Дело № 2-179/2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Нижний Ломов 11 мая 2012 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Суховой Т.А., с участием зам. прокурора Брюхиной Е.В., при секретаре Фоминой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шишкина Алексея Константиновича о защите избирательных прав, УСТАНОВИЛ: Шишкин А.К. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в котором указал, что 28.12.2011г. в территориальную избирательную комиссию Нижнеломовского района было подано заявление о выдвижении его кандидатом в депутаты Собрания представителей Нижнеломовского района по одномандатному избирательному округу №19. В период избирательной компании и в день выборов со стороны территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района были допущены нарушения закона Пензенской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области по одномандатным избирательным округам», а именно: в нарушение действующего законодательства на территории Нижнеломовского района нет ни одной организации по изготовлению агитационных материалов; в день голосования на доверенное лицо, Попова А.М., оказывалось давление, его пытались удалить с избирательного участка; кандидата в депутаты Собрания представителей Н-Ломовского района Шишкина А.К. незаконно пытались отстранить от наблюдения за ходом голосования вне избирательного участка; на избирательном участке №883 был организован и проводился концерт, что мешало наблюдению за ходом голосования избирателей; выявлено, что избиратели, достигшие преклонного возраста не могут сами расписаться, а некоторые даже не встают с кроватей и до выборов им нет никакого дела; около 17 часов председателю участковой избирательной комиссии №883 Полосухиной Н.И. поступила жалоба от кандидата в депутаты Прончева А.А. по факту противоправности действий кандидата в депутаты Шишкина А.К., о том, что в день голосования проходит с членами УИК по избирательному участку с переносной урной для голосования. Данные действия можно считать агитационными. Участковая избирательная комиссия избирательного участка №883 приняла решение от 04.03.2012г. №11 об отстранении кандидата в депутаты Собрания представителей Нижнеломовского района от участия в голосовании вне избирательного участка; территориальная избирательная комиссия Нижнеломовского района вынесла постановление от 04.03.2012г. №49/621 об отстранении кандидата в депутаты Собрания представителей Нижнеломовского района Шишкина А.К. от участия в голосовании вне помещения для голосования. Вышеназванные документы были ему вручены на избирательном участке №883 сотрудниками МО МВД России «Нижнеломовский» и на основании решения, постановления представителем МО МВД России «Нижнеломовский он был отстранен от избирательного участка вне помещения для голосования. При этом ему не разъяснили его права и обязанности, решение и постановление выносились без его участия, и были ему вручены лишь по настойчивому требованию представителем МО МВД России «Нижнеломовский», тем самым нарушено его законное право на обжалование. В нарушение действующего законодательства его жалоба от 04.03.2012г. на противоправные действия территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии и представителей МО МВД России «Нижнеломовский» до настоящего времени не рассмотрена. Просил решение от 04.03.2012г. №11, вынесенное участковой избирательной комиссией избирательного участка № 883, постановление от 04.03.2012г. №49/621, вынесенное территориальной избирательной комиссией Нижнеломовского района, а также действие (бездействие) представителей МО МВД России «Нижнеломовский» признать незаконными; обязать восстановить в полном объёме нарушенные избирательные права и принести публичные извинения через официальную прессу. В заявлении от 06.04.2012г., в порядке исполнения определения об оставлении заявления без движения, Шишкин А.К. указал, что представители МО МВД России «Нижнеломовский» публично отстранили его от наблюдения за ходом голосования вне избирательного участка, с привлечением понятых. При этом не разъяснили его права и обязанности, не указали нормы федерального законодательства, на основании которых его приехала отстранять целая оперативная группа. В обязанности МО МВД России «Нижнеломовский» входит охрана общественного порядка при проведении выборов и пресечение всякого рода нарушений на избирательном участке, а не лоббирование интересов другого кандидата в депутаты. Прежде, чем совершать противоправные действия в отношении кандидата в депутаты Собрания представителей Нижнеломовского района третьего созыва Шишкина А.К., представителям МО МВД России «Нижнеломовский» следовало изучить Методические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел по применению административного законодательства, разработанные Министерством внутренних дел РФ, в соответствии с п.1.2 которых сотрудник полиции не вмешивается в избирательные процедуры, не оказывает консультаций избирателям по реализации ими избирательных прав. При возникновении подобного рода вопросов он сопровождает избирателя к должностным лицам участковой избирательной комиссии. Сотрудники полиции обеспечивают соблюдение общественного порядка в помещении для голосования, помещении участковой избирательной комиссии. При этом сотруднику полиции необходимо проявлять корректность и вежливость в общении с избирателями, иными лицами, соблюдать в любой ситуации, в том числе при предъявлении требований к гражданину о прекращении нарушений общественного порядка, выдержку и спокойствие. При совершении правонарушения он незамедлительно принимает меры по его пресечению, задержанию виновных лиц и приглашает председателя участковой избирательной комиссии. Законодательством определен порядок оформления административных материалов по составам правонарушений в сфере избирательного законодательства, относящимся к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации. В нарушение действующего законодательства ответчики, отстранив его от наблюдения за ходом голосования вне избирательного участка, публично нарушили его права, как кандидата в депутаты Собрания представителей Нижнеломовского района Пензенской области третьего созыва по одномандатному округу №19. В судебном заседании Шишкин А.К. свои требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснив, кроме того, что он как кандидат в депутаты пользовался иммунитетом и не мог быть отстранен от наблюдения за ходом голосования вне избирательного участка. Отстранением от наблюдения было нарушено его избирательное право, как кандидата в депутаты, поскольку в соответствии со ст.30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» он имел право присутствовать в помещении для голосования. Так как переносная урна - это такой же избирательный участок, он мог присутствовать и следить за ходом голосования вне помещения для голосования. Полагает, что сотрудники полиции не вправе были исполнять решения избирательной комиссии об его отстранении, так как должны следить только за порядком на избирательном участке. Лишь судебные органы могли отстранить его от наблюдения за ходом голосования. Представители территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области - председатель комиссии Смагин С.А., и Коваленко Ю.В., действующая на основании доверенности от 25.04.2012г. №1, возражали против удовлетворения требований заявителя, пояснив, что 04 марта 2012г. в участковую избирательную комиссию избирательного участка №883 и территориальную избирательную комиссию Нижнеломовского района поступили жалобы от кандидата в депутаты Собрания представителей Нижнеломоского района Прончева А.А. по поводу присутствия Шишкина А.К. при голосовании избирателей вне помещения для голосования. После коллегиального рассмотрения жалоб, участковой избирательной комиссией было принято решение, а территориальной избирательной комиссией - постановление об отстранении кандидата в депутаты Шишкина А.К. от участия в голосовании вне помещения для голосования, так как в соответствии со статьёй 62 Закона Пензенской области №976-ЗПО от 26.02.2006г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области по одномандатным избирательным округам» при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать только члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели. Другие лица, имеющие право присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования, законом не определены. Шишкин А.К., будучи кандидатом в депутаты Собрания представителей Нижнеломовского района, присутствуя при проведении голосования вне помещения для голосования, нарушил положения ст.62 ЗПО. Принятые решения для исполнения были направлены в МО МВД России «Нижнеломовский», поскольку исполнение таких решений законом возложено на правоохранительные органы. От присутствия в помещении для голосования Шишкина А.К. никто не отстранял. Полагают, что избирательное право заявителя, как кандидата в депутаты, не было нарушено. Представитель МО МВД России «Нижнеломовский» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В соответствии с ч.1 ст.260.1 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя МО МВД России «Нижнеломовский». Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованного лица, показания свидетеля, заслушав прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 статьи 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Согласно ч.1, ч.4 статьи 260 ГПК РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. После опубликования результатов выборов, референдума заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. В силу п.1 статьи 11 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Как видно из материалов дела, решением Собрания представителей Нижнеломовского района Пензенской области от 12.12.2011 г. № 819-62/2 на 04.03.2012г. назначены выборы депутатов Собрания представителей Нижнеломовского района Пензенской области третьего созыва на 04 марта 2012 г. Постановлением территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области от 08.02.2012 г. № 39/495 «О формировании на территории Нижнеломовского района участковых избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации и депутатов Собрания представителей Нижнеломовского района Пензенской области третьего созыва, назначенных на 4 марта 2012 года» сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 883, одномандатного избирательного округа № 19. В указанном одномандатном избирательном округе зарегистрированы два кандидата в депутаты Собрания представителей Нижнеломовского района: Прончев А.А. и Шишкин А.К. 4 марта 2012 г. (в день проведения выборов) председателю УИК № 883 Полосухиной Н.И. поступила жалоба Прончева А.А., в которой указано, что Шишкин А.К. в день голосования проходит с членами УИК по избирательному участку с переносной урной для голосования. Данные действия считает агитационными, нарушающими избирательное право. Аналогичная жалоба в тот же день поступила в Территориальную избирательную комиссию Нижнеломовского района. Участковая избирательная комиссия избирательного участка №883 решением №11 от 04.03.2012г. отстранила кандидата в депутаты Собрания представителей Нижнеломовского района Шишкина А.К. от участия в голосовании вне избирательного участка, со ссылкой на то, что им нарушается п.14 ст.62 ЗПО №976 от 26.02.2006г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области по одномандатным избирательным округам». Постановлением территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района от 04.03.2012 г. № 49/621 кандидат в депутаты Собрания представителей Нижнеломовского района Шишкин А.К. также отстранен от участия в голосовании вне помещения для голосования. Для принятия мер к устранению нарушения избирательного законодательства указанное постановление направлено в МО МВД России «Нижнеломовский». Проверяя законность принятых решений, суд приходит к следующему. Как следует из п. 1 статья 66 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в статье 64 настоящего Федерального закона (п.10). При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума, общественными объединениями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением (п.14). Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума, а также возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума (п.15). Аналогичные нормы закреплены в статье 62 Закона Пензенской области от 26.02.2006г. №976-ЗПО (ред. от 10.10.2011г.) «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области по одномандатным избирательным округам, частью 14 которой также предусмотрено, что при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Заявитель Шишкин А.К. не отрицает того, что 04.03.2012г. он совместно с членами избирательной комиссии, наблюдателем в течение дня присутствовал при голосовании вне помещения, и отстранен был лишь около 17 часов. Однако, как указано выше заявитель Шишкин А.К. являлся кандидатом в депутаты и не являлся членом комиссии с правом совещательного голоса либо наблюдателем (заявитель также утверждал, что он наблюдал за ходом голосования вне помещения для голосования, как кандидат в депутаты), то есть в круг лиц, которым предоставлено право присутствовать при проведении голосования вне помещения, определенных ч.14 ст.62 №976-ЗПО, не входит. Как следует из п.12 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ (ред. от 25.07.2011г., с изм. от 20.10.2011г.), член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами. Поскольку Шишкин А.К., присутствуя при голосовании вне помещения для голосования, нарушил закон о выборах (п.14 ст.66 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ, ч.14 ст.62 ЗПО от 26.02.2006г.) у участковой избирательной комиссии и территориальной избирательной комиссии (вышестоящей комиссии) имелись основания для принятия решения об отстранении (удалении) заявителя (как иного лица) при проведении голосования вне помещения. Ссылку на ст.30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», предусматривающую, по мнению заявителя, его право, как кандидата в депутаты, присутствовать в любом месте, где проходит голосование, в том числе при голосовании вне помещения, нельзя признать обоснованной. Как следует из содержания п.1 ст.30 ФЗ, на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации. Согласно п.5 ст.30 названного закона, доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям. Таким образом, названная статья не предусматривает право кандидата в депутаты присутствовать при голосовании вне помещения для голосования. При подсчёте же голосов заявитель присутствовал и в этой части его права, как кандидата, не были нарушены. Поскольку Шишкин А.К., как кандидат в депутаты не имел права присутствовать при голосовании вне помещения, кроме того, в результате проведенных выборов он избран депутатом Собрания представителей Нижнеломовского района, следовательно, оспариваемые решение и постановление не нарушают избирательное право заявителя. Вместе с тем из объяснений Шишкина А.К. следует, что в момент его отстранения, вне помещения для голосования не проголосовали не более 8-ми человек, что не могло оказать существенного влияния на результаты голосования. Нельзя признать обоснованной и ссылку заявителя на наличие у него, как у кандидата в депутаты, иммунитета, не позволяющего отстранить его от присутствия при голосовании вне помещения для голосования. Статьёй 41 вышеуказанного Федерального закона установлены гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов. Так, в силу ч.4 названной статьи 41 решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. Таким образом, определенные гарантии для кандидата в депутаты установлены лишь при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, привлечения к административному наказанию. Поскольку в данном случае ни уголовное, ни административное дело не возбуждались, не возбуждалось и ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, оснований полагать, что оспариваемыми решениями были нарушены требования ч.4 ст.41 ФЗ, не имеется. Доводы заявителя о том, что его отстранение возможно только на основании решения суда, не основаны на законе. Тот факт, что указанные решение и постановление были приняты в отсутствие Шишкина А.К. (без его участия), не свидетельствует о незаконности принятых решений, так как законом не предусмотрено рассмотрение данных вопросов с обязательным участием гражданина. Решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №883 от 04.03.2012г. №11 соответствует положениям п.5, п.9 ч.1 статьи 20 Закона Пензенской области №976-ЗПО от 26.02.2006г., предусматривающей, что участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения. Постановление территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района №49/621 от 04.03.2012г. также соответствует требованиям действующего законодательства, а именно п.1 ч.1 ст.18 Закона Пензенской области №976-ЗПО, согласно которому избирательная комиссия муниципального образования при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации. Порядок принятия оспариваемых решения и постановления не нарушен, коллегиально приняты мотивированные решения (постановление). При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании решения УИК и постановления ТИК незаконными, не имеется. Не находит суд оснований и для удовлетворения заявления Шишкина А.К. в части признания незаконными действий сотрудников (в заявлении - представителей) МО МВД России «Нижнеломовский» по его отстранению при голосовании избирателей вне помещения для голосования, с учётом нижеизложенного. Так, в соответствии с п.31 ч.1 статьи 12 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ (ред. от 06.12.2011г.) «О полиции» на полицию возлагаются следующие обязанности, в частности принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом. Положением о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнеломовский», утвержденным приказом №1325 от 20.07.2011г. Управления МВД РФ по Пензенской области предусмотрены полномочия отдела, к которым, в том числе, относится оказание содействия государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность (пп.37 п.11). Приказом от 09.02.2012г. №53 и.о. начальника МО МВД России «Нижнеломовский» в целях организации взаимодействия с администрациями Нижнеломовского и Вадинского районов, избирательными комиссиями, контроля за обстановкой складывающейся в процессе подготовки и проведения выборов, координации действий сил и средств, выработки управленческих решений по реагированию на осложнение обстановки в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации и депутатов представительных органов муниципальных образований на территории Н-Ломовского и Вадинского районов 4 марта 2012 года сформирована рабочая группа, произведен расчет сил и средств, задействованных в мероприятиях по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении выборов, создан необходимый резерв. Как указано выше, согласно положениям п.12 ст.64 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ исполнение решений, принятых участковой или вышестоящей избирательной комиссии обеспечивается правоохранительными органами. Следовательно, действия сотрудников МО МВД России «Нижнеломовский» по отстранению Шишкина А.К. от участия в голосовании вне помещения для голосования соответствовали требованиям действующего законодательства и внутренним документам межмуниципального отдела, а доводы заявителя об отсутствии у них полномочий по исполнению решения УИК, постановления ТИК и, как следствие нарушение его избирательных прав, как кандидата в депутаты, нельзя признать обоснованными. Заявитель также полагает, что были нарушены его права, как кандидата в депутаты тем обстоятельством, что сотрудниками полиции ему не были разъяснены его права и обязанности, что его отстраняла «публично целая оперативная группа с привлечением понятых лиц». Процедура отстранения законодательно не регламентирована, при этом законодательство не предусматривает обязанность сотрудников полиции разъяснять отстраняемому лицу какие-либо права и обязанности, а дело об административном правонарушении в данном случае не возбуждалось; при этом следует отметить, что копии решения и постановления, на основании которых Шишкин А.К. отстранялся от присутствия при голосовании вне помещения для голосования, были ему вручены. Как следует из объяснений заявителя, в присутствии понятых сотрудник полиции Мухин В.В. (закрепленный, согласно расстановке сил и средств, за избирательным участком №883) объявил о том, что он отстраняется от участия в голосовании вне помещения, после чего по его (Шишкина А.К.) требованию были изготовлены копии документов, на основании которых он был отстранен, и вручены ему. Таким образом, произведенное в соответствии с решениями, принятыми избирательными комиссиями, отстранение не нарушало прав кандидата в депутаты Шишкина А.К. На основании изложенного, суд не находит оснований для признания в этой части незаконными действий сотрудников МО МВД России «Нижнеломовский». Следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявления в полном объёме и восстановления нарушенных избирательных прав заявителя. Кроме того, следует отметить, что такой способ защиты гражданских прав, как восстановление нарушенного избирательного права путём принесения публичных извинений через официальную прессу, статьёй 12 ГК РФ не предусмотрен. В своём заявлении Шишкин А.К. указывает на иные нарушения при проведении выборов (отсутствие организации по изготовлению агитационных материалов, проведение концерта и др.). Указанные факты при разрешении заявленных требований об оспаривании решений избирательных комиссий и действий сотрудников полиции по отстранению от присутствия от голосования вне помещения юридического значения не имеют. Заявителю было разъяснено право на предъявление дополнительных требований, однако Шишкин А.К. таким правом не воспользовался. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Шишкину Алексею Константиновичу в удовлетворении заявления о признании незаконными решения №11 от 04.03.2012г. участковой избирательной комиссии избирательного участка №883 и постановления №49/621 от 04.03.2012г. территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района, о признании незаконными действий представителей МО МВД России «Нижнеломовский» по его отстранению от присутствия при голосовании вне помещения для голосования, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Т.А. Сухова В окончательной форме решение принято 16.05.2012г. Судья Т.А. Сухова