признание дествий исполкома незаконными



Дело № 2-79\12

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

25 января 2012 года г. Нижнекамск

Нижнекамский городской суд РТ в составе:

председательствующего судьи Садыковой Л.А.,

при секретаре Эскиной Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабибуллина И.Х. к Исполнительному комитету города Нижнекамска, Муниципальному казенному учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности изменить разрешенный вид использования земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Хабибуллин И.Х. обратился в суд с исковым заявлением к Исполнительному комитету города Нижнекамска о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью ... кв.м., кадастровый номер ... расположенного по адресу: ....

В обоснование иска указано, что ... истец подал заявление об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., расположенного по адресу: ..., с «эксплуатации для автостоянки» на «размещение домов индивидуальной жилой застройки (коттеджи)». Ответ на данное заявление не получен. Данный земельный участок в течение многих лет не используется по разрешенному использованию для эксплуатации автостоянки. Оплачивая налог за землю, истец несет убытки. Чтобы строить дома, необходимо поменять вид разрешенного использования.

В иске Хабибуллин И.Х. просит обязать исполнительный комитет города Нижнекамска изменить разрешенный вид использования земельного участка на «размещение домов индивидуальной жилой застройки (коттеджи)».

В судебное заседание Хабибуллин И.Х. не явился, его интересы представляла по доверенности М., которая на иске настаивала, пояснила, что Хабибуллин И.Х. является собственником земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по .... Земельный участок должен приносить прибыль. Истец несет убытки. Заявление Хабибуллина И.Х. не было направлено на комиссию, не проведено публичное слушание. Ответ Хабибуллиным И.Х. не получен.

Представитель Исполнительного комитета города Нижнекамска по доверенности С. с исковым заявлением Хабибуллина И.Х. не согласилась, пояснила, что решением Нижнекамского городского Совета от ... ... полномочия в области градостроительной деятельности отнесены к полномочиям поселения. Решением городского Совета Нижнекамского муниципального района ... от ... утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Нижнекамск» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Нижнекамск» полномочиями о подготовке рекомендаций руководителю Исполкома города о внесении изменении в Правила или об отклонении предложений о внесении изменений в г. Нижнекамске наделена Комиссия по землепользованию и застройке г. Нижнекамска. Письмом с исходящим номером ... от ... в адрес истца был направлен ответ руководителя Исполнительного комитета города Нижнекамска с обоснованием причины отказа в принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Представитель Муниципального казенного учреждения «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» по доверенности М. считает требования Хабибуллина И.Х. не подлежащими удовлетворению, пояснил, что по заявлению Хабибуллина И.Х. публичные слушания не должны быть проведены. Тот вид использования земельного участка, который просит Хабибуллин И.Х., не входит в зону ИТ-4. Хабибуллин И.Х. не обращался с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Представитель ... по доверенности У. пояснила, что принадлежащий истцу земельный участок находится в зоне ...», куда входит автостоянка. Генеральным планом города и Правилами землепользования и застройки города Нижнекамска строительство жилых домов по ... не предусмотрено. Права Хабибуллина И.Х. не нарушены, его обращение не является заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

Согласно ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

2. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Согласно частей 1-3 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

3. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

В силу ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Решением Нижнекамского Городского Совета ... от ... утверждены «Правила землепользования и застройки города Нижнекамска».

Согласно ст. 30 Правил землепользования и застройки города Нижнекамска изменениями настоящих Правил считаются любые изменения карты градостроительного зонирования, градостроительных регламентов либо текста настоящих Правил.

2. Решение о подготовке проекта изменений в настоящие Правила принимаются руководителем исполнительного комитета в форме постановления, а в случае передачи данных полномочий решение принимается органом местного самоуправления Нижнекамского муниципального района, которому переданы данные полномочия.

Основаниями для рассмотрения руководителем исполнительного комитета вопроса о внесении изменений в настоящие Правила являются:

- необходимость приведения положений настоящих Правил в соответствие с произошедшими изменениями в законодательстве Российской Федерации и Республики Татарстан, муниципальных и иных правовых актах органов местного самоуправления Нижнекамского муниципального района и муниципального образования города Нижнекамск, а также ввиду необходимости реализации предложений по застройке и землепользованию, в том числе выдвигаемых по инициативе физических и юридических лиц;

- несоответствие настоящих Правил Генеральному плану города Нижнекамска, возникшее в результате внесения в него изменений;

- поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

3. Предложения о внесении изменений в настоящие Правила направляются:

- федеральными органами исполнительной власти в случаях, если настоящие Правила могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;

- органами исполнительной власти Республики Татарстан в случаях, если настоящие Правила могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;

- органами местного самоуправления Нижнекамского муниципального района в случаях, если настоящие Правила могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения муниципального района;

- органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на территории муниципального образования город Нижнекамск;

- физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения настоящих Правил земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

4. Предложения о внесении изменений в настоящие Правила проходят предварительное рассмотрение на заседании Комиссии.

5. В течение тридцати дней со дня поступления в Комиссию предложения о внесении изменения в настоящие Правила, Комиссия осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в Правила или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет заключение Руководителю исполнительного комитета.

6. Руководитель исполнительного комитета с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в настоящие Правила или об отклонении предложения о внесении изменения в Правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителю.

7. Руководитель исполнительного комитета не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта внесения изменений в Правила обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования город Нижнекамск или Нижнекамского муниципального района в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

8. Исполнительный комитет осуществляет проверку проекта внесения изменений в Правила, представленного Комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану муниципального образования города Нижнекамск, схеме территориального планирования Нижнекамского муниципального района, схеме территориального планирования Республики Татарстан, схемам территориального планирования Российской Федерации.

9. По результатам указанной в части 8 настоящей статьи проверки исполнительный комитет направляет проект внесения изменений в Правила мэру города Нижнекамска или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 8 настоящей статьи, в Комиссию на доработку.

10. Мэр муниципального образования города Нижнекамск при получении от исполнительного комитета проекта внесения изменений в Правила принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта, а также о направлении проекта для согласования, если оно предусмотрено законодательством о градостроительной деятельности и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

11. Публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила проводятся Комиссией в порядке, определяемом Уставом муниципального образования город Нижнекамск и (или) муниципальными правовыми актами Нижнекамского городского Совета, в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с частями 12 и 13 настоящей статьи.

12. Продолжительность публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

13. В случае если внесение изменений в Правила связано с размещением или реконструкцией отдельного объекта капитального строительства, публичные слушания по внесению изменений в Правила проводятся в границах территории, планируемой для размещения или реконструкции такого объекта, и в границах устанавливаемой для такого объекта зоны с особыми условиями использования территорий. При этом Комиссия направляет извещения о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила правообладателям земельных участков, имеющих общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить размещение или реконструкцию отдельного объекта капитального строительства, правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, имеющих общую границу с указанным земельным участком, и правообладателям помещений в таком объекте, а также правообладателям объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий. Указанные извещения направляются в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня принятия Мэром города Нижнекамска решения о проведении публичных слушаний по предложениям о внесении изменений в Правила.

14. После завершения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила и получения согласования Комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект внесения изменений в Правила и представляет указанный проект Руководителю исполнительного комитета. Обязательными приложениями к проекту Правил являются заключение о согласовании с уполномоченным органом, протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

15. Руководитель исполнительного комитета в течение десяти дней после представления ему проекта Правил и указанных в части 14 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в Нижнекамский городской Совет или об отклонении проекта Правил и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Внесение изменений в Правила утверждаются Нижнекамским городским Советом. Обязательными приложениями к проекту Правил являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах публичных слушаний.

16. При внесении изменений в настоящие Правила на рассмотрение Нижнекамского городского Совета представляются:

- подготовленный Комиссией проект решения о внесении изменений с обосновывающими документами;

- согласование изменений со структурным подразделением исполнительного комитета, уполномоченным в области градостроительной деятельности;

- заключение Комиссии;

- заключение уполномоченного органа, в случае, если получение такого согласования предусмотрено законодательством о градостроительной деятельности и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

- протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

17. Нижнекамский городской Совет по результатам рассмотрения проекта внесения изменений в Правила и обязательных приложений к нему может утвердить вносимые изменения или направить проект внесения изменений в Правила Руководителю исполнительного комитета на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

18. Изменения, внесенные в настоящие Правила, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации не позднее семи дней со дня их подписания, вступают в силу со дня их официального опубликования и размещаются на официальном сайте муниципального образования город Нижнекамск или Нижнекамского муниципального района в сети "Интернет".

19. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении изменений в Правила в судебном порядке.

20. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Татарстан вправе оспорить решение об утверждении изменений в Правила в судебном порядке в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству Российской Федерации, а также схемам территориального планирования Российской Федерации, схемам территориального планирования Республики Татарстан, утвержденным до утверждения изменений в настоящие Правила.

Согласно статьи 39 Правил «Градостроительные регламенты. Зона инженерно-транспортной инфраструктуры» зона инженерно-транспортной инфраструктуры предназначена для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

.... Зона объектов транспортной инфраструктуры.

Зона объектов транспорта ... выделена для размещения объектов транспортной инфраструктуры, в том числе сооружения и коммуникации железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного, трубопроводного транспорта и связи.

Основные виды разрешенного использования недвижимости:

- сооружения и коммуникации автомобильного транспорта;

- сооружения и коммуникации речного транспорта;

- сооружения и коммуникации железнодорожного транспорта;

- сооружения и коммуникации трубопроводного транспорта;

- сооружения и коммуникации связи.

Вспомогательные виды разрешенного использования:

- открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей, площадки транзитного транспорта;

- автостоянки для временного хранения грузовых автомобилей.

Условно разрешенные виды использования:

- магазины;

- предприятия общественного питания;

- временные торговые объекты;

- общественные туалеты.

Предельные значения размеров земельных участков и параметров разрешенного строительства будут включаться в настоящий раздел по мере их разработки. До разработки предельных параметров разрешенного строительства их установление осуществляется соответствующим разделом градостроительного плана земельного участка.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенный по ..., находится в собственности Хабибуллина И.Х., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... от ....

Данный земельный участок имеет основной вид разрешенного использования - Зона объектов транспортной инфраструктуры ... «для эксплуатации автостоянки».

... Хабибуллин И.Х. обратился с заявлением на имя главы Муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» об изменении вида разрешенного использования по земельному участку с «для эксплуатации автостоянки» на «размещение домов индивидуальной жилой застройки (коттеджи)».

На данное обращение начальником Управления строительства и архитектуры Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ дан ответ (исх. ... от ...), из которого следует, что согласно Правилам землепользования и застройки города Нижнекамска, утвержденного решением городского Совета Нижнекамского муниципального района ... от ..., рассматриваемый земельный участок находится в зоне ... – «Зона объектов транспортной инфрастуктуры», куда входит автостоянка. В связи с тем, что генеральным планом города и Правилами землепользования и застройки города Нижнекамска строительство жилых домов по ... не предусмотрено, изменения вида разрешенного использования на запрашиваемый заявителем вид использования земельного участка нецелесообразно.

В ... года Хабибуллин И.Х. обращался в Нижнекамский городской суд с иском к Исполкому Нижнекамского муниципального района РТ, Управлению строительства и архитектуры Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, о признании бездействия незаконным и обязании изменить разрешенный вид использования земельного участка. Решением Нижнекамского городского суда от ..., вступившим в законную силу, в удовлетворении требований Хабибуллина И.Х. было отказано (гражданское дело ...).

После вынесения судом решения ... Хабибуллин И.Х. обратился с заявлением к руководителю Исполнительного комитета города Нижнекамска В., в котором просил изменить вид разрешенного использования: с «для эксплуатации автостоянки» на «размещение домов индивидуальной жилой застройки (коттеджи)».

На обращение Хабибуллина И.Х. за подписью руководителя Исполнительного комитета города Нижнекамска В. дан ответ за исх. ... от ..., из которого следует, что принадлежащий Хабибуллину И.Х. земельный участок находится в зоне ... – «Зона объектов транспортной инфраструктуры». Зона выделена для размещения объектов транспортной инфраструктуры, в том числе сооружения и коммуникации железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного, трубопроводного транспорта и связи. В зоне ... в основных и условно разрешенных видах разрешенного использования не предусмотрена индивидуальная жилая застройка. Изменение вида разрешенного использования – «для эксплуатации стоянки» на «размещение домов индивидуальной жилой застройки» возможно только через изменение зоны с ... на ... «Зона застройки индивидуальными жилыми домами. Согласно Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в Правила землепользования и застройки производятся через публичные слушания.

В судебном заседании представитель Хабибуллина И.Х. по доверенности М. не согласилась с ответом на обращение Хабибуллина И.Х., считает, что заявление должно быть направлено на рассмотрение комиссии, должно быть проведено публичное слушание.

В суд представлена карта градостроительного зонирования Правил застройки и землепользования города Нижнекамска, утвержденного решением Городского Совета Нижнекамского муниципального района ... от ..., из которого следует, что принадлежащий Хабибуллину И.Х. земельный участок находится в зоне ... – «Зона объектов транспортной инфрастуктуры», куда входит автостоянка.

Согласно ст. 30 Правил, изменениями настоящих Правил считаются любые изменения карты градостроительного зонирования, градостроительных регламентов либо текста настоящих Правил.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования возможно только после внесения изменений в Правила, изменения градостроительного регламента и карты градостроительного зонирования.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Правил решение о подготовке проекта изменений в настоящие Правила принимаются руководителем исполнительного комитета в форме постановления. При этом основанием для этого являются поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, в том числе и от физических лиц.

Судом установлено, что Хабибуллин И.Х. не обращался с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.

С учетом представленных документов, пояснений участников процесса, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Хабибуллина И.Х., поскольку ответ на его обращение об изменении вида разрешенного использования земельного участка дан, разъяснено, что изменение вида разрешенного использования – «для эксплуатации стоянки» на «размещение домов индивидуальной жилой застройки» возможно только через изменение зоны с ИТ-4 на Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Статья 39 Градостроительного кодекса РФ предусматривает обязательность проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования участка.

В зоне ... – «Зона объектов транспортной инфрастуктуры», в которой находится земельный участок Хабибуллина И.Х., не указан такой условно разрешенный вид использования, как размещение домов индивидуальной жилой застройки. В данной зоне к условно разрешенным видам использования отнесены магазины; предприятия общественного питания; временные торговые объекты; общественные туалеты.

Согласно заключения начальника Управления строительства и архитектуры Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ генеральным планом города и Правилами землепользования и застройки города Нижнекамска строительство жилых домов по ... не предусмотрено, изменение вида разрешенного использования на запрашиваемый Хабибуллиным И.Х. вид использования земельного участка нецелесообразно.

Суд не вправе возложить на исполнительный комитет города Нижнекамска обязанность изменить разрешенный вид использования земельного участка на «размещение домов индивидуальной жилой застройки (коттеджи)», как просит истец, так как возможность изменения разрешенного вида использования земельного участка рассматривается на заседании Комиссии по вопросам землепользования и застройки. Истец не обращался в установленном порядке с предложением по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Хабибуллина И.Х. к Исполнительному комитету города Нижнекамска, Муниципальному казенному учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности изменить разрешенный вид использования земельного участка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РТ в течение месяца со дня его принятия через Нижнекамский городской суд.

Судья Нижнекамского городского

суда РТ Л.А.Садыкова