делу № 2-1492/12 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 17 апреля 2012 года г. Нижнекамск Нижнекамский городской суд Республики Татарстан РФ в составе: председательствующего судьи Трегуловой К.К., при секретаре Бахтиной С.Е., с участием прокурора Борзенко Д.А., судебного пристава-исполнителя Ахметзяновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижнекамского городского прокурора РТ в защиту интересов бюджета РФ о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя Нижнекамского РО СП УФССП по РТ, у с т а н о в и л : Нижнекамский городской прокурор РТ обратился в суд с заявлением в защиту интересов бюджета РФ о признании бездействия судебного пристава - исполнителя Нижнекамского РО СП УФССП по РТ Ахметзяновой О.А., незаконным. В обосновании указал, что проведенной прокуратурой проверкой выявлено несоблюдение требований Федерального Закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом – исполнителем Ахметзяновой О.А., выразившееся в непринятии мер по принудительному исполнению постановления мирового судьи судебного участка № ... и ... от ... о взыскании административного штрафа с Урманова М.Г. Судебный пристав-исполнитель ограничился лишь направлением должнику повестки о явке в ССП, окончив исполнительное производства в связи с истечением срока давности. В судебном заседании прокурор требования поддержал, пояснив, что судебный пристав- исполнитель в течение предусмотренного ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срока не принял меры к принудительному исполнению постановления о взыскании штрафа в сумме ... руб. Судебный пристав - исполнитель Ахметзянова О.А. пояснила, что она направляла повестки о явке в ССП, что-то не сделано в связи с большим объемом работы, исполнительное производство окончено по истечении срока давности исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и исполнительного производства, приходит к следующему. В соответствии п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального Кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод: на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч.1 ст. 441 Гражданского процессуального Кодекса РФ, ст. ст. 122, 128 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности. Жалоба подается в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов. Согласно статьи 2 Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В соответствии с п.1, 9 ст. 36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. В срок давности не включается срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание. Согласно ст. 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение. В силу ст. 68 Закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом. Одним из оснований окончания исполнительного производства является в силу п. 9 ст. 47 Закона истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта. Частью 1 статьи 31.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях ( в редакции, действовавшей до ...) был предусмотрен годичный срок для приведения постановления о назначении административного наказания в исполнение, исчисляемый со дня вступления постановления в законную силу. Судом установлено: Постановлением мирового судьи судебного участка № ... и ... от ... Урманов М.Г. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ (л.д. 6). Постановление вступило в законную силу .... ... постановление было передано в Службу судебных приставов для принудительного исполнения, ... судебным приставом-исполнителем Ахметзяновой О.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании с Урманова М.Г. штрафа в размере ... руб. ( л.д.7). В материалах исполнительного производства имеется лишь копия повестки о вызове Урманова М.Г. на прием к судебному приставу-исполнителю на ... ( л.д.8). ... исполнительное производство было окончено на основании п. 9 ст. 47 Закона в связи с истечением срока давности исполнения. ( л.д.9). Каких-либо мер по принудительному исполнению, в том числе, для установления места работы должника, места жительства, его имущества, на которое возможно обратить взыскание, судебным приставом-исполнителем предпринято не было, о чем свидетельствует отсутствие в материалах исполнительного производства запросов в регистрирующие органы, кредитные учреждения, выхода по месту жительства и работы должника. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что судебным приставом – исполнителем допущено бездействие, выразившееся в непринятии меры для принудительного исполнения постановления, приведшее к неисполнению в установленный законом срок постановления о назначении административного наказания. Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая, что к моменту обращения прокурора в суд истек срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, суд полагает возможным не возлагать на судебного пристава –исполнителя обязанности совершить действия по исполнению постановления. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ч.1. ст. 258 Гражданского процессуального Кодекса РФ, р е ш и л : заявление Нижнекамского городского прокурора РТ в защиту интересов бюджета РФ о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя Нижнекамского РО СП УФССП по РТ Ахметзяновой О.А., удовлетворить. Признать бездействие судебного пристава - исполнителя Нижнекамского РО СП УФССП по РТ Ахметзяновой О.А., выразившееся в непринятии мер принудительного исполнения по исполнительному производству ... о взыскании с Урманова М.Г. штрафа в сумме ... руб., незаконным. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд РТ. Судья К.К.Трегулова