решение по делу № 2-3/2012 г.



Дело №2-3/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2012 г.                                                             г. Нижний Ломов

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе: председательствующего судьи Суховой Т.А.

при секретаре Молевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России №6 по Пензенской области к Шишкиной Е. В. о взыскании задолженности по налогу на имущество,

установил:

Межрайонная ИФНС России №6 по Пензенской области обратилась в суд с иском о взыскании с Шишкиной Е.В. задолженности по налогу на имущество, указав, что по данным органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним Шишкина Е.В. является собственником следующего имущества:

жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер дата возникновения права собственности - ДД.ММ.ГГГГ;

нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер , дата возникновения права собственности - ДД.ММ.ГГГГ;

квартира, расположенная по адресу: <адрес>, дата возникновения права собственности по данным МУП БТИ Нижнеломовского района - ДД.ММ.ГГГГ

Шишкина Е.В. обязана была уплатить налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ по сроку ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., по сроку ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.

Расчет налога за ДД.ММ.ГГГГ составил: <данные изъяты> руб., то есть суммарная инвентаризационная стоимость имущества умножается на ставку налога, утвержденную Собранием представителей города Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с Законом «О налоге на имущество физических лиц», ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Решением Собрания представителей города Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости установлены в следующих размерах:

свыше <данные изъяты>.

Шишкиной Е.В. ДД.ММ.ГГГГ был частично оплачен налог на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> руб. по сроку ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, налог на имущество по сроку ДД.ММ.ГГГГ оплачен полностью, а по сроку ДД.ММ.ГГГГ осталось оплатить <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ должнику было направлено требование .

По настоящее время оставшаяся задолженность по налогу на имущество Шишкиной Е.В. не уплачена.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №1 Нижнеломовского района вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с Шишкиной Е.В. задолженности по налогу на имущество в связи с поступлением от должника возражений.

Согласно ч.2 ст.48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Инспекцией был сделан запрос в органы, осуществляющие кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были представлены сведения об имуществе налогоплательщика, принадлежащем ему на праве собственности.

Налоговый орган просил восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления и взыскать с Шишкиной Е.В. задолженность по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

В судебном заседании представитель МИ ФНС России №6 по Пензенской области Терехина Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования о взыскании задолженности по налогу поддержала, при этом уточнила размер задолженности и просила взыскать, исходя из инвентаризационной стоимости строений: квартиры по адресу: <адрес> - в <данные изъяты> руб., жилого дома по адресу: <адрес> - в <данные изъяты> руб., нежилого здания по адресу: <адрес> - в <данные изъяты> руб., задолженность по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> руб., ссылаясь при этом на доводы, изложенные в заявлении.

Кроме того, представитель истца пояснил, что, несмотря на то, что ответчик Шишкина Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, фактически индивидуальную деятельность она не осуществляет, поскольку налог на вменённый доход не оплачивает, налоговую декларацию не представляет, в связи с чем, налог на имущество начислен ей, как физическому лицу. Исчисление налога произведено в соответствии с действовавшим в ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания представителей города Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ , исходя из суммарной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества. Правильность исчисления налога подтверждена судебными постановлениями мирового судьи и Нижнеломовского районного суда. Принадлежность объектов налогообложения Шишкиной Е.В., их инвентаризационная стоимость подтверждены, подтверждены данными регистрирующих органов, органов технической инвентаризации.

Ответчик Шишкина Е.В., представитель ответчика Шишкин А.К. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика Шишкиной Е.В. и её представителя Шишкина А.К.

В возражениях на исковое заявление представитель ответчика Шишкин А.К. указывает, что Шишкина Е.В. не должна доказывать незаконное начисление налога; в соответствии со ст.249 ГПК РФ законность начисления налога должны доказывать лица, совершившие оспариваемые действия. Законом предусмотрено, что представительные органы местного самоуправления могут определять единые ставки или дифференцированные ставки в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. При исчислении налога суммируется имущество только в том случае, когда установлена единая ставка по всем объектам. Налоговая инспекция не может при исчислении налога использовать противозаконные решения местных органов власти. Директор МУП БТИ и государственный регистратор предоставили недостоверную информацию об имуществе и его законных владельцах, без учёта положений Семейного кодекса РФ. Инвентаризация строений не проводится, а за перерасчеты инвентарной стоимости (без участия правообладателей) деньги оплачивает администрация. Жилой дом ДД.ММ.ГГГГ постройки к жилью не пригоден в течение двадцати лет, но его инвентаризационная стоимость составила <данные изъяты> рублей, его цена больше, чем инвентаризационная стоимость имущества, построенного лет на 70 позже и присвоенного чиновниками Нижнеломовского района. Разное исчисление инвентаризационной стоимости имущества в отношении жителей Нижнеломовского района и Нижнеломовских чиновников противоречит Конституции РФ.

Выслушав объяснения представителя МИ ФНС России №6 по Пензенской области Терехиной Н.В., проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). По смыслу данного положения, рассматриваемого во взаимосвязи с норами статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 75 (часть 3) и 76 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога.

В соответствии с п.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Как следует из п.1 статьи 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст.38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 2 вышеназванного Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

4) дача;

5) гараж;

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

Истцом в подтверждение обоснованности начисления налога на имущество ответчика представлены Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Нижнеломовским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, справка МУП Нижнеломовского района «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Шишкина Е.В., является собственником следующего имущества:

жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого здания, находящегося по адресу: <адрес>;

квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (право собственности на квартиру возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Указанное недвижимое имущество в силу ст.ст.128, 130 ГК РФ является видом объектов гражданских прав, то есть объектом налогообложения.

Поскольку ответчиком не опровергнуты представленные истцом доказательства, следовательно, Шишкина Е.В., как собственник вышеуказанного недвижимого имущества, является плательщиком налога на это имущество.

Ссылку в возражениях представителя ответчика на то, что справка МУП Нижнеломовского района «БТИ» подписана ненадлежащим лицом, нельзя признать обоснованной, поскольку из содержания названной справки следует, что она подписана заместителем директора на основании доверенности руководителя предприятия.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ст.23 НК РФ).

В силу п.1,2 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 статьи 48 НК (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает <данные изъяты>, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2).

Поскольку требование об уплате налога было направлено Шишкиной Е.В. ДД.ММ.ГГГГ (список №1 внутренних почтовых отправлений (л.д.4-6)), следует руководствоваться п.3 ст.48 НК РФ в редакции ФЗ от 29.11.2010г. №324-ФЗ, которым предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как видно из материалов дела судебный приказ мирового судьи судебного участка №1 Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Шишкиной Е.В. в пользу Межрайонной ИФНС России №6 по Пензенской области задолженности по налогу на имущество в размере <данные изъяты> руб. отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ

Межрайонная ИФНС России №6 по Пензенской области обратилась в Нижнеломовский районный суд с иском к Шишкиной Е.В. о взыскании задолженности по налогу в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, а именно ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленные законом сроки, следовательно, истцом срок обращения в суд не пропущен, в связи с чем, отсутствует необходимость в его восстановлении, о чем заявлено истцом.

Согласно выписке из ЕГРИП Шишкина Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, как следует из объяснений представителя истца, предпринимательскую деятельность ответчик не осуществляет, налог на вменённый доход не оплачивает, налоговые декларации не представляет, объекты налогообложения в предпринимательской деятельности Шишкиной Е.В. не используются, в связи с чем, налог на имущество начислен, как физическому лицу.

В соответствии с п.1 статьи 3 Закона «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная
стоимость объектов налогообложения

Ставка налога             

До 300 000 рублей (включительно)

До 0,1 процента (включительно)        

Свыше 300 000 рублей до 500 000
рублей (включительно)             

Свыше 0,1 до 0,3 процента             
(включительно)                        

Свыше 500 000 рублей              

Свыше 0,3 до 2,0 процента             
(включительно)                        

Решением городского Собрания народных депутатов г. Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ сессия 3 созыва установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости:

стоимость имущества                                                           ставка налога

до 300 000 руб.                                                                     0,1%

от 300 000 до 500 000 руб.                                                   0,3%

свыше 500 000 руб.                                                               2%.

Решением Собрания представителей города Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанное решение внесены изменения, часть 2 изложена в следующей редакции:

«Установить ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих размерах:

- до 300 тысяч рублей - 0,1 процента;

- от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей - 0,3 процента;

- свыше 500 тысяч рублей - 0,7 процента.

Признать утратившим силу решение Собрания представителей города Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение городского Собрания народных депутатов города Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ «О налоге на имущество физических лиц» с ДД.ММ.ГГГГ».

Пунктом 2 названного решения определено, что оно вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Данное решение было опубликовано в информационном издании Собрания представителей города Нижний Ломов «Вести Нижнего Ломова» ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, оно вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Собранием представителей города Нижний Ломов было принято решение «Об установлении налога на имущество физических лиц», однако решением Нижнеломовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ пункт названного нормативного акта в части вступления решения в силу с ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим со дня его принятия.

В силу п.1 ст.5 НК РФ (в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ) акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п.5 ст.5 НК РФ).

Следовательно, с учетом положений решения Собрания представителей г. Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в номере ) информационного издания Собрания представителей г. Нижний Ломов «Вести Нижнего Ломова) и не ранее первого числа очередного налогового периода (ДД.ММ.ГГГГ), можно сделать вывод о том, что истцом обоснованно произведен расчет налога на основании решения Собрания представителей города Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п. 4 Инструкции МНС России от 02.11.1999г. №54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки устанавливаются в следующих пределах:

Стоимость имущества       

Ставка налога         

до 300 тыс. руб.                 

до 0,1 процента           

от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

от 0,1 до 0,3 процента

Свыше 500 тыс. руб.              

от 0,3 до 2 процентов     

Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.

Согласно пункту 10 названной Инструкции налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

При этом разъяснен порядок расчета налога:

Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.

Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Согласно п.3 вышеназванной Инструкции суммарная инвентаризационная стоимость имущества - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектом налогообложения и расположенных на территории одного представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Поскольку объекты налогообложения находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, Решением Собрания представителей города Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ ставки налога установлены вне зависимости от типа имущества (установлены дифференцированные ставки налога на недвижимое имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества), следовательно, суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться в целом по всем объектам.

Таким образом, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих ответчику, инспекцией обоснованно при расчёте налога применена ставка <данные изъяты>.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Ранее Межрайонная ИФНС России №6 по Пензенской области уже обращалась с иском к Шишкиной Е.В. о взыскании задолженности по налогу. В возражение заявленных требований ответчик ссылался на неправильное применение налоговым органом Инструкции «По применению Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» в части расчёта налога исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов. Доводы ответчика об исчислении налога с инвентаризационной стоимости каждого типа объекта были признаны несостоятельными. Судебными постановлениями принцип расчёта налога признан обоснованным.

В соответствии с п.2 статьи 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены (п.4).

Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 87 от 4 апреля 1992 г. утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в соответствии с которым оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости (п. 3.1), определение инвентаризационной стоимости строений и сооружения для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (п. 3.2).

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка оценки строений помещений и сооружений инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

В возражениях на иск представитель ответчика указывает, что жилой дом (имеется в виду дом по адресу: <адрес> двадцать лет не пригоден для проживания, что его не существует.

Однако ответчиком не были налоговому органу представлены документы, подтверждающие полное разрушение дома.

Из обозреваемого в судебном заседании технического паспорта не следует, что дом разрушен, а согласно имеющемуся в нём договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ покупатель Шишкина Е.В. удовлетворена качественным состоянием жилого дома, при этом продавец обязался передать покупателю жилой дом в пригодном для проживания состоянии.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для освобождения налогоплательщика от уплаты налога за жилой дом, в связи с его разрушением.

Из представленного МУП Нижнеломовского района «БТИ» расчета инвентаризационной стоимости жилого дома и нежилого здания для целей налогообложения, сообщений ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», следует, что инвентаризационная стоимость строений определена в результате применения поправочных коэффициентов, утвержденных в установленном законом порядке. Оснований считать эти расчеты необоснованными не имеется.

Доказательства того, что сведения об инвентаризационной стоимости строений, исходя из которой, произведён расчёт налога, не соответствуют действительности, ответчиком не представлены.

Поскольку инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет по заявлению собственника строения, ответчик не лишен права обратиться за проведением инвентаризации и определить фактический процент износа домовладения и других объектов налогообложения.

При этом следует отметить, что налоговый орган не вправе самостоятельно определять инвентаризационную стоимость объектов налогообложения.

Учитывая то, что Шишкиной Е.В. оплата налога в сумме <данные изъяты> произведена исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, представленной органами технической инвентаризации для целей налогообложения, но с учётом типа объектов (<данные изъяты>, можно сделать вывод о том, что фактически ответчик согласен с этой стоимостью.

При первоначальном расчете налога истцом были использованы данные об инвентаризационной стоимости объектов, предоставленные ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». В последующем предприятие на запросы налогового органа сообщило об отсутствии объектов на техническом учете и письмами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ уточнило инвентаризационную стоимость квартиры по адресу: <адрес> (стоимость уменьшена с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб.). В связи с уточнением стоимости квартиры и в связи с тем, что жилой дом и нежилое здание состоят на учёте в МУП Нижнеломовского района «БТИ», представившем расчет инвентаризационной стоимости, истцом обоснованно был произведен перерасчет налога и уменьшена сумма задолженности с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб. <данные изъяты>.

В возражениях на исковое заявление представитель ответчика ссылается на предоставление директором МУП БТИ ФИО1 и государственным регистратором ФИО2 недостоверной информации об имуществе физических лиц и их законных владельцах, без учёта положений Семейного кодекса РФ.

Как следует из п.3 статьи 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

В соответствии со ст.256 ГК РФ и ст.34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

На основании ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст.130 ГК РФ жилые и нежилые здания являются объектом недвижимости в силу прочной связи с землей, поэтому право собственности на них подлежит регистрации в порядке, установленном статьёй 25 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Приказом Минюста России от 25.03.2003г. №70 утверждены Методические рекомендации о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, п.8 которых при подаче заявления рекомендовано дополнительно уточнять, что целью обращения является проведение государственной регистрации права общей совместной собственности, указывать реквизиты документов, свидетельствующих о наличии брачных отношений, а также данные о другом правообладателе в случае, когда заявление подается одним из правообладателей.

В силу п.74 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998г. №219, при регистрации права общей совместной собственности в свидетельстве о регистрации права указываются все правообладатели.

Из вышеизложенных норм гражданского и семейного законодательства РФ следует, что право общей совместной собственности возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая то, что признание лица налогоплательщиком налога на имущество физических лиц осуществляется налоговым органом на основании информации, полученной от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.4 ст.5 Закона), а также принимая во внимание, что в данном случае одним из супругов было зарегистрировано право частной собственности, а не право общей совместной собственности, оснований полагать, что жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>; нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>; квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находятся в общей совместной собственности Шишкиной Е.В. и Шишкина А.К., не имеется.

Сам по себе факт приобретения имущества в период брака не свидетельствует однозначно о том, что данное имущество является общим совместным имуществом. Правоустанавливающих же документов, подтверждающих нахождение вышеуказанного имущества в общей совместной собственности супругов Шишкиных, в судебное заседание не представлено.

Фактически ответчиком признается, что именно она является собственником указанного имущества, и бремя уплаты налогов лежит на ней. Это следует из того, что Шишкиной Е.В. оплачен налог по всем трём объектам, но в меньшем размере.

Как следует из содержания ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно списку №1 внутренних почтовых отправлений в адрес Шишкиной Е.В. налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при этом недоимка по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.

Налог оплачен не был.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению налогового органа мировым судьёй судебного участка №<адрес> был выдан судебный приказ о взыскании с Шишкиной Е.В. задолженности по налогу в сумме <данные изъяты> руб., который отменён определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями от Шишкиной Е.В., при этом взыскателю разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

Материалами дела, в том числе данными лицевого счёта по налогу на имущество Шишкиной Е.В., представленного налоговым органом, подтверждается наличие у Шишкиной Е.В. на день рассмотрения дела задолженности по уплате налога на имущество.

В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

При таких обстоятельствах исковые требования к Шишкиной Е.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество подлежат удовлетворению.

Налоговый орган от уплаты государственной пошлины освобождён. На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ и пп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ она подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Шишкиной Е. В., <данные изъяты>, задолженность по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., перечислив взысканную сумму на счёт (Межрайонная ИФНС РФ №6 по Пензенской области); получатель УФК по Пензенской области БИК <данные изъяты> в ГРКЦ ГУ Банка России по Пензенской области г. Пензы КБК по налогу на имущество: <данные изъяты>.

Взыскать с Шишкиной Е. В. государственную пошлину в доход государства <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                       Сухова Т.А.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                       Сухова Т.А.