дело № 2-104/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Республика Татарстан, город Нижнекамск 16 января 2012 года Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Гайнуллина Р.Г., при секретаре Сиухиной Е.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабибуллина И.Х. к Управлению земельных и имущественных отношений муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан», исполнительному комитету муниципального образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными отказа в закреплении земельного участка и бездействия в оформлении права собственности на земельный участок, обязании подготовить проект договора купли-продажи, у с т а н о в и л : истец обратился в суд с иском к ответчику с указанным требованием. В обоснование исковых требований представитель истца по доверенности ФИО4 суду пояснила, что истец является собственником нежилого строения – ..., находящегося на земельном участке площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по .... ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... от .... Управление земельных и имущественных отношений муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан отказало ему в закреплении указанного земельного участка за ним на праве собственности без указания причин. Обращение в исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан оставлено без ответа. Просит суд признать незаконными отказ Управления земельных и имущественных отношений муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» в закреплении земельного участка площадью ... кв.м, кадастровый номер ..., расположенного по адресу: ..., на праве собственности и бездействие исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не оформлении распорядительного документа о предоставлении в собственность земельного участка, а также обязать ответчиков подготовить в месячный срок проект договора купли-продажи земельного участка. Истец в судебном заседании иск поддержал по тем же основаниям. Представитель ответчика – Управления земельных и имущественных отношений муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан иск не признал, пояснив, что спорный земельный участок согласно градостроительному зонированию относится к территориальной зоне ИТ-4, для которой правилами землепользования и застройки г.Нижнекамска установлен градостроительный регламент, не предусматривающий размещение в пределах указанной территориальной зоны административно-бытового корпуса как самостоятельного объекта. В соответствии с п. 3 ст. 85 Земельного Кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Земельные участки прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Согласно статьи 36 Градостроительного кодекса РФ изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. Статьей 11 Правил землепользования и застройки г.Нижнекамска установлено, что объекты недвижимости, существовавшие на законных основаниях до введения в действие настоящих правил, являются не соответствующими настоящим правилам в случаях, когда эти объекты имеют вид (виды) использования, которые не поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон. Истцу с целью оформления права собственности на земельный участок необходимо привести вид разрешенного использования объекта капитального строительства и земельного участка в соответствие с действующим градостроительным регламентом. Представитель ответчика – исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан», извещенный о месте и времени судебного слушания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика. В судебном заседании установлено, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое строение – ... с кадастровым ..., назначение – ...», расположенное по адресу ...А, находящееся на земельном участке с кадастровым ... площадью ... кв.м. (л.д. 35, 61). Земельный участок с кадастровым ... площадью ... кв.м. образован путем раздела земельного участка с кадастровым ... площадью ... кв.м. на два земельных участка (л.д. 32, 34). Постановлением исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» от ... ... указанный раздел земельного участка с кадастровым ... был утвержден (л.д. 34). Вид разрешенного использования земельного участка изменен постановлением не был. ... земельный участок с кадастровым ... площадью ... кв.м. поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием – для эксплуатации автостоянки (л.д. 32). Права на данный участок за кем-либо не зарегистрированы (л.д. 35), земельный участок находится в муниципальной собственности. Из содержания материалов дела и пояснений сторон следует, что здание административно-бытового корпуса является частью сложного объекта «стоянка для машин», расположенного на земельном участке с кадастровым ... площадью ... кв.м. (л.д. 14-25). Истец обратился к Управлению земельных и имущественных отношений муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» с заявлением от ... о закреплении за ним на праве собственности земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу РТ ... (л.д. 7). Одновременно с подобным заявлением истец обратился к исполнительному комитету муниципального образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, которое последний получил ... (л.д. 8). Письмом от ... ... Управление земельных и имущественных отношений муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» уведомило истца о невозможности предоставления испрашиваемого им земельного участка до приведения назначения объекта недвижимости, расположенного на этом участке в соответствие с правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Нижнекамск», указав, что размещение административно-бытового корпуса как самостоятельного объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено ни в одном виде разрешенного использования данного участка, установленного правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Нижнекамск». Исполнительный комитет муниципального образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан доказательств принятого решения по результатам рассмотрения заявления истца от ... суду не представил. Не согласившись с письмом Управления земельных и имущественных отношений муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» истец обратился в суд с исковым заявлением, по своему смыслу и содержанию направленным на приобретение им права собственности на испрашиваемый земельный участок. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит исковое заявление подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. По смыслу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность представления доказательств в обоснование своих требований либо возражений лежит на стороне. Бесспорно, что собственник здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, вправе приобрести указанный земельный участок в собственность, но с соблюдением порядка и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 36 ЗК РФ). В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Так, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Согласно п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Пунктом 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Учитывая, что исполнительный комитет муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» не представил доказательств рассмотрения заявления истца от ... суд приходит к выводу о нарушении ответчиком положений п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, так как по смыслу указанной нормы любое решение органа местного самоуправления по заявлению гражданина предоставлении земельного участка в собственность должно быть доведено до сведения заявителя путем направления в его адрес копии такого решения. Таким образом, бездействие исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан», выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления Хабибуллина И.Х. от ... о закреплении за ним на праве собственности земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу РТ ..., следует признать незаконным. По поводу исковых требований о признании незаконным отказа муниципального казенного учреждения «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» в закреплении земельного участка на праве собственности и об обязании исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» и муниципального казенного учреждения «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» подготовить в месячный срок проект договора купли-продажи земельного участка суд приходит к следующему. Поскольку в силу положений ст.ст. 11, 29, п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальное казенное учреждение «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» не уполномочено принимать решения о предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, истец ошибочно принял письмо Управления земельных и имущественных отношений муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» от 16.01.2011 г. № 5927 за решение органа местного самоуправления, которым ему отказано в предоставлении испрашиваемого им земельного участка в собственность. В содержании данного письма истцу указано на необходимость устранения нарушений правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Нижнекамск» в части изменения назначения объекта недвижимости, принадлежащего истцу (л.д. 10), что не препятствует истцу повторно обратиться с таким же заявлением после устранения нарушений действующего законодательства. Таким образом, ответчик Управление земельных и имущественных отношений муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» не является тем органом местного самоуправления, обладающим правом принимать решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу требований пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основывается в том числе и на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно ст. 11 правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Нижнекамск» объекты недвижимости, существовавшие на законных основаниях до введения в действие настоящих Правил, или до внесения изменений в настоящие Правила являются несоответствующими настоящим Правилам в случаях, когда эти объекты: 1) имеют вид (виды) использования, которые не поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон; 2) имеют вид (виды) использования, которые поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон, но расположены в санитарно-защитных зонах и водоохранных зонах, в пределах которых не предусмотрено размещение соответствующих объектов; 3) имеют параметры меньше (площадь и линейные размеры земельных участков, отступы построек от границ участка) или больше (плотность застройки - высота/этажность построек, процент застройки, коэффициент использования земельного участка) значений, установленных настоящими Правилами применительно к соответствующим территориальным зонам. Управление строительства и архитектуры исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» в своем письме от ... ... уведомила истца о возможных видах разрешенного использования испрашиваемого им земельного участка применительно к зонированию территории муниципального образования «Город Нижнекамск», проведенному в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Нижнекамск», утвержденными Решением Городского совета № 20 от 22.12.2010 г. (л.д. 59). Так, Управление строительства и архитектуры исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» указало, а истцом не оспаривалось, что принадлежащий последнему объект недвижимости расположен в зоне ИТ-4 – «зона объектов транспортной инфраструктуры», включающая в себя такие виды разрешенного использования как «сооружения и коммуникации автомобильного транспорта», «сооружения и коммуникации речного транспорта», «сооружения и коммуникации железнодорожного транспорта», «сооружения и коммуникации трубопроводного транспорта», «сооружения и коммуникации связи». Согласно п. 3, 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Учитывая изложенное, а также положение п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации о праве граждан приобрести в собственность земельные участки в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами, суд находит, что истец может воспользоваться своим исключительным правом на приватизацию испрашиваемого им земельным участком при условии отсутствия с его стороны нарушений действующего законодательства. Вместе с тем, Земельный и Градостроительный кодексы не требуют обязательного приведения использования земельных участков и иных объектов недвижимости в соответствие с градостроительными регламентами, т.е. их правообладатели могут использовать их согласно ранее возникшим требованиям в отношении функционального назначения и предельно допустимых параметров объектов недвижимости без ограничения срока, за исключением случаев, когда такое использование угрожает опасными последствиями, указанными в п. 4 ст. 85, - в данных случаях Кодекс позволяет запрещать использование соответствующих объектов, но лишь в соответствии с федеральными законами. Кроме того, суд приходит к выводу, что сформулированное истцом требование об обязании исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» и муниципального казенного учреждения «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» подготовить в месячный срок проект договора купли-продажи земельного участка, лишено какого-либо материально-правового интереса исходя из фактических и правовых оснований, поскольку по смыслу п. 2 ст. 434, ст. 432, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации правовые последствия наступают только в результате совершения обеими сторонами действий по заключению договора путем составления одного документа и его подписания сторонами. В силу ст. 131 и ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и обязанность точно сформулировать заявленное требование лежит на заявителе. Совокупность вышеизложенных норм закона и выявленных в суде обстоятельств дают суду основание для частичного удовлетворения иска в соответствии с мотивировочной частью решения. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Иск Хабибуллина И.Х. удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан», выразившееся в оставлении без рассмотрения заявление Хабибуллина И.Х. от ... г. о закреплении за ним на праве собственности земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу ... Обязать исполнительный комитет муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» рассмотреть заявление Хабибуллина И.Х. от ... г. о закреплении за ним на праве собственности земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу .... Исковые требования Хабибуллина И.Х. о признании незаконным отказа муниципального казенного учреждения «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» в закреплении земельного участка на праве собственности и об обязании исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан» и муниципального казенного учреждения «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» подготовить в месячный срок проект договора купли-продажи земельного участка оставить без удовлетворения. На решение в течение одного месяца может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан. Судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Р.Г. Гайнуллин