Дело № 2-404/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Нижний Ломов 9 октября 2012 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Суховой Т.А., при секретаре Фоминой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбунова В. А. к администрации города Нижний Ломов Пензенской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Горбунов В.А. обратился в суд с иском к администрации г. Нижний Ломов Пензенской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители - отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - ФИО2 лишена родительских прав на основании решения суда. Своего жилья он не имеет. Постановлением Администрации г. Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ № он признан нуждающимся в жилом помещении (категория дети-сироты) и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 18 лет. Ранее он проживал со своими приемными родителями - ФИО3 и ФИО4 по адресу: <адрес>. В настоящее время в связи с тем, что он вышел из-под опеки, он вынужден снимать жилое помещение по адресу: <адрес> так как до настоящего времени жилье ему по договору социального найма не предоставлено. Просил обязать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области предоставить ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилое помещение по договору социального найма. В судебном заседании Горбунов В.А. свои требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации города Нижний Ломов Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чём указал в отзыве на исковое заявление. В отзыве на исковое заявление администрация г. Нижний Ломов просила исковые требования Горбунова В.А. оставить без удовлетворения, указав, что в администрации города Нижний Ломов образована льготная очередь, состоящая из детей - сирот, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении по дате подачи ими заявлений. Горбунов В.А. состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготной очереди «Дети-сироты» под № с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ В силу ст.12 Закона Пензенской области от 22.12.2006г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями РФ, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе на: финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счёт предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами. В 2012 году Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области сообщило, что в соответствии с долгосрочной целевой программой «Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области» на 2009 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 26.12.2008г. №929-пП в 2012 году в г. Н-Ломове запланировано строительство жилого дома на 11 квартир для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на сумму 6 930,0 тыс. рублей. После окончания строительства дома, квартиры будут распределены согласно льготной очереди «Дети-сироты», имеющейся в администрации города Нижний Ломов по дате подачи заявлений. Кроме этого, в администрации города Нижний Ломов свободные благоустроенные жилые помещения отсутствуют, обеспечить жильём детей - сирот за счёт местного бюджета администрации города Нижний Ломов не представляется возможным. При предоставлении Горбунову В.А. жилого помещения вне очереди из списка очередников категории «Дети - сироты», будут нарушены права лиц, состоящих в этой же льготной очереди на получение жилья. Представители третьих лиц - Департамента градостроительства Пензенской области, Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены. Департамент градостроительства Пензенской области просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя и принятии решения на усмотрение суда В соответствии с ч.3, 5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц. Выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Как следует из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст.8). Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч.2 ст.8). Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №250-О-П, абз. 2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» установлено, что органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в статье 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области»: 1) приобретение жилых помещений; 2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3)заключение договора социального найма. В соответствии со ст.10 названного Закона отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления: городов, в частности Нижнего Ломова, входящего в состав Нижнеломовского муниципального района. В силу статьи 12 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе на: 1) финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области; 2) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами. Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1 - 4, 5.1, 9 - 9.3 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций (ст.14 Закона). Из ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12.09.2006г. №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих не территории Пензенской области» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру. Согласно повторному свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Голицынской сельской администрацией Нижнеломовского района Пензенской области, родителями Горбунова В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО1 и ФИО2. Отец Горбунова В.А. - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (повторное свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Голицынской сельской администрацией Нижнеломовского района Пензенской области). ДД.ММ.ГГГГ решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области мать Горбунова В.А. - ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних Горбунова В.А. и ФИО5 Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Приказом Управления образования администрации Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Гобуновым В.А. установлено попечительство ФИО4 и ФИО3 по договору об осуществлении опеки и попечительства на возмездных условиях. В соответствии с постановлением администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ по жилищным вопросам Горбунов В.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (категория дети-сироты) в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включен в очередь «Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, ответчиком признано за Горбуновым В.А. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, Горбунов В.А., как не имеющий в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Доводы ответчика о наличии других граждан, состоящих в списке очередников категории «Дети - сироты», не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, тем более, от включения в список внеочередников. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Предоставление жилого помещения вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени Горбунов В.А. жилым помещением не обеспечен. При таких обстоятельствах, требования Горбунова В.А. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: иск Горбунова В. А. удовлетворить. Обязать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области предоставить Горбунову В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящемуся к категории дети-сироты, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение месяца. Судья Т.А. Сухова