Дело №2-268/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижний Ломов 13 июня 2012 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мананниковой В. Н., при секретаре Поляковой Е. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (Управление Роспотребнадзора по Пензенской области) о признании бездействия администрации г. Нижний Ломов Пензенской области в отношении неопределённого круга лиц по нарушению прав на благоприятную природную среду противоправным, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства РФ - организовать уборку несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов площадью 3,5 кв. метра, расположенную на прилегающей к контейнерной площадке территории по ул. Маяковского, д. 5 и ул. Островского, д. 4 г. Нижний Ломов, у с т а н о в и л : Управление Роспотребнадзора по Пензенской области обратилось в суд с заявлением о признании бездействия администрации г. Нижний Ломов Пензенской области в отношении неопределённого круга лиц по нарушению прав на благоприятную природную среду противоправным, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства РФ - организовать уборку несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов площадью 3,5 кв. метра, расположенную на прилегающей к контейнерной площадке территории по ул. Маяковского, д. 5 и ул. Островского, д. 4 г. Нижний Ломов, указав, что в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах поступило сообщение от жителя г. Нижний Ломов об организации несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов на прилегающей к контейнерной площадке территории по ул. Маяковского, д. 5 и ул. Островского, д. 4 г. Нижний Ломов. Данное обращение явилось основанием для возбуждения административного расследования, в ходе которого было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 00 минут прилегающая территория к контейнерной площадке по ул. Маяковского, д. 5 и ул. Островского, д. 4 в г. Нижний Ломов завалена твёрдыми бытовыми отходами (строительный мусор, старая мебель и прочее). Образовалась свалка диаметром 3,5 кв. метра, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Просит признать противоправным бездействие администрации г. Нижний Ломов Пензенской области по нарушению прав на благоприятную природную среду, обязав администрацию г. Нижний Ломов устранить выявленные нарушения в области санитарного законодательства РФ: убрать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов площадью 3,5 кв. метра, расположенную на прилегающей к контейнерной площадке территории по ул. Маяковского, д. 5 и ул. Островского, д. 4 г. Нижний Ломов. В судебном заседании представитель заявителя - Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Кураев Ю.И., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требование о признании бездействия администрации г. Нижний Ломов противоправным, возложении обязанности организовать уборку несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов площадью 3,5 кв. метра, расположенную на прилегающей к контейнерной площадке территории по ул. Маяковского, д. 5 и ул. Островского, д. 4 г. Нижний Ломов, поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении. Представитель администрации г. Нижний Ломов Берёзкина О.Г., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями Управления Роспотребнадзора согласилась, пояснив, что действительно на прилегающей к контейнерной площадке территории по ул. Маяковского, д. 5 и ул. Островского, д. 4 г. Нижний Ломов имеется свалка твёрдых бытовых отходов, которая в настоящее время практически ликвидирована. Выслушав объяснения представителя заявителя - Управления Роспотребнадзора Кураева Ю.И., представителя администрации г. Нижний Ломов Пензенской области Берёзкиной О.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Статьёй 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч. 2 ст. 51 указанного Закона). В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 1.1. СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», утверждённых Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года №4690-88, установлено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твёрдых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населённых мест». Из п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 следует, что система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населённого пункта, утверждённой решением Исполкома местного Совета народных депутатов. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 18 ст. 6 Устава г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области установлено, что к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 21 Устава администрация г. Нижний Ломов наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах с заявлением об организации несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов на прилегающей к контейнерной площадке территории по ул. Маяковского, д. 5 и ул. Островского, д. 4 г. Нижний Ломов. Учитывая, что администрация г. Нижний Ломов не отрицает наличие несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов на прилегающей к контейнерной площадке территории по ул. Маяковского, д. 5 и ул. Островского, д. 4 г. Нижний Ломов, и до настоящего времени администрацией г. Нижний Ломов не предпринято каких-либо мер по ликвидации несанкционированной свалки, то есть бездействие со стороны администрации г. Нижний Ломов создаёт угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью людей, нарушает права неопределённого круга лиц, заявление Управление Роспотребнадзора по Пензенской области является обоснованным и подлежит удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. При вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределённого круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем, чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав. С учётом изложенного, суд считает необходимым также возложить на администрацию г. Нижний Ломов обязанность по размещению информации о принятом решении с целью обеспечения свободного доступа к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены бездействием администрации г. Нижний Ломов, с тем, чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав. Кроме того, учитывая заявленное требование Управления Роспотребнадзора по Пензенской области об организации уборки несанкционированных свалок, а также то, что до настоящего времени указанная свалка не ликвидирована, что может привести к негативным последствиям для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью людей, суд считает необходимым установить срок для организации уборки несанкционированной свалки, но не более 10 дней с момента вынесения решения суда. Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (Управление Роспотребнадзора по Пензенской области) удовлетворить. Признать бездействия администрации г. Нижний Ломов Пензенской области в отношении неопределённого круга лиц по нарушению прав на благоприятную природную среду противоправным. Возложить на администрацию г. Нижний Ломов Пензенской области (<адрес>) обязанность устранить нарушения санитарного законодательства РФ - организовать уборку несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов площадью 3,5 кв. метра, расположенную на прилегающей к контейнерной площадке территории по ул. Маяковского, д. 5 и ул. Островского, д. 4 г. Нижний Ломов в течение десяти дней с момента вынесения решения суда. Возложить на администрацию г. Нижний Ломов Пензенской области обязанность по размещению информации о принятом решении в средствах массовой информации - в газете «Куранты - Маяк» в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в месячный срок. Судья В. Н. Мананникова