№2-2485/11 29 июля 2011г. г.Нижнекамск. Нижнекамский городской суд РТ в составе председательствующего судьи Муртазина А.И., с участием прокурора Лучинина А.Л., при секретаре Раскиной О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по иску Нигматзяновой Г.Г. к Министерству обороны Российской Федерации, к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия и расходов по оплате услуг представителя, и по иску Мамонтовой Л.М. к Министерству обороны Российской Федерации, к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия и расходов по оплате услуг представителя УСТАНОВИЛ: Истица Нигматзянова Г.Г. обратилась с исковым заявлением к ответчику Министерству обороны РФ о взыскании единовременного пособия. В обоснование заявленных требований указано, что сын истца - Нигматзянов М.Ф., ... года рождения, объединенным военным комиссариатом г. Нижнекамска был призван в ряды Вооруженных сил РФ и направлен для прохождения службы в войсковую часть Республики Дагестан. В составе воинской части № 29483, сын истца принимал участие в контр-террористической операции на территории Северо-Кавказского региона. ... сын истца умер в г.Москве в результате полученного ранения в Республике Дагестан, при проведении операции по обезвреживанию незаконных вооруженных чеченских бандформирований. Факт гибели сына истца при исполнении обязанностей военной службы подтверждается извещением Объединенного военного комиссариата г. Нижнекамска от 02.09.2002г. № 699. Организация управления контртеррористическими операциями на территории Чеченской Республики регламентирована Указом Президента РФ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» от 23.09.1999г. за № 1255с. В соответствии с п.4 данного Указа участие конкретного подразделения Объединенной группировки войск (сил), ее состав в одной из контр-террористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Операция, проводимая в Республике Дагестан, имеет статус контр-террористичсской с 01.08.1999 года согласно разделу 3 Приложения к Федеральному закону «О ветеранах». В соответствии с ч.2 ст.20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» ( данный закон признан утратившим силу с 1 января 2007 года в связи с изданием Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ) в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере ... рублей, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего. Членами семьи Нигматзянова М.Ф., является истец, то есть его мать Нигматзянова Г.Г.. Единовременное пособие, предусмотренное ст. 20 ФЗ «О борьбе с терроризмом» носит характер дополнительной компенсационной выплаты, направленной на социальную защиту лиц, выполняющих задачи (операции) в особо сложных для жизни и здоровья условиях. Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 22.01.1997г № 58 «О мерах социальной защиты лиц привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» выплата единовременных денежных вознаграждений и единовременных пособий, а также возмещение вреда производится за счет организаций, привлекавших лиц к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом. Нигматзянов М.Ф. был призван на военную службу Приказом Министерства обороны РФ, в связи с чем единовременное пособие подлежит взысканию с Министерства Обороны РФ. На основании изложенного истица просит взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в ее пользу ... рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей. На основании заявления представителя истицы определением Нижнекамского городского суда РТ от 05 июля 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ. В судебном заседании 14 июля 2011г. представитель истца Лукоянов А.В. заявил ходатайство об объединении настоящего гражданского дела с гражданским делом №2-2485/11 по иску Мамонтовой Л.М. к Министерству обороны РФ и Министерству финансов РФ о взыскании единовременного пособия, для совместного рассмотрения, поскольку требования истцов носят однородный характер. Установлено, что в производстве Нижнекамского городского суда РТ находится гражданское дело №2-2485/11 по иску Мамонтовой Л.М. к Министерству обороны РФ и Министерству финансов РФ о взыскании единовременного пособия, в котором истица просит взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в ее пользу ... рублей единовременного пособия, как члену семьи погибшего Мамонтова Е.Ю., принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей. Определением суда к участию в деле также привлечено соответчиком Министерство финансов РФ. Обстоятельства и условия, на которые истцы ссылаются в обоснование исковых требований, являются одинаковыми. Определением Нижнекамского городского суда РТ от 14 июля 2011г. гражданское дело №2-2484/11 по иску Нигматзяновой Г.Г. и гражданское дело №2-2485/11 по иску Мамонтовой Л.М. к Министерству обороны РФ, Министерству финансов РФ о взыскании единовременного пособия были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. В судебном заседании представитель истицы Нигматзяновой Г.Г. и Мамонтовой Л.М. иски поддержал по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. Представитель ответчика – Министерства обороны РФ в суд не явился, извещен. Представитель ответчика – Министерства финансов РФ с иском в адрес Министерства финансов РФ не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. Из отзыва следует, что Сын истицы Нигматзянов М.Ф., ... года рождения, был призван в ряды Вооруженных сил РФ объединенным военным комиссариатом г.Нижнекамска и направлен для прохождения службы в войсковую часть Чеченской Республики. ... Нигматзянов М.Ф. погиб в при проведении операций по обезвреживанию незаконных вооруженных чеченских бандформировании. В соответствии со ст.21 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в установленном размере. В период возникновения права у истца на получения пособия действовал Федеральный закон от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», в соответствии с которым, размер соответствующего единовременного пособия составлял 100000 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.1997г. № 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» (в действующей на тот момент редакции), выплата единовременных денежных вознаграждений и единовременных денежных пособий, а также возмещение вреда производятся за счет организаций, привлекавших лиц к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом. В соответствии с действующим законодательством возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном! Правительством Российской Федерации (п.21 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму»). Порядок выплат установлен Постановлением Правительства РФ от* 21.02.2008г. №105 «O возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом», согласно которому расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий. В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных вышеуказанным Постановлением для получения единовременного пособия, установленного частью 2 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", в случае гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, члены его семьи и (или) лица, находившиеся на его иждивении, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу, работал, исполнял обязанности: а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия; б) копию свидетельства о смерти лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом; в) документы, подтверждающие родственные отношения с лицом, погибшим (умершим) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, или нахождение на иждивении указанного лица. После предоставления вышеуказанных документов федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов, проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в ходе которого устанавливается наличие причинной связи между гибелью (смертью), получением увечья или ранением лица и его участием в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом. На основании заключения, составленного по итогам служебного расследования, руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия. Единовременные пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства. В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, в том числе организует прохождение военной службы военнослужащими, комплектование и применение Вооруженный сил, обеспечивает безопасность военной службы в Вооруженных Силах, а также социальную защиту военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Погибший сын Нигматзяновой Г.Г. - Нигматзянов М.Ф. был призван на военную службу в ряды Вооруженных Сил РФ приказом Министерства обороны РФ, в связи с чем, соответствующее пособие должно выплачиваться Министерством обороны РФ за счет средств федерального бюджета. Таким образом, Министерство финансов РФ не является федеральным органом исполнительной власти - получателем бюджетных ассигнований для осуществления данных компенсационных выплат, а значит, не является надлежащим ответчиком по данным категориям дел. Аналогичные доводы изложены в отзыве на иск Мамонтовой Л.М. Прокурор в своем заключении полагал иски подлежащими удовлетворению, сумма ЕДВ подлежит взысканию с Министерства обороны РФ в силу Постановления Правительства РФ от* 21.02.2008г. №105 «O возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом». Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению. В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Судом установлено, сын истицы Нигматзяновой Г.Г. – Нигматзянов М.Ф. объединенным военным комиссариатом г. Нижнекамска был призван в ряды Вооруженных сил РФ и направлен для прохождения службы в войсковую часть № 29483 в Республике Дагестан. В составе данной воинской части сын истицы принимал участие в контр - террористической операции на территории Северо-Кавказского региона. .... сын истицы умер в госпитале в результате полученного ранения при проведении операции по обезвреживанию незаконных вооруженных чеченских бандформирований. Факт гибели сына истца при исполнении обязанностей военной службы подтверждается извещением Объединенного военного комиссариата г. Нижнекамска от 02.09.2002 года №699. Сын истицы Мамонтовой Л.М. – Мамонтов Е.Ю. объединенным военным комиссариатом г. Нижнекамска был призван в ряды Вооруженных сил РФ и направлен для прохождения службы в войсковую часть в Чеченской Республике. В составе данной воинской части сын истицы принимал участие в контр - террористической операции на территории Северо-Кавказского региона. 03 января 2000г. сын истицы Мамонтов Е.Ю. погиб в Чеченской Республике при проведении операции по обезвреживанию незаконных вооруженных чеченских бандформирований. Факт гибели сына истицы при исполнении обязанностей военной службы подтверждается извещением Объединенного военного комиссариата г. Нижнекамска от 15.07.2005 года №4/795. Организация управления контр-террористическими операциями на территории Чеченской Республики регламентирована Указом Президента РФ «О мерах по повышению эффективности контр-террористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» от 23.09.1999г. за № 1255с. В соответствии с п.4 данного Указа участие конкретного подразделения Объединенной группировки войск (сил), ее состав в одной из контр-террористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Операция, проводимая в Чеченской Республике, имеет статус контртеррористической с 01.08.1999 года согласно разделу 3 Приложения к Федеральному закону «О ветеранах». В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 года «О борьбе с терроризмом», действовавшим во время возникновения у истцов права на получения пособия, в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 100 000 рублей, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего. В связи с принятием 06.03.2006 года Федерального закона №35-Ф3 «О противодействии терроризму», вышеуказанный федеральный закон «О борьбе с терроризмом» с 01.01.2007 года признан утратившим силу. Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что до настоящего времени истице Нигматзяновой Г.Г., как члену семьи Нигматзянова М.Ф., погибшего при проведении контртеррористической операции, и истице Мамонтовой Л.М., как члену семьи Мамонтова Е.Ю., погибшего при проведении контртеррористической операции, несмотря на их письменные обращения в Нижнекамский военный комиссариат, не была выплачена указанная сумма единовременного пособия. В ходе судебного заседания представитель ответчика Министерства финансов РФ указал об отсутствии оснований для взыскания пособия с Министерства финансов, в связи с тем, что в силу ранее действовавшего ФЗ «О борьбе с терроризмом», п. 7. постановления Правительства РФ от 22.01.1997 года №58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнении специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» предусмотрено, что выплата единовременных денежных вознаграждений и единовременных денежных пособий, а также возмещение вреда производится за счет организаций, привлекавших лиц к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом. Указанный довод также приведен истцом как одно из оснований для взыскания пособия также с Министерства обороны РФ. Между тем, указанные доводы являются необоснованными по следующим основаниям. В силу ч. 2 ст. 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Поскольку событие, в результате которого истицы получили право на компенсационную выплату, возникло в период действия Федерального закона «О борьбе с терроризмом», а правоотношения по получению указанной выплаты возникли с момента обращения истиц за выплатой, в рассматриваемых правоотношениях на требования истиц распространяются положения Федерального закона «О противодействии терроризму». Согласно ст. 18 Федерального закона «О противодействии терроризму» государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. При таком положении, поскольку контртеррористическая операция проводилась на территории Российской Федерации, то компенсация вреда должна быть произведена за счет казны Российской Федерации. Ссылка истца и представителя ответчика на п. 7 постановления Правительства РФ от 22.01.1997 года №58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» является необоснованной, поскольку указанный пункт утратил силу на основании Постановление Правительства РФ от 21.02.2008г. № 105. В соответствии со ст. ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Из смысла ст. 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что социальное обеспечение населения осуществляется государством посредством принятия на себя публичных нормативных обязательств, при которых государство должно предусматривать бюджетные ассигнования отдельно по каждому виду обязательств, в том числе в виде пособий, компенсаций и других социальных выплат. Согласно ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации. На основании изложенного, взыскание денежного пособия в пользу истиц в размере по ... рублей каждой из истиц, должно быть произведено за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ с последующим направлением исполнительного документа в Минфин РФ. Довод представителя Министерства финансов Российской Федерации о том, что оно не является надлежащим органом, с которого должна быть взыскана компенсация, противоречит положениям ст. 1071 ГК РФ, п. 3 ст. 125 ГК РФ, ч. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из совокупного смысла которых следует, что надлежащим ответчиком по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации. Исковые требования истиц о взыскании с соответчиков, понесенных ими судебных расходов за услуги представителя, подлежат частичному удовлетворению. Сумма расходов подлежит взысканию с надлежащего ответчика Министерства финансов РФ. Так, согласно статье 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 355-0 обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Суд обязан установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Расходы на оплату представителя включают в себя не только расходы на оплату помощи адвоката, но также и расходы на оплату услуг иных представителей. Произведенные расходы должны быть подтверждены договором или иными документами. Истицами представлены соответствующие документы, свидетельствующие, что ими за услуги представительства оплачено по ... рублей. Суд считает, что вышеуказанная сумма чрезмерно завышена, и с учетом принципа разумности и справедливости, подлежит частичной компенсации в размере ... рублей в пользу каждой из них. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые заявления Нигматзяновой Г.Г. и Мамонтовой Л.М. к Министерству обороны Российской Федерации, к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия и расходов по оплате услуг представителя, удовлетворить частично. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Нигматзяновой Г.Г. денежные средства: ... рублей – в счет выплаты единовременного пособия, ... рублей – в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя. Всего подлежит взысканию в пользу Нигматзяновой Г.Г. – ... рублей. В удовлетворении остальной части иска Нигматзяновой Г.Г. отказать. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мамонтовой Л.М. денежные средства: ... рублей – в счет выплаты единовременного пособия, ... рублей – в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя. Всего подлежит взысканию в пользу Мамонтовой Л.М. – ... рублей. В удовлетворении остальной части иска Мамонтовой Л.М. отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Нижнекамский городской суд. Судья Нижнекамского городского суда РТ А.И. Муртазин.