решение по делу № 2-397/2012 г.



Дело №2-397/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижний Ломов                                                        17 октября 2012 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Суховой Т.А.,

при секретаре Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарычева Александра Эдуардовича к администрации г. Нижний Ломов Пензенской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Захарычев А.Э. обратился в суд к администрации города Нижний Ломов Пензенской области с иском об обеспечении его как лица, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением вне очереди, указав, что он является сиротой с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет администрацией Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области в качестве нуждающегося в жилом помещении; постановлением администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении» он снят с учета в связи с регистрацией по новому месту жительства по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Своего жилья он не имеет и до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Просил обязать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания.

В судебном заседании истец Захарычев А.Э. и его представитель Веденяпина Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, кроме того, пояснили, что ФИО1, являвшаяся матерью одиночкой в отношении сына <данные изъяты>, была лишена родительских прав. Своего жилья она не имела, поэтому за Захарычевым А.Э. жилое помещение не закреплялось. Несмотря на то, что он, как ребенок - сирота должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди, более двух лет он стоит на учёте, как нуждающийся в жилом помещении. Меры к обеспечению его жилым помещением ответчиком не предпринимаются.

Представитель ответчика - администрации города Нижний Ломов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Ответчик просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, о чём представил заявление, в котором указал, что возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку Захарычев А.Э. ДД.ММ.ГГГГ принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и поставлен на льготную очередь (дети - сироты) внеочередного обеспечения жильём. Право Захарычева А.Э. на внеочередное обеспечение жильём администрацией города Нижний Ломов не нарушено, а будет реализовано по мере поступления денежных средств.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Представитель третьего лица - Департамента градостроительства Пензенской области просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представив об этом соответствующее заявление, из которого следует, что в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ. «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» Департаментом градостроительства Пензенской области полномочия по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством переданы Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области. Далее реализация государственных полномочий по данному направлению была передана органам местного самоуправления.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика администрации г. Нижний Ломов, третьих лиц Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, Департамента градостроительства Пензенской области.

Выслушав объяснения истца, его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Как следует из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст.8).

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч.2 ст.8).

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №250-О-П, абз. 2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» установлено, что органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в статье 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области»: 1) приобретение жилых помещений; 2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3)заключение договора социального найма.

В соответствии со ст.10 названного Закона отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления: городов, в частности Нижнего Ломова, входящего в состав Нижнеломовского муниципального района.

В силу статьи 12 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе на: 1) финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области; 2) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами.

Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1 - 4, 5.1, 9 - 9.3 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций (ст.14 Закона).

Из ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12.09.2006г. №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих не территории Пензенской области» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам.

Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру.

Согласно свидетельству о рождении истец Захарычев А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются: отец - ФИО2, мать - ФИО1 (свидетельство о рождении, выданное ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из копии записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце Захарычева Александра Эдуардовича - ФИО2 указаны на основании заявления матери, то есть ФИО1.

Постановлением главы администрации Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нахождением ФИО1 в розыске как без вести пропавшей, опекуном над несовершеннолетним Захарычевым А.Э. назначена его бабушка - ФИО3

Указанное обстоятельство также подтверждается удостоверением опекуна ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ

Решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Несмотря на то, что фамилия истца и ребенка, указанного в данном решении, имеет расхождения, суд считает, что решение принадлежит Захарычеву А.В., поскольку имя, отчество истца, его дата рождения, имя и отчество матери совпадают, фамилия имеет незначительные расхождения - всего в одной букве и обнаруживается только при написании.

В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, справками МУП «БТИ», Нижнеломовского отдела ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Захарычев А.В. не имеет в собственности жилого помещения, следовательно, как ребенок - сирота имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, истец первоначально с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес> а затем с ДД.ММ.ГГГГ по адресу - <адрес> С ДД.ММ.ГГГГ Захарычев А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>

Постановлением администрации Кривошеевского сельского совета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Захарычев А.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с подачей им по месту учету заявления о снятии с учета.

ДД.ММ.ГГГГ Захарычев А.Э. обратился в администрацию города Нижний Ломов с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Постановлением администрации города Нижний Ломов Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Захарычев А.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (категория дети-сироты) и включен в очередь «Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с даты регистрации заявления - ДД.ММ.ГГГГ

       Следовательно, Захарычев А.В., как не имеющий в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Доводы ответчика о том, что он поставлен на учёт на льготную очередь и будет обеспечен жильём по мере поступления денежных средств, не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, тем более, от включения в список внеочередников.

        Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

        Предоставление жилого помещения вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени Захарычев А.В., в нарушение требований законодательства, жилым помещением не обеспечен.

При таких обстоятельствах, требования Захарычева А.В. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Захарычева Александра Эдуардовича удовлетворить.

Обязать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области предоставить Захарычеву Александру Эдуардовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящемуся к категории дети-сироты, по договору социального найма, вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение месяца.

Судья                                                                              Т.А. Сухова