Дело №2-141/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижний Ломов 11 марта 2012 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Суховой Т.А., с участием ст. помощника Нижнеломовского межрайонного прокурора Балашовой И.В., при секретаре Поляковой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижнеломовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Нижний Ломов, ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог (участок автодороги по <адрес> от дома № до перекрестка с автодорогой «<данные изъяты>»), установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, у с т а н о в и л: Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильных дорог и прилегающих обочин на территории муниципального образования «город Нижний Ломов». В ходе проверки выявлено, что на обследуемых участках дороги имеются следы ледяных отложений, которые возникли в результате ненадлежащей очистки в соответствии с п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, что является нарушением п.3 ГОСТ-50597-93. Нижнеломовский межрайонный прокурор, полагая, что в связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, и возникает угроза участникам дорожного движения, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Нижний Ломов ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, указав, что в соответствии со ст. 3, ч. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г., п. 5 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по обеспечению соответствия состояния дороги при её содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на органы местного самоуправления - администрацию г. Нижнего Ломова. Однако, требования законодательства по содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги на участке автодороги по <адрес> от дома № до перекрестка с автодорогой «<данные изъяты>», в процессе эксплуатации администрацией г. Нижний Ломов не выполняются. В судебном заседании ст. помощник прокурора Балашова И.В. требования о признании незаконным бездействия администрации г. Нижний Ломов ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам поддержала, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, просила обязать администрацию г. Нижний Ломов организовать работу по очистке от наледи, ледяного наката и ледяной коллейности участка дороги по <адрес> от дома № до перекрестка с автодорогой «<данные изъяты>». Представители заинтересованных лиц - администрации г. Нижний Ломов, ООО «Благоустройство» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представлены заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Нижнеломовский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц - администрации г. Н-Ломов, ООО «Благоустройство», ОГИБДД МО МВД России «Нижнеломовский». Суд, выслушав ст. помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст.255 ГПК РФ). Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 ГПК РФ). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введён в действие с июля 1994 г.). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Государственный стандарт обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: а) покрытия проезжей части дорог и улиц; б) видимости на дорогах и улицах; в) дорожных знаков; г) дорожной разметки; д) дорожных светофоров; е) дорожных ограждения и бортового камня; ж) сигнальных столбиков и маяков; з) нарушенного освещения. Статья 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Как следует из п.3 ГОСТ Р 50597-93, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (пп.3.1.1). В судебном заседании установлено, что Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильных дорог и прилегающих обочин на территории муниципального образования г. Нижний Ломов. Согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ работы по текущему содержанию дорог города Нижний Ломов, в том числе по очистке территорий от наледи и льда, должны выполняться ООО «Благоустройство». Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, помощником Нижнеломовского межрайонного прокурора Карташовой Т.Е. с участием начальника ОГИБДД МО МВД России «Нижнеломовский» Орлова Д.В., в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения проведена проверка соответствия состояния дорожного покрытия <адрес> требованиям стандартов и нормативов в области безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что дорожное полотно на <адрес> от дома № до перекрестка с автодорогой «<данные изъяты>» имеет следующие недостатки - следы ледяных отложений на проезжей части, возникшие вследствие ненадлежащей очистки, что является нарушением п. 3 ГОСТ Р 50597-93. Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны администрации г. Нижний Ломов надлежащего контроля за исполнением муниципального контракта и непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, следовательно, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: признать незаконным бездействие администрации города Нижний Ломов ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Обязать администрацию города Нижний Ломов организовать работу по приведению в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 участка автодороги в г. Н-Ломове по <адрес> от дома № до перекрестка с автодорогой «<данные изъяты>» - очистке от наледи, ледяного наката и ледяной коллейности. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца. Судья Т.А. Сухова