании бездействия органа местного самоуправления - Собрания представителей г. Нижний Ломов Пензенской области выделено в отдельное производство. В судебном заседании Шишкин А. К. своё требование о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления г. Нижний Ломов, не ответившего в установленный законом срок на его обращение через средство массовой информации - районную газету «Куранты - Маяк», поддержал, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в редакцию районной газеты «Куранты - Маяк» с просьбой, используя свои полномочия, обратиться в Собрание представителей г. Нижний Ломов, и задать депутатам вопрос о том, будут ли они приводить своё решение (с последующими изменениями) №12-3 от 19 сентября 2005 года в соответствие с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц». Его обращение было опубликовано в газете «Куранты - Маяк» от ДД.ММ.ГГГГ. Статья называлась «Кто прав?» и содержала просьбу дать ответ на поставленный заявителем вопрос представительным органом - Собранием представителей г. Нижний Ломов, или распорядительным органом - администрацией г. Нижний Ломов. Должностные лица Собрания представителей г. Нижний Ломов обязаны были в установленный Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан» тридцатидневный срок дать ему ответ через ту же газету, однако, до настоящего времени ответ на его обращение в редакцию газеты не поступал, и на страницах газеты не опубликован. Просил признать бездействие Собрания представителей г. Нижний Ломов не соответствующим закону, и обязать представительный орган дать ответ на поставленный им вопрос редакции газеты «Куранты - Маяк». Представитель Собрания представителей г. Нижний Ломов Пензенской области Стрыгина Н. А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с требованием Шишкина А. К. не согласилась, пояснив, что по поводу затронутой Шишкиным А. К. проблемы о налогах на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Нижний Ломов» ему неоднократно в 2008 году давались ответы, и ничего нового к этому добавить они не могут. Ссылка Шишкина А. К. на Федеральный закон от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан» не должна быть принята судом, поскольку данный акт регулирует отношения граждан, непосредственно обратившихся, в том числе, в органы местного самоуправления. Шишкин А. К. в Собрание представителей г. Нижний Ломов в октябре - ноябре 2011 года не обращался. Однако, он использовал своё право на обращение в органы местного самоуправления, обратившись через средство массовой информации, которое обязано было направить в орган местного управления запрос по интересующей заявителя информации. Редакция газеты «Куранты - Маяк» с запросом дать ответ на обращение Шишкина А. К. по налогам на имущество физических лиц в Собрание представителей г. Нижний Ломов не обращалась. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ею на очередной сессии Собрания представителей г. Нижний Ломов было доведено до сведения депутатов о рассмотрении судом заявления Шишкина А. К. об обжаловании бездействия органа местного самоуправления, на что депутаты также, не видя необходимости давать Шишкину А. К. ответ, сослались на неоднократные ответы заявителю по поставленному им вопросу. ДД.ММ.ГГГГ в адрес редакции газеты Собрание представителей г. Нижний Ломов направило письмо, с просьбой опубликовать ответ на статью «Кто прав?», размещённую в номере 117 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Глава города указал, что решение Собрания народных депутатов г. Нижний Ломов (название представительного органа на момент принятия решения) от 19 сентября 2005 года №12-3 утратило силу в декабре 2009 года. В удовлетворении требования при таких обстоятельствах просила отказать. Представитель привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица ГАУ Пензенской области «Редакция газеты «Куранты - Маяк» Нижнеломовского района в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещён надлежаще. О причинах неявки суду не сообщил. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст.257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица ГАУ Пензенской области «Редакция газеты «Куранты - Маяк» Нижнеломовского района. В своём ответе от ДД.ММ.ГГГГ № редактор ГАУ Пензенской области «Редакция газеты «Куранты - Маяк» Нижнеломовского района ФИО1 указала, что на публикацию в газете «Куранты - Маяк» от ДД.ММ.ГГГГ «Кто прав?» редакция газеты никакого официального ответа от Собрания представителей г. Нижний Ломов не получала. Выслушав объяснения заявителя Шишкина А. К., представителя заинтересованного лица - Собрания представителей г. Нижний Ломов Стрыгину Н. А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В силу ст.1 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (ст.2 Федерального закона №59-ФЗ от 02 мая 2006 года). Данный федеральный закон также содержит нормы о требованиях к письменному обращению (ст.7), о порядке направления и регистрации письменного обращения (ст.8), о личном приёме граждан (ст.13). Как установлено в судебном заседании, Шишкин А. К. лично с заявлением в представительный орган местного самоуправления муниципального образования «Город Нижний Ломов» - Собрание представителей г. Нижний Ломов, по вопросу приведения решения №12-3 от 19 сентября 2005 года в соответствие с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» в октябре - декабре 2011 года не обращался, а потому нормы данного федерального закона не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям. Между тем, в соответствии со ст.33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года, наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (в том числе, обращения граждан - ст.32) граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности. Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. Аналогичная норма содержится и в ст.18 Устава города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области, зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции по Пензенской области 30 мая 2011 года, в соответствии с которой наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иным федеральным законам, законам Пензенской области. Таким образом, перечень форм прямой демократии не ограничен, главное, чтобы каждая из этих форм основывалась на принципах добровольности и законности. Одна из форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, по мнению суда, предусмотрена ст.38 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-1 от 27 декабря 1991 года. Согласно ст.38 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-1 от 27 декабря 1991 года граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации. Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции (ст.39 Закона РФ №2124-1 от 27 декабря 1991 года). Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Шишкин А. К. обратился в редакцию газеты «Куранты - Маяк» с просьбой задать депутатам представительного органа местного самоуправления муниципального образования «Город Нижний Ломов» вопрос о том, будут ли они приводить решение от 19 сентября 2005 года №12-3 с последующими изменениями в соответствие с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц». Данное обращение Шишкина А. К. было зарегистрировано в редакции ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в очередном номере №117 газеты «Куранты - Маяк» под рубрикой «читатель спрашивает» была размещена статья «Кто прав?», в которой поставленный Шишкиным А. К. вопрос о налогах на имущество физических лиц был задан депутатам представительного органа местного самоуправления. Данная статья также содержала просьбу, адресованную к Собранию представителей г. Нижний Ломов или городской администрации, сообщить свой ответ по данной проблеме. Разрешая вопрос о том, является ли публикация статьи «Кто прав?» запросом редакции органам местного самоуправления, суд исходит из следующего. В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №16 от 15 июня 2010 года «О практике применения судами Закона РФ «О средствах массовой информации» одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (ст.39 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). При применении положений ст.ст.38 - 42 этого Закона по делам об оспаривании (обжаловании) отказа или отсрочки в предоставлении информации судам необходимо иметь в виду, что вопросы предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений (в том числе по запросам редакций средств массовой информации) могут быть урегулированы иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, если возможность принятия таких актов предусмотрена действующим законодательством. Положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не обязывают редакцию средства массовой информации указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации. Запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица. Предметом запроса также могут являться сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих; особенности предоставления таких сведений определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ст.18 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица. Таким образом, закон «О средствах массовой информации» не содержит обязательных требований к запросу, направляемому средством массовой информации, о деятельности органа местного самоуправления, а также не предусматривает процедуры обращения (непосредственно в орган или публикацию в самом средстве массовой информации); требования, установленные к запросу Федеральным законом №8-ФЗ, выдержаны (газета содержит необходимые реквизиты для ответа на запрос; наименование учреждения, в которое необходимо направить ответ; наименование органа местного самоуправления, в который направлен запрос), а потому с учётом требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о необходимости органов местного самоуправления содействовать в осуществлении гражданами местного самоуправления, Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», которым провозглашены принципы обеспечения доступа о деятельности органов местного самоуправления - открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст.4), суд рассматривает публикацию в номере 117 от ДД.ММ.ГГГГ газеты «Куранты - Маяк» «Кто прав?» как запрос средства массовой информации в орган местного самоуправления, в частности, в Собрание представителей г. Нижний Ломов, о деятельности данного органа. Довод представителя Собрания представителей г. Нижний Ломов о том, что они не обязаны просматривать газеты, для того, чтобы ответить на запрос, не состоятелен, поскольку противоречит принципам открытости, гласности в деятельности органов местного самоуправления, участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Кроме того, на территории г. Нижний Ломов и Нижнеломовского района выходит два средства массовой информации, в связи с чем лицо, ответственное за организацию доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, которое в Собрании представителей г. Нижний Ломов до настоящего времени не определено, обязано было просматривать газеты, освещающие события Нижнеломовского района, в том числе, и для своевременного реагирования на поставленные перед органами местного самоуправления вопросы о своей работе. Из смысла ст.40 Закона «О средствах массовой информации» следует, что ответ на запрос средства массовой информации должен быть дан органом местного самоуправления в течение 7 дней со дня поступления запроса. Однако, ни через 7 дней со дня публикации статьи в газете, ни на дату обращения Шишкина А. К. в суд, ни на ДД.ММ.ГГГГ ответ Собранием представителей г. Нижний Ломов редакции на статью в газете от ДД.ММ.ГГГГ дан не был, что не соответствует приведённым нормам действующего законодательства. Представителем Собрания представителей г. Нижний Ломов Стрыгиной Н. А. в судебное заседание 09 декабря представлено письмо Главы города Нижний Ломов Щербакова В. И. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он, обращаясь к редактору газеты «Куранты - Маяк» ФИО1, просит опубликовать ответ на статью Шишкина А. К. «Кто прав?» (газета от ДД.ММ.ГГГГ №117), указав, что нормативно-правовой акт органа местного самоуправления - решение Городского Собрания народных депутатов г. Нижний Ломов от 19 сентября 2005 года №12-3 «О налоге на имущество физических лиц» утратило силу в декабре 2009 года, с отметкой о получении ДД.ММ.ГГГГ. Однако, с достоверностью установить, кем получено данное письмо (печать или штамп учреждения, принявшего данный документ, отсутствует) не представилось в судебном заседании возможным (в суд ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо о получении ответа редакцией, но не указано, какого ответа, на какую статью и по какому делу), тогда как в соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В силу п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Поскольку представительным органом местного самоуправления муниципального образования «Город Нижний Ломов» Собранием представителей г. Нижний Ломов обращение Шишкина А. К. через средство массовой информации - газету «Куранты - Маяк» после публикации в номере 117 от ДД.ММ.ГГГГ не было рассмотрено, суд полагает бездействие органа местного самоуправления не соответствующим закону, следовательно, заявление Шишкина А. К. - обоснованным. При этом не имеет значение, давались ли Шишкину А. К. ответы на поставленный ДД.ММ.ГГГГ в своём письме в редакцию вопрос, поскольку информацией об утратившей силе решения №12-3 от 19 сентября 2005 года с декабря 2009 года заявитель не располагал, так как ответы на его обращения давались в 2008 году (ответ Главы города Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ). В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. Руководствуясь ст.194, 198, 258 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Признать бездействие представительного органа местного самоуправления - Собрания представителей города Нижний Ломов, не рассмотревшего обращение Шишкина А.К. , направленное им через средство массовой информации - газету «Куранты - Маяк», и опубликованное в номере 117 от 07 октября 2011 года, по вопросу налога на имущество физических лиц, не соответствующим закону. Возложить на Собрание представителей города Нижний Ломов обязанность рассмотреть обращение Шишкина А.К. , опубликованное в газете «Куранты - Маяк» в номере 117 от 07 октября 2011 года, и дать ответ заявителю через редакцию средства массовой информации в течение семи дней со дня вынесения настоящего решения. Взыскать с Собрания представителей города Нижний Ломов (<адрес>) в пользу Шишкина А.К. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу <адрес>, государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме. Судья В. Н. Мананникова