жалоба на бездействие ГИБДД



дело №2-1131/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Республика Татарстан, г.Нижнекамск 06 марта 2012 года

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Гайнуллина Р.Г.,

при секретаре Сиухиной Е.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Улитиной Н.Н. об оспаривании действий сотрудника отдела ГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району и городу Нижнекамску,

у с т а н о в и л :

Н.Н.Улитина обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа ГИБДД УВД г.Нижнекамска и Нижнекамского района РТ в выдаче транспортного средства ... госномер ... со специализированной стоянки. В обоснование заявленного требования представитель заявительницы по доверенности ФИО5 суду пояснил, что Улитина Н.Н. является собственником автомашины ... госномер ..., которую ... в ... час. работниками ГИБДД г.Нижнекамска была задержана и направлена на охраняемую стоянку. ... ей было отказано в выдаче транспортного средства по причине не оплаченных штрафов ФИО5, управлявшим автомобилем по доверенности, а также по причине отсутствия талона технического осмотра и страхового полиса ОСАГО. ... из прокуратуры города Нижнекамска заявительнице сообщили о возможности забрать автомобиль со специализированной стоянки на основании разрешения, которое необходимо получить в отделе ГИБДД. В этот же день было выдано разрешение, в котором сотрудник отдела указал, что транспортное средство может быть передано определенным способом, а именно на эвакуаторе.

Представитель Нижнекамского ГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району по доверенности ФИО6 жалобу не признала, пояснив, что транспортное средство не было выдано по причине непредоставления заявительницей талона технического осмотра и страхового полиса ОСАГО. По этой же причине в разрешении на выдачу было указано на определенный способ выдачи транспортного средства.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы, суд считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со статьями 27.1 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортного средства является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применение которой осуществляется в исключительных случаях в целях пресечения административного правонарушения.

Указанная мера применяется при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями п. 2.7 ПДД водителю запрещается управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием, в том числе, лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

В соответствии с ч. 5 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортного средства соответствующего вида, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечет наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.

Согласно пунктов 8-9 Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 г. № 759 уполномоченное должностное лицо, убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, дает разрешение (в письменной форме) на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, и делает соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе о задержании транспортного средства. Выдача задержанного транспортного средства водителю (владельцу, представителю владельца) производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с хранением транспортного средства на специализированной стоянке, в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

Частью 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что ... в ... минут автомобиль ... госномер ..., принадлежащий Н.Н. Улитиной, был задержан и помещен стоянку в связи с тем, что водитель автомобиля ФИО5, управлявший им по доверенности, находился в состоянии опьянения, установленного по результатам медицинского освидетельствования (л.д. 12, 14).

Из пояснений сторон и показаний свидетеля следует, что ... Н.Н. Улитиной при ее обращении к уполномоченному должностному лицу отдела ГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району и городу Нижнекамску ФИО12 разрешение на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, последним выдано не было по причине не оплаченных ФИО5 штрафов, управлявшим автомобилем по доверенности, а также по причине отсутствия талона технического осмотра и страхового полиса ОСАГО, причем документы, удостоверяющие личность заявителя и правоустанавливающие документы на автомобиль уполномоченному должностному лицу предъявлялись.

... разрешение на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку ФИО3 было выдано с условием транспортировки автомобиля со специализированной стоянки с использованием эвакуатора.

Задержание транспортного средства является мерой обеспечительного характера, направленной на пресечение ненадлежащего использования транспортных средств как источника повышенной опасности, создающего угрозу самому водителю, а также охраняемым законом правам и интересам других граждан. В этом смысле задержание транспортного средства до устранения причины задержания с последующим возвращением владельцу не посягает на его права как собственника имущества.

Вместе с тем, Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ... ..., Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не ставят оформление разрешения на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, в зависимость от наличия у правообладателя в момент обращения к уполномоченному должностному лицу получением разрешения талона технического осмотра и страхового полиса ОСАГО, так как ответственность за управление автомобилем при отсутствии указанных документов наступает после совершения лицом соответствующего действия.

Истребование уполномоченным должностным лицом у заявителя документов, подтверждающих уплату административных штрафов ФИО5, не отвечает требованиям ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обязанность уплаты административного штрафа лежит, как правило, непосредственно на лице, привлеченным к административной ответственности, то есть на ФИО5.

Так, в силу ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

При указанных обстоятельствах требование уполномоченного должностного лица отдела ГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району и городу Нижнекамску ФИО12 о необходимости предъявления документов об уплате штрафов ФИО5, управлявшим автомобилем по доверенности, талона технического осмотра и страхового полиса ОСАГО, заявленное собственнику автомобиля при ее обращении ... в отдел ГИБДД с целью получения разрешения на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, нельзя признать основанным на законе.

Кроме того, указание в разрешении на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, условия, ограничивающее право собственника на владение и пользование принадлежащим ему транспортным средством, не предусмотрено Правилами задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 г. № 759.

Совокупность вышеизложенных норм закона и выявленных в суде обстоятельств дают суду основание для удовлетворения заявления ФИО3.

Выводы суда подтверждаются материалами дела.

Руководствуясь, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявление Улитиной Н.Н. об оспаривании действий сотрудника отдела ГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району и городу Нижнекамску удовлетворить.

Признать незаконными действия уполномоченного должностного лица отдела ГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району и городу Нижнекамску ФИО12, выразившееся в отказе ... года выдать Улитиной Н.Н. разрешение на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку.

На решение в течение одного месяца может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.

Судья Нижнекамского

городского суда Республики Татарстан Р.Г. Гайнуллин