об индексации компенсаций



дело № 2-4299/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Республика Татарстан, г.Нижнекамск 24 ноября 2011 года

Нижнекамский городской суд республики Татарстан в составе :

председательствующего судьи Гайнуллина Р.Г.,

при секретаре Сиухиной Е.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котлярова В.Г. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, Управлению социальной защиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе, Министерству финансов РФ, отделению по г.Нижнекамску и Нижнекамскому району Управления федерального казначейства по РТ о перерасчете и индексации сумм денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодное оздоровление, взыскании недополученных сумм,

у с т а н о в и л :


Котляров В.Г. обратился в суд с иском к ответчикам с указанными требованиями, в обоснование указал, что является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. На основании Федерального Закона №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с п.3 ст.15 и ст. 40 Закона ему полагается денежные ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, которые ему выплачиваются с 2000г., но с момента начала выплат размер компенсаций ни разу не индексировался. В Управлении социальной защиты г.Нижнекамска ему сообщили о необходимости обращения в суд за индексацией сумм компенсаций. Истец считает, что суммы компенсации подлежат индексации на основании Постановления Конституционного суда РФ № 11-П от 19.06.2002г., Постановления Пленума Верховного Суда РФ - №35 от 14.12.2000г. (в редакции №7 от 2005г. – Пленума ВС РФ), Постановления Правительства РФ №326 от 25.05.2005г. «Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат, гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС», по определению Конституционного Суда РФ №364-0 от 04.12.2005г., где указывается, что денежные компенсации должны индексироваться не только по уровню инфляции, согласно ФЗ №31 от 2004г., но и ранее не индексированные по величине МРОТ ФЗ №82 от 2000г. – по величинам прожиточного минимума в субъекте РФ в Республике Татарстан, а в дальнейшем по уровню инфляции, согласно Постановлениям Правительства РФ, по следующим коэффициентам: к1,581 – 2000г., к1,515, к1,258 – 2001г. - по ФЗ №82; к1,205, к1,12 – 2002г., к1,12 – 2003г. по величинам прожиточного минимума; к1,1 – 2004г., к1,11 – 2005г. – по Постановлению Правительства РФ №326 от 25.05.2006г., №163 от 24.03.2006г.; к1,09 – 2006г. по Постановлению Правительства РФ №143 от 03.03.2007г.; к1,08 – 2007г., к1,105 – 2008г., к1,13 – 2009г., к1,1 – 2010г., к1,065 – 2011г. – исходя из уровня инфляции.

Просит суд признать действия Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ и его территориального органа в г.Нижнекамске в отказе своевременной индексации ежемесячных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление – неправомерными; обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ через Управление социальной защиты МТЗиСЗ РТ в Нижнекамском муниципальном районе за счет казны Российской Федерации назначить и выплачивать мне ежемесячно за продовольственные товары в размере ... руб., начиная с 01.12.2011г. и ежегодное оздоровление с 01.01.2012г. в размере ... руб. с дальнейшей индексацией согласно законодательства РФ; взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации через Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ в мою пользу задолженность с 01.07.2000г. по 31.11.2011г. – за продовольственные товары в сумме – ... руб. и ежегодной компенсации на оздоровление в сумме – ....

Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ и Управления социальной защиты МТЗиСЗ РТ в Нижнекамском муниципальном районе по доверенности исковые требования не признала, пояснив суду, что компенсация истцу не выплачивалась ввиду отсутствия финансирования, в силу чего считает Управления социальной защиты не надлежащим ответчиком. Вместе с тем, расчеты истца проверены, являются верными, индексация указанным истцом способом возможно только по решению суда, поскольку альтернативный механизм индексации Правительством РФ не установлен. В обоснование своих доводов указала, что Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" регулируются вопросы назначения и выплаты единовременных и ежегодных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии со ст. 15 Закона ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС назначаются ежемесячные денежные компенсации на приобретение продуктов питания. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, в соответствии с которыми органами социальной защиты составляются только списки получателей компенсации и ежемесячно представляются в территориальный орган Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2001г. (в ред. от 20.06.2005г.) № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 14.02.2005г. № 73 «О финансовом обеспечении в 2005 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 30.12. 2006г. № 872 «О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» производится начисление данного вида денежной компенсации органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату денежной компенсации. Назначение и индексация ежемесячной компенсации на питание истцу производится Управлением социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе в соответствии с вышеперечисленными нормативными документами, а также индексируются строго в соответствии с ежегодно принимаемыми Правительством Российской Федерации постановлениями об индексации данных видов компенсаций.

Представитель Министерства Финансов РФ и Нижнекамского отделения Управления федерального казначейства по РТ не согласилась с предъявленным к ним требованием, пояснив, что в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 14.12.2000г. № 35 надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, являются органы социальной защиты населения, которые согласно части 3 статьи 125 ГПК РФ уполномочены выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на чернобыльской АЭС. Обязанность по индексации сумм денежных компенсаций возложена также на орган социальной защиты населения. В случае удовлетворения судом требований Котлярова В.Г. взыскание должно быть произведено за счет федерального бюджета, а не за счет казны РФ, так как в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к убеждению о том, что заявленное требование обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Котляров В.Г. был призван на военные сборы и исполняя служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС принимал участие в 1988 году в работах по объекту "Укрытие" (л.д.6). Ему выплачиваются компенсации за питание и на оздоровление, которые не индексируются в соответствии с принятыми нормативными актами (л.д. 9).

Согласно ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 11.07.2011) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П установлено, что «принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2,19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы».

Указанным Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002 г. признаны не соответствующими Конституции РФ положения ч.3 ст.5 Закона о защите граждан, подвергшихся радиации (в ред. от 12.02.2001) и ч.3 ст.2 Федерального закона от 12.02.2001 «О внесении изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергавших воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда, исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивалось бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенных характер. До внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 35, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000 г., равного 1,581 (132:83,49), а с 01.01.2001г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 01.07.2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании ч.3 ст.5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ) и ст.1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст.3 названного Закона.

Согласно ст. 3 Федерального Закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат, установленные Законом о защите граждан, подвергшихся радиации, индексируются с 01.06.2002 г. исходя из уровня инфляции в порядке, определенном Правительством РФ, при этом установлено, что выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы производятся в течение 2005-2006-годов.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.05.2005г. № 326 «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм», ежемесячные денежные компенсации и ежемесячная денежная сумма индексируются за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12 и 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 годы Федеральными законами о федеральном бюджете.

В последующем индексы уровня инфляции менялись, соответствующими Постановлениями Правительства РФ были установлены следующие коэффициенты индексации: на 2005 год установлен 1,11; на 2006 год - 1,09; на 2007 год - 1,08; на 2008 год - 1,105; на 2009 год - 1,13; на 2010 год - 1,1; на 2011 год - 1,065 (Постановление Правительства РФ от 21.12.2010 N 1079).

Исходя из вышеприведенных норм закона, ежемесячная компенсация на питание подлежит индексации с нарастающим итогом с применением следующих коэффициентов:

С 01.07.2000 по 31.12.2000-1,581 с учетом роста МРОТ (132/83,49=1,581);

С 01.01.2001 по 14.02.2001 - 1,515 с учетом роста МРОТ (200/132= 1,515);

С 15.02.2001 по 31.12.2001 - 1,258 с учетом роста прожиточного минимума (1144,25/909,33=1,258);

С 01.01.2002 по 31.12.2002 - 1,204 с учетом роста прожиточного минимума (1378,75/1144,25-1,204);

С 01.01.2003 по 31.12.2003 -1,12 -с учетом индекса роста уровня инфляции;

- 01.01.2004 по 31.12.2004 - 1,1 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- 01.01.2005 по 31.12.2005 - 1,11 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- 01.01.2006 по 31.12.2006 - 1,09 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- 01.01.2007 по 31.12.2007 - 1,08 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- 01.01.2008 по 31.12.2008 -1,105 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- 01.01.2009 по 31.12.2009- 1,13 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- 01.01.2010 по 31.12.2010- 1,1 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- в 2011 году - 1,065 - с учетом индекса роста уровня инфляции.

Расчет размера ежемесячной компенсации на питание с учетом индексации составит:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

За период с 01.07.2000г. по 30.11.2011г. фактически выплачено:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Недоплата за продовольственные товары за период с 01.07.2000г. по 31.11.2011г. составляет ...... = ... руб., размер ежемесячной денежной компенсация на продовольственные товары с 01.12.2011г. следует установить в сумме ... руб.

Расчет размера ежемесячной компенсации на оздоровление с учетом индексации составит:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Фактически выплачено:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Таким образом, недоплата ежегодной компенсации на оздоровление за период с 01.07.2000г. по 31.11.2011г. составляет: ... руб. – ... руб.=... руб.

Размер ежегодной денежной компенсации на оздоровление с 31.12.2011г. составляет ....

Согласно ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 11.07.2011) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. N 542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" - финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации (п. 2 Правил), Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства" (п. 3); "территориальные органы Федерального казначейства в установленном порядке осуществляют перечисление средств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, на счета, открытые гражданами в кредитных организациях, или в организации федеральной почтовой связи" (п. 4).

Судом установлено, в настоящее время в силу сложившегося порядка и правовой неопределенности органы социальной защиты населения рассматривают заявления граждан о выплате компенсаций и о предоставлении льгот, направляют бюджетную заявку, в соответствии с которой за счет средств казны Российской Федерации из Министерства финансов РФ денежные средства выделяются главному распорядителю бюджетных средств (Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ и далее территориальному органу в г.Нижнекамске), который деньги конкретным гражданам перечисляет по почте.

Таким образом, надлежащим ответчиком по делам о выплате денежных компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

На основании изложенного суд считает возможным признать надлежащим ответчиком по настоящему делу Российскую Федерацию в лице органа, уполномоченного выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС - Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.

Статья 67 ГПК РФ предусматривает, что суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав пояснения участников процесса в совокупности с материалами дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме. Суд считает возможным положить в основу решения суда расчеты, приложенные к исковому заявлению, так как они произведены последовательно, с учетом принятых законов и постановлений Правительства по вопросам социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Выводы суда подтверждаются материалами дела.

Руководствуясь статьями 194, 198, ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать действие Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ и его территориального органа в г.Нижнекамске в отказе своевременной индексации ежемесячных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление Котлярову В.Г. неправомерными.

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ в лице Управление социальной защиты МТЗиСЗ РТ в Нижнекамском муниципальном районе за счет средств бюджета Российской Федерации назначить и выплачивать Котлярову В.Г. ежемесячно компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере ... руб., начиная с 01.12.2011г., и на ежегодное оздоровление с 31.12.2011г. в размере ... руб. с дальнейшей индексацией согласно законодательства РФ.

Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в лице Управления социальной защиты МТЗиСЗ РТ в Нижнекамском муниципальном районе за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу Котлярова В.Г. задолженность за период с 01.07.2000г. по 31.11.2011г. – за продовольственные товары в сумме – ... руб. и ежегодной компенсации на оздоровление в сумме – ....

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.

Судья Нижнекамского городского

суда Республики Татарстан Р.Г. Гайнуллин