Решение об отказе в удовлетворении иска о признании бездействия незаконным



Дело №2-2356/11

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2011г. г.Нижнекамск.

Нижнекамский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Муртазина А.И. при секретаре Раскиной О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнекамского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Смирновой Ш.Г. о признании бездействия незаконным и обязании исполнить обязанность по постановке на учет в Управлении Росприроднадзора по РТ

УСТАНОВИЛ:

Истец Нижнекамский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ИП Смирновой Ш.Г., из которого следует, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной Нижнекамской городской прокуратурой, установлено, что в ходе осуществления своей деятельности индивидуальный предприниматель Смирнова Ш.Г. не производит обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации 12632 от 28.08.1992 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является статным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Частями 2 и 3 названной статьи предусмотрено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду в числе прочих относится размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации №632 от 28.08.1992, данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющих любые виды стельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: размещение отходов; другие иды вредного воздействия. Между тем, в силу Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», приказа Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору» от 20.12.2007 №885 о возложении функций администраторов», Ростехнадзор ранее являлся администратором указанных платежей.

Указанное бездействие ответчика нарушает также требования приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Указом президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 Росприроднадзору преданы функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.

Из информации, предоставленной Управлением Росприроднадзора по РТ, ответчик до настоящего времени обязанность по постановке на учёт не исполнил.

Таким образом, деятельность ИП Смирновой Ш.Г. осуществляется с нарушением природоохранного законодательства.

Указанный факт нарушения природоохранного законодательства нарушает Конституционные права неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции Российской Федерации) на благоприятную окружающую среду.

Статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, истец просит суд признать бездействие индивидуального предпринимателя Смирновой Ш.Г. незаконным. Обязать индивидуального предпринимателя Смирнову Ш.Г. исполнить обязанность по постановке на учёт в Управление Росприроднадзора по РТ в течение одного месяца.

В судебном заседании прокурор иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчица ИП Смирнова Ш.Г. иск не признала, пояснив, арендует торговое место у рынка ООО «Бызовский…», занимается продажей Куринных полуфабрикатов. Отходы в результате её деятельности это упаковка, которую она выбрасывает в мусорный контейнер рынка. Кроме того, плата за вывоз и утилизацию мусора, за обслуживание мусорных контейнеров, за уборку территории включена в сумму арендных платежей. За все время её работы, подобных требований контролирующие органы к ней не предъявляли.

Представитель третьего лица- Управления Росприроднадзора в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами суд приходит к следующему.

Согласно положениям статей 1, 3, 16, 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632, данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.

Судом установлено:

Ответчица является индивидуальным предпринимателе и занимается розничной торговлей продовольственными товарами на розничном рынке, расположенном по адресу: г. Нижнекамск, ул. Бызова, дом 2. Торговое место предоставлено ответчице на основании договора №133 от 01.02.2011г. заключенного с ООО «Бызовский…».

Вышеприведенными нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей состоять на учете в органах Росприроднадзора.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п.3 ст. 18 названного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно п.3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 года № 30 3, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Данный закон не возлагает на индивидуальных предпринимателей – субъектов малого предпринимательства обязанности по постановке на учет в органах Росприродназора, что прокурором не оспаривается.

Довод прокурора о необходимости взимания с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду не может служить основанием для удовлетворения настоящего иска, поскольку предметом иска является не взимание платы, а иное требование.

Положения приказа Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 августа 2005 года № 545, которым был утвержден Порядок постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, не могут быть приняты во внимание, поскольку названный нормативный правовой акт не был официально опубликован, следовательно, в силу п.3 ст. 15 Конституции Российской Федерации применению не подлежит.

При таких обстоятельствах суд отклоняет требования прокурора как не основанные на законе, поскольку обязанность, которую истец просит возложить на ответчика, действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена.

Руководствуясь, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Нижнекамского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Смирновой Ш.Г. о признании бездействия незаконным и обязании исполнить обязанность по постановке на учет в Управлении Росприроднадзора по РТ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней после вынесения, через Нижнекамский городской суд.

Судья А.И. Муртазин.