Дело № 2-371/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Нижний Ломов 25 сентября 2012 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Суховой Т.А., при секретаре судебного заседания Фоминой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкасовой Н. А. к администрации города Нижний Ломов Пензенской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Черкасова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с иском к администрации г.Нижний Ломов Пензенской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители - отец ФИО1 на основании решения Нижнеломовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, мать - ФИО2 на основании решения того же суда от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей. Своего жилья она не имеет. Постановлением Администрации г. Нижний Ломов от ДД.ММ.ГГГГ № она признана нуждающейся в жилом помещении (категория дети-сироты) и поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 18 лет, однако, она по прежнему вынуждена проживать со своими бывшим попечителем - ФИО3 по адресу: <адрес>, так как до настоящего времени жилье ей по договору социального найма не предоставлено. Просила обязать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области предоставить ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, жилое помещение по договору социального найма. В судебном заседании Черкасова Н.А. свои требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации города Нижний Ломов Пензенской области Зюзина Л.Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения иска Черкасовой Н.А., пояснив, что Черкасова Н.А. состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготной очереди «Дети-сироты» под №. Удовлетворение требований Черкасовой Н.А. нарушит права лиц, поставленных на учёт ранее истца. В настоящее время свободных жилых помещений у администрации города Нижний Ломов не имеется, в ДД.ММ.ГГГГ года будет завершено строительство 11 квартир для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и истец будет обеспечена жилым помещением. Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Как следует из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст.8). Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч.2 ст.8). Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №250-О-П, абз. 2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» установлено, что органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в статье 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области»: 1) приобретение жилых помещений; 2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3)заключение договора социального найма. В соответствии со ст.10 названного Закона отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления: городов, в частности Нижнего Ломова. В силу статьи 12 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе на: 1) финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области; 2) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами. Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1 - 4, 5.1, 9 - 9.3 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций (ст.14 Закона). Из ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12.09.2006г. №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих не территории Пензенской области» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру. Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного гороотделом ЗАГС Пензенской области, родителями Черкасовой Н. А., ДД.ММ.ГГГГ, являются ФИО1 и ФИО2. Родители Черкасовой Н.А. - ФИО1 и ФИО2 решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, лишены родительских прав в отношении Черкасовой Н.А. ДД.ММ.ГГГГ решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области мать Черкасовой Н.А. - ФИО2 признана безвестно отсутствующей. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Главы города Нижний Ломов Черкасовой Н.А. был назначен опекун - ФИО3 Как следует из положений ст.40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27). После прекращения попечительства ДД.ММ.ГГГГ у Черкасовой Н.А. возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения. Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Черкасовой Н.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с постановлением администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ Черкасова Н.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (категория дети-сироты) в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, ответчиком признано за Черкасовой Н.А. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, Черкасова Н.А., как не имеющая в собственности либо закрепленного за ней жилого помещения, должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, тем более, от включения в список внеочередников. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт. Предоставление жилого помещения вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени Черкасова Н.А. жилым помещением не обеспечена. Следовательно, требования Черкасовой Н.А. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, РЕШИЛ: иск Черкасовой Н. А. удовлетворить. Обязать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области предоставить Черкасовой Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории дети-сироты, по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения. Судья Т.А. Сухова