решение по делу № 2-429/2012 г.



Дело №2-429/2012                                                                                                                                                     

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижний Ломов                                                       8 октября 2012 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Суховой Т.А.,

с участием ст. помощника Нижнеломовского межрайонного прокурора Балашовой И.В.,

при секретаре Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижнеломовского межрайонного прокурора, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Нижнеломовского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния участка автомобильной дороги «подъезд к селу Гаи» Нижнеломовского района Пензенской области установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, и возложении обязанности по принятию мер к ремонту участка дорожного полотна автодороги «подъезд к селу Гаи» Нижнеломовского района Пензенской области,

у с т а н о в и л:

Нижнеломовской межрайонной прокуратурой с участием ОГИБДД МО МВД России «Нижнеломовский» проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильной дороги «подъезд к селу Гаи» Нижнеломовского района Пензенской области.

Согласно справке, составленной по итогам проверки, в ходе проверки выявлено, что дорожное полотно участка автомобильной дороги «подъезд к селу Гаи» Нижнеломовского района Пензенской области на протяжении от 0 км до 3,6 км имеет многочисленные ямы, размеры которых превышают допустимые значения, установленные пунктом 3.1.2 ГОСТ - Р 50597-93 г. по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см. В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств и возникает угроза участникам дорожного движения. Указанная автодорога относится к автомобильным дорогам местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Нижнеломовский межрайонный прокурор, полагая, что данные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Нижнеломовского района Пензенской области ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, указав, что в соответствии со ст. 3, ч. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г., п. 5 ст. 15 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по обеспечению соответствия состояния дороги при её содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на органы местного самоуправления - администрацию Нижнеломовского района Пензенской области. Однако, требования законодательства по содержанию и обеспечению соответствия состояния автомобильной дороги «подъезд к селу Гаи» Нижнеломовского района Пензенской области установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, в процессе эксплуатации администрацией Нижнеломовского района Пензенской области не выполняются.

Просил обязать администрацию Нижнеломовского района произвести ремонт участка дорожного полотна автодороги «подъезд к селу Гаи» Нижнеломовского района от 0 км до 3,6 км, где имеются ямы, размеры которых превышают допустимые значения, установленные пунктом 3.1.2 ГОСТ - Р 50597-93 по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Балашова И.В. требования о признании незаконным бездействия администрации Нижнеломовского района Пензенской области ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам поддержала, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, просила обязать администрацию Нижнеломовского района Пензенской области организовать работу по ремонту участка дорожного полотна автодороги «подъезд к селу Гаи» Нижнеломовского района Пензенской области от 0 км до 1,6 км, где имеются ямы, размеры которых превышают допустимые значения, установленные п. 3.1.2 ГОСТ-Р 50597-93 г. по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см.

Представитель заинтересованного лица - администрации Нижнеломовского района Пензенской области Шленникова М.И., действующая на основании доверенности от 21.03.2012г., возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что осмотр указанного участка дороги производился без участия представителя администрации; дорожное полотно на данном участке автодороги соответствует требованиям ГОСТа, в связи с чем, оснований считать бездействие со стороны администрации Нижнеломовского района незаконным, и возложении на неё обязанности по ремонту участка дорожного полотна, не имеется.

Представитель ОГИБДД МО МВД России «Нижнеломовский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица - ОГИБДД МО МВД России «Нижнеломовский».

Суд, выслушав объяснения ст. помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст.255 ГПК РФ).

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данное положение закреплено в пп.5 п.1 ст.4 Устава Нижнеломовского района Пензенской области.

При этом, как следует из п.1 ст.21 Устава, администрация Нижнеломовского района является исполнительно - распорядительным органом Нижнеломовского района, наделенного полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Нижнеломовского района федеральными законами и законами Пензенской области.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введён в действие с июля 1994 г.). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.

Государственный стандарт обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: а) покрытия проезжей части дорог и улиц; б) видимости на дорогах и улицах; в) дорожных знаков; г) дорожной разметки; д) дорожных светофоров; е) дорожных ограждений и бортового камня; ж) сигнальных столбиков и маяков; з) нарушенного освещения.

Статья 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Как следует из п. 3 ГОСТ Р 50597-93, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (пп.3.1.1). Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (пп. 3.1.2)

Согласно справке администрации Нижнеломовского района Пензенской области от 25.09.2012 г. № 5660, в собственности Муниципального образования - Нижнеломовский район Пензенской области имеется автодорога «Н.Ломов-Пачелма-Гаи», относящаяся к категории автомобильных дорог местного значения.

В судебном заседании установлено, что Нижнеломовской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России «Нижнеломовский» проведена проверка состояния дорожного полотна участка автодороги «подъезд к селу Гаи» Нижнеломовского района Пензенской области.

          Как следует из справки от 21 сентября 2012 г., составленной по итогам проверки помощником Нижнеломовского межрайонного прокурора Карташовой Т.Е. с участием инспектора ОГИБДД МО МВД России «Нижнеломовский» Долгова С.В., дорожное полотно участка автомобильной дороги «подъезд к селу Гаи» Нижнеломовского района Пензенской области на протяжении от 0 км до 3,6 км имеет многочисленные ямы, размеры которых превышают допустимые значения, установленные п. 3.1.2 ГОСТ -Р 50597-93 г. по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см.

Проверка состояния дороги, действительно, проводилась в отсутствие представителя администрации Нижнеломовского района.

         В связи с возражениями представителя заинтересованного лица - администрации Нижнеломовского района относительно состояния дорожного полотна на указанном участке дороги, судом был произведен выезд на место, в результате которого установлено, что на участке дороги от 0 км (со стороны г. Н-Ломов) до 1,6 км ((в сторону с. Гаи) а не до 3,6 км, как указано в справке) имеются ямы, размеры которых превышают допустимые значения, установленные п.3.1.2 ГОСТ - Р 50597-93 по длине 15 см., ширине 60 см, глубине 5 см.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны администрации Нижнеломовского района Пензенской области надлежащего контроля за состоянием автомобильных дорог муниципального района и непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, то есть о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, следовательно, заявление прокурора в этой части является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать незаконным бездействие администрации Нижнеломовского района Пензенской области ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния участка автомобильной дороги «подъезд к селу ГАИ» Нижнеломовского района Пензенской области установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Обязать администрацию Нижнеломовского района Пензенской области организовать работу по ремонту участка дорожного полотна автодороги «подъезд к селу Гаи» Нижнеломовского района Пензенской области на расстоянии от 0 км до 1,6 км, где имеются ямы, размеры которых превышают допустимые значения, установленные пунктом 3.1.2 ГОСТ - Р 50597-93 по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца.

Судья                                                          Т.А. Сухова