решение по делу № 2-241/2012 г.



Дело №2-241/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижний Ломов                                                           18 июня 2012 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Суховой Т.А.,

при секретаре Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Злобиной К. А. к администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Злобина К. А. обратилась в суд с иском к администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области о предоставлении жилого помещения, указав, что она (Злобина) родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и является ребенком-сиротой с ДД.ММ.ГГГГ лет. С ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ она находилась под опекой и попечительством ФИО1. Снята с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением совершеннолетия. В ДД.ММ.ГГГГ году она поступила в <данные изъяты>, где обучается по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ в администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилья под регистрационным номером . До настоящего времени жилого помещения не получила, постоянного места жительства и жилья в собственности (пользовании) не имеет. Считает незаконным бездействие администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, выраженное в непредоставлении ей жилого помещения на протяжении с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, как противоречащее требованиям п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предусматривающего предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Просила обязать администрацию Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания по нормам, предусмотренным действующим законодательством в г. Нижний Ломов.

В судебное заседание Злобина К.А. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, о чем представила заявление.

Представитель истца Карамышева А.Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Злобиной К.А. поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области Никишина О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала на том основании, что со стороны администрации не было бездействия, поскольку сведения о постановке Злобиной К.А. на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения были своевременно направлены в Департамент градостроительства Пензенской области, и администрация ежеквартально отчитывается о детях-сиротах, состоящих на учёте. В бюджете администрации денег на жильё детям - сиротам не заложено. При выделении денежных средств Злобина будет обеспечена жилым помещением.

Представитель третьего лица - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, в своём заявлении просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Злобиной К.А., представителей третьих лиц - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, Департамента градостроительства Пензенской области.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Как следует из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст.8).

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч.2 ст.8).

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №250-О-П, абз. 2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» установлено, что органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в статье 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области»: 1) приобретение жилых помещений; 2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3)заключение договора социального найма.

В соответствии с ч.5 ст.10 названного Закона отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления: городов, в частности Нижнего Ломова, входящего в состав Нижнеломовского муниципального района;

сельских поселений сельсоветов:

Атмисского, Большехуторского, Верхнеломовского, Виргинского, Голицынского, Кривошеевского, Кувак-Никольского, Новопятинского, Норовского, Усть-Каремшинского, входящих в состав Нижнеломовского муниципального района.

В силу статьи 12 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе на: 1) финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области; 2) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами.

Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1 - 4, 5.1, 9 - 9.3 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций (ст.14 Закона).

Из ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12.09.2006г. №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих не территории Пензенской области» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам.

Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает внеочередное предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также устанавливает размер предоставляемого жилого помещения и определяет органы, на которые возлагается обязанность предоставления жилых помещений.

Согласно Приложению № 3 к долгосрочной целевой программе «Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области» на 2010-2013 годы в Нижнеломовском районе на 2012 год запланировано строительство жилых домов для детей-сирот.

Согласно свидетельству о рождении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом записи актов гражданского состояния администрации <адрес>, родителями Злобиной К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указаны ФИО2 и ФИО3.

Мать Злобиной К.А. - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным администрацией Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области.

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Управлением образования Нижнеломовского района Пензенской области, Злобина А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать Злобиной К.А. - Злобина О.Н. являлась одинокой матерью в отношении несовершеннолетней, и умерла ДД.ММ.ГГГГ

Злобина К.А. находилась под опекой ФИО1 согласно распоряжению Главы администрации Нижнеломовского района от 29.04.1997 г. № 192-I и была снята с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с совершеннолетием, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Управлением образования Нижнеломовского района Пензенской области.

После прекращения попечительства в ДД.ММ.ГГГГ. у Злобиной К.А. возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Злобина К.А. зарегистрирована в <адрес>.

Жилое помещение, как установлено в судебном заседании, за Злобиной К.А. не закреплялось, дом по <адрес>, непригоден для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ Злобина К.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на основании постановления администрации Кривошеевского сельсовета от 02.07.2009 г. № 31 «О постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения» и включена в список на предоставление жилого помещения за от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, ответчиком признано за Злобиной К.А. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

По данным алфавитной картотеки и электронной базы Нижнеломовского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Злобина К.А. не является собственником недвижимого имущества в <адрес> и <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается также справкой МУП «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ , уведомлением Нижнеломовского отдела Управления Росреестра по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Злобиной К.А. на объекты недвижимости.

Из ответа администрации Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ. на обращение Злобиной А.М. по вопросу предоставления Злобиной К.А. жилого помещения по договору социального найма следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году в администрацию Кривошеевского сельсовета средства областного бюджета для приобретения жилых помещений для детей-сирот не поступали и ей рекомендовано обратиться в суд с заявлением о понуждении Кривошеевской сельской администрации к предоставлению жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, Злобина К.А., как не имеющая в собственности либо закрепленного за ней жилого помещения, должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, тем более, от включения в список внеочередников.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт. Предоставление жилого помещения вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

При таких обстоятельствах, иск Злобиной К.А. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Злобиной К. А. удовлетворить.

Обязать администрацию Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области предоставить Злобиной К. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, относящейся к категории дети - сироты, по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления (не менее <данные изъяты> кв. метров), благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд в течение месяца.

Судья                                                                       Т.А. Сухова