решение по делу № 2-18/2012 г.



Дело № 2-18/2012 г.

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижний Ломов                                                         18 января 2012 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Суховой Т.А,

с участием помощника прокурора Пачелмского района Карташовой Ю.П.

при секретаре Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пачелмского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Защита Плюс» об устранении нарушений эксплуатации узла гидротехнического сооружения водного объекта - плотины,

у с т а н о в и л:

Прокуратурой Пачелмского района проведена проверка исполнения ООО ЧОО «Защита плюс» законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения.

Прокурор Пачелмского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО ЧОО «Защита плюс» об устранении нарушений эксплуатации узла гидротехнического сооружения водного объекта - плотины, указав, что в ходе проверки установлено, что гидротехническое сооружение - плотина, протяженностью 350 м., индивидуальный , лит. Г, расположенная по адресу: в 4-х км. юго-восточнее р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области, находящееся в собственности ООО ЧОО «Защита плюс», эксплуатируется собственником с нарушением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с ч. 1,2 ст. 67 Водного кодекса РФ законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений должно осуществляться на основании общих требований, предусмотренных ст. 8 Закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, в частности обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации и т.д., закреплены в ст. 9 указанного выше Закона. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. В ходе проведенной проверки установлены нарушения при эксплуатации собственником узла ГТС, в частности: отсутствуют три сваи ледозащитного сооружения; разрушена передняя стенка входной шахты водосбросного сооружения; отсутствует плита перекрытия с люком смотрового колодца водосбросного сооружения; отсутствует плита перекрытия с люком колодца донного водоспуска. Дальнейшее бездействие собственника создает угрозу для жизни, здоровья и имущества граждан.

Истец просил обязать ООО ЧОО «Защита Плюс» обеспечить эксплуатацию узла гидротехнического сооружения водного объекта - плотины, в соответствии с нормами и правилами безопасности гидротехнических сооружений: установить три сваи ледозащитного сооружения; восстановить переднюю стенку входной шахты водосбросного сооружения; установить плиту перекрытия с люком на смотровой колодец водосбросного сооружения; установить плиту перекрытия с люком на колодец донного водоспуска.

В судебном заседании помощник прокурора Карташова Ю.П. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, кроме того, что собственником гидротехнического сооружения значится ООО ЧОП «Защита Плюс», однако ДД.ММ.ГГГГ был принят новый устав общества, и оно было переименовано в ООО ЧОО «Защита Плюс». Выявленные нарушения при эксплуатации ГТС влекут за собой нарушение режима работы водных объектов.

Представитель ответчика ООО ЧОО «Защита Плюс» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как следует из ст.3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В силу ч.1 ст.42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Статьёй 60 Водного кодекса РФ также предусмотрено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.1).

Согласно ст.67 Водного кодекса РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Как следует из статьи 68 Водного кодекса РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Статья 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определяет понятие безопасности гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений предусмотрены статьёй 8 названного Закона.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Как следует из статьи 9 указанного Закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со статьёй 19 Закона нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является, в частности нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации.

Как видно из справки о результатах проведения проверки исполнения законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения от ДД.ММ.ГГГГ (с привлечением специалиста - государственного инспектора отдела по энергетическому надзору), эксплуатация гидротехнического сооружения - плотины, протяженностью 350 м, инв. , лит. Г, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляется с нарушением норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения, а именно:

-отсутствуют три сваи ледозащитного сооружения;

-разрушена передняя стенка входной шахты водосбросного сооружения;

-отсутствует плита перекрытия с люком смотрового колодца водосбросного сооружения;

-отсутствует плита перекрытия с люком колодца донного водоспуска.

Данный факт подтверждается приобщенными к справке фотографиями гидротехнического сооружения.

Согласно техническому паспорту назначение гидротехнического сооружения - регулирование режимов работы водных объектов, рыборазведение. При этом в составе ГТС предусмотрены: ледозащитное устройство, водосбросное сооружение, донный выпуск.

Установленные в результате проверки нарушения при эксплуатации ГТС влекут за собой нарушение регулирования режимов работы водных объектов.

Собственником гидротехнического сооружения является, согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является ООО ЧОП «Защита Плюс».

Как видно из решения от ДД.ММ.ГГГГ Устав ООО ЧОП «Защита Плюс» принят в новой редакции в связи с изменением наименования на ООО ЧОО «Защита Плюс».

Государственная регистрация юридического лица при создании произведена ДД.ММ.ГГГГ

То, что собственником ГТС является ООО ЧОО «Защита Плюс» также подтверждается объяснениями заместителя директора ООО ЧОО «Защита Плюс» Плотникова Н.Н., данными им в связи с проведенной проверкой ДД.ММ.ГГГГ

За нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений постановлением от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела по энергетическому надзору по Пензенской области Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заместитель директора ООО ЧОО «Защита Плюс» Плотников Н.Н. привлечен к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ.

Согласно ст.12 ГК РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.

Таким образом, поскольку ответственность за безопасность гидротехнического сооружения несёт его собственник, обязанность по обеспечению эксплуатации узла гидротехнического сооружения в соответствии с нормами и правилами безопасности гидротехнических сооружений, должна быть возложена на ответчика - ООО ЧОО «Защита Плюс».

Следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Таким образом, с ответчика ООО ЧОО «Защита Плюс», не освобождённого от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 235 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Пачелмского района Пензенской области удовлетворить.

Обязать ООО ЧОО «Защита Плюс» (<адрес>) обеспечить эксплуатацию узла гидротехнического сооружения водного объекта - плотины, протяженностью 350 м, инв. , лит. Г, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с нормами и правилами безопасности гидротехнических сооружений:

-установить три сваи ледозащитного сооружения;

-восстановить переднюю стенку входной шахты водосбросного сооружения;

-установить плиту перекрытия с люком на смотровой колодец водосбросного сооружения;

-установить плиту перекрытия с люком на колодец донного водоспуска.

Взыскать с ООО ЧОО «Защита Плюс» (<адрес>) государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                              Т.А. Сухова