Дело № 2-1253/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Республика Татарстан, город Нижнекамск 10 мая 2012 года Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Гайнуллина Р.Г., при секретаре Сиухиной Е.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнекамской городской прокуратуры к Исполнительному комитету муниципального образования «город Нижнекамск», МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» о признании бездействия незаконным и понуждении выделить места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, установить дорожные знаки, установил: Нижнекамская городская прокуратура обратилась в суд с названным иском к ответчикам в защиту прав неопределенного круга лиц, в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что на прилегающей к стоматологической поликлинике ГАУЗ «НЦРМБ» территории по адресу: ..., отсутствуют выделенные места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и тем самым допускается эксплуатация объекта социальной инфраструктуры с нарушением законодательства о социальной защите инвалидов. Просят признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования «город Нижнекамск» и МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска», выразившееся в не принятии мер по обеспечению места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в месте расположения стоматологической поликлиники ГАУЗ «НЦРМБ» по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 7, обязать Исполнительный комитет муниципального образования «город Нижнекамск» и МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» выделить места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и установить дорожные знаки 8.17 «Инвалиды» совместно с дорожным знаком 6.4 «Место стоянки» в месте расположения стоматологической поликлиники ГАУЗ «НЦРМБ» по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 7. Представитель ответчика Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района города Нижнекамск в судебном заседании иск не признала, пояснив, что установка дорожных знаков в г. Нижнекамск производится за счет средств бюджета города, которым такие расходы на 2012 год не предусмотрены. Представитель МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» иск не признал, пояснив, что предписания ОГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району выданы в отсутствие у подписавшего их должностного лица полномочий, поскольку законом осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Не признал факт бездействия, поскольку МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» финансируется за счет средств бюджета города, которым расходы на установку дорожных знаков в 2012 году не предусмотрены, а ходатайство о предоставлении финансирования, адресованное Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района города Нижнекамск, в настоящее время не удовлетворено. Кроме того, считает, что организация стоянки автотранспорта, включающей места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, на прилегающей к стоматологической поликлинике ГАУЗ «НЦРМБ» территории, невозможна ввиду отсутствия необходимой площади, свободной от строений. Представитель ОГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором пояснил, что по результатам проверки, проведенной в 18.01.2012 г. сотрудниками дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району было установлено, что на прилегающей к стоматологической поликлинике ГАУЗ «НЦРМБ» территории отсутствуют выделенные места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". По результатам проверки в адрес МБУ «ДЭЗ» было направлено предписание на установку дорожного знака 8.17 «Инвалиды» совместно с дорожным знаком 6.4 «Место стоянки» в месте расположения стоматологической поликлиники ГАУЗ «НЦРМБ» по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 7. До настоящего времени предписание не исполнено. Представитель третьего лица ГАУЗ «НЦРМБ» в судебное заседание не явилась, представив отзыв, в котором пояснила, что здание стоматологической поликлиники ГАУЗ «НЦРМБ» расположено на земельном участке, границы которого сформированы по периметру здания. Земельный участок, прилегающий к главному входу в стоматологическую поликлинику в состав земельного участка ГАУЗ «НЦРМБ» не входит. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к убеждению о том, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьями 14-15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения муниципального образования. Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. При этом, п. 6 ст. 3 указанного Закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» стоянки (парковки) транспортных средств, дорожные знаки, дорожные ограждения отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ст. 15 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Материалами дела установлено, что в адрес МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» 23.01.2012 г. поступило предписание ОГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району о необходимости проведения мероприятий по установке дорожных знаков 8.17 «Инвалиды» совместно с дорожным знаком 6.4 «Место стоянки» в месте расположения стоматологической поликлиники ГАУЗ «НЦРМБ» по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 7. Дорожные знаки, названные в предписании, в настоящее время не установлены. Ответчиками указанное предписание не оспорено в установленном порядке, недействительным не признано. В ходе судебного заседания ответчиками не опровергнуто утверждение прокурора о том, что его требования направлены на обеспечение минимальных потребностей инвалидов. Как не представлено доказательств отсутствия возможности исполнить предписание, в связи с чем, доводы ответчиков в указанной части подлежат отклонению. При этом, доводы ответчиков об отсутствии денежных средств, предусмотренных бюджетом муниципального образования на проведение указанных в предписании мероприятий, правового значения не имеют, поскольку данные расходы в соответствии ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» являются расходными обязательствами муниципальных образований, которые предполагают предоставление каких-либо средств и материальных гарантий в силу необходимости соответствующих расходов, обусловленной требованиями ст. 15 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст.ст. 14-15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие Исполнительного комитета муниципального образования «город Нижнекамск» и МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска», выразившееся в не принятии мер по обеспечению места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в месте расположения стоматологической поликлиники ГАУЗ «НЦРМБ» по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 7, следует признать незаконным и о наличии оснований для удовлетворения требования об обязании ответчиков принять меры по установке дорожных знаков 8.17 «Инвалиды» совместно с дорожным знаком 6.4 «Место стоянки» в месте расположения стоматологической поликлиники ГАУЗ «НЦРМБ» по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 7. Вместе с тем, исковое требование прокурора об обязании выделить места для парковки специальных автотранспортных средств суд считает не подлежащим удовлетворению, так как его обоснованность не доказана допустимыми доказательствами. Так, согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Истец не представил доказательств существования проекта и схемы организации дорожного движения в месте расположения стоматологической поликлиники ГАУЗ «НЦРМБ» по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 7. По смыслу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность представления доказательств в обоснование своих требований либо возражений лежит на стороне. Совокупность вышеизложенных норм закона и выявленных в суде обстоятельств дают суду основание для частичного удовлетворения иска в соответствии с мотивировочной частью решения. Выводы суда подтверждаются материалами дела. Руководствуясь ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск Нижнекамской городской прокуратуры к Исполнительному комитету муниципального образования «город Нижнекамск», МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования «город Нижнекамск» и МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска», выразившееся в не принятии мер по обеспечению места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в месте расположения стоматологической поликлиники ГАУЗ «НЦРМБ» по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 7. Обязать Исполнительный комитет муниципального образования «город Нижнекамск» и МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» принять меры по установке дорожных знаков 8.17 «Инвалиды» совместно с дорожным знаком 6.4 «Место стоянки» в месте расположения стоматологической поликлиники ГАУЗ «НЦРМБ» по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 7. В остальной части иск Нижнекамской городской прокуратуры к Исполнительному комитету муниципального образования «город Нижнекамск», МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» оставить без удовлетворения. На решение в течение одного месяца может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан. Судья Р.Г. Гайнуллин