решение по делу № 2-176/2012 г.



Дело № 2-176/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Ломов                                            02 мая 2012 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Суховой Т.А.,

при секретаре Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полянсковой О.Н. к ГУ УПФР по Нижнеломовскому району Пензенской области о признании незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Полянскова О.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Для включения в стаж на соответствующих видах работ для назначения пенсии Полянсковой О.Н. были заявлены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Полянсковой О.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа - <данные изъяты> лет. Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости к зачёту не принят период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет, со ссылкой на то, что согласно п. 21 Разъяснений Минтруда от 22 мая 1996 г. № 5 отпуск по уходу за ребенком включается в специальный стаж до 06.10.1992 г., то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ». Продолжительность специального стажа установлена в <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней.

Полянскова О.Н., не согласившись с указанным решением, обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по Нижнеломовскому району Пензенской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, обязании включения в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен ей до принятия Закона РФ от 25.09.1992г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» и с учетом положений ч. 6 ст. 2, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж её работы и дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Просила признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по Нижнеломовскому району от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии; обязать ГУ УПФР по Нижнеломовскому району Пензенской области засчитать в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней.

Одновременно просила судебные расходы отнести на ответчика.

В судебное заседание истец Полянскова О.Н. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Полянсковой О.Н.

Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области Федунец Н.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, ссылаясь на то, что согласно п.21 Разъяснений Минтруда от 22.05.1996г. отпуск по уходу за ребенком включается в специальный стаж до 06.10.1992г., то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». С принятием Закона РФ от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, в связи с чем, пенсионным органом обоснованно принято решение об исключении из специального стажа периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком после 06.10.1992г.

Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

Как следует из трудовой книжки Полянсковой О.Н. АТ-III , заполненной ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ она принята на должность <данные изъяты> (запись ); ДД.ММ.ГГГГ - переведена на должность <данные изъяты> (запись ); ДД.ММ.ГГГГ - переведена на должность <данные изъяты> (запись ). В данной должности продолжает работать до настоящего времени.

ДД.ММ.ГГГГ Полянскова О.Н. обратилась в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) Полянсковой О.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа. При этом комиссией приняты к зачёту для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая отпуск по уходу за ребенком), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>.

Не принят к зачёту для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребёнком, т.к. согласно п. 21 Разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5 отпуск по уходу за ребёнком включается в специальный стаж до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3545-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде Российской Федерации».

Продолжительность специального стажа Полянсковой О.Н. определена в <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней. В назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа - <данные изъяты> лет.

Однако, вывод комиссии об отсутствии у Полянсковой О.Н. необходимого специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости суд считает сделанным без учета всех конкретных обстоятельств дела и нормативных актов.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (осуществление прав охватывает и реализацию права на защиту).

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины - возраста 55 лет.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона производится на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения… и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения…, утвержденными Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г.

Списком предусмотрена должность медицинской сестры.

Из справки, уточняющей периоды работы, необходимые для досрочного назначения трудовых пенсий, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Полянскова О.Н. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в качестве <данные изъяты>. В отпуске по уходу за ребенком Полянскова О.Н. находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из свидетельства о рождении III-ЖЕ , выданного горЗАГСом <адрес> области ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ и его родителями являются ФИО2 и Полянскова О.Н..

Отказывая во включении в специальный стаж Полянсковой О.Н. периода ухода за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик исходил из того, что указанный период имел место после 6 октября 1992 года, то есть после даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Однако, этот вывод основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом, статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы Полянсковой О.Н.

С учётом включения спорного периода в специальный стаж работы истца на день обращения в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии продолжительность специального стажа Полянсковой О.Н. составляет более требуемых <данные изъяты> лет.

Право Полянсковой О.Н. на получение трудовой пенсии, как лица, осуществлявшего не менее <данные изъяты> лет лечебную деятельность, производно от ее трудовой деятельности и базируется на наличии требований, предъявляемых к назначению досрочной трудовой пенсии, а потому не может быть ограничено.

Учитывая изложенное, суд считает требования Полянсковой О.Н. подлежащими удовлетворению.

В силу п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 в резолютивной части решения суда должно быть указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Принимая во внимание, что Полянскова О.Н. обратилась в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, необходимый специальный трудовой стаж с учётом включения спорных периодов выработала на дату обращения за назначением досрочной пенсии, суд считает, что досрочная трудовая пенсия по старости должна быть назначена ей со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч.1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Полянсковой О.Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Полянсковой О.Н в назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области включить Полянсковой О.Н. в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области назначить Полянсковой О.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области в пользу Полянсковой О.Н. возврат государственной пошлины <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                      Т.А. Сухова