о признании права поставки на учет по детям сиротам



Дело № 2-1645 /2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОФ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2012 года

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фатхрахмановой З.Р., при секретаре ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжовой ФИО8 к Исполнительному комитету гор. Нижнекамска Республики Татарстан, Исполнительному комитету поселка городского типа Камские Поляны о признании права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

установил:

Истец Рыжова Т.В. обратилась с исковыми требованиями к Исполнительному комитету гор. Нижнекамска РТ, Исполнительному комитету поселка городского типа Камские Поляны о признании права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование исковых требований Рыжова Т.В. и ее представитель ФИО3 указали, что согласно справке № 314 от 21 ноября 2011 года Рыжова Т.В. являлась воспитанницей детского дома и находилась на полном государственном обеспечении. При обращении Рыжовой Т.В. к ответчикам согласно статье 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с устным заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было рекомендовано обратиться в суд. Просили признать право Рыжовой ФИО9 ФИО10 на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель Исполнительного комитета города Нижнекамска, по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, предоставила письменный отзыв на исковые требования и ходатайство о рассмотрении исковых требований Рыжовой Т.В. в отсутствии представителя исполкома гор. Нижнекамска. В письменном отзыве исковые требования не признала, в обоснование своих возражений указала, что в соответствии со статьей 1 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996 (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте с 18 до 23 лет. Рыжовой Т.В. в настоящее время исполнилось 57 лет, в виду чего она не может входить в круг лиц, имеющих право для внеочередного получения жилого помещения, либо субсидии из средств федерального бюджета в соответствии со статьей 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Она также не может быть поставлена на учет в Исполнительном комитете города Нижнекамска для улучшения жилищных условий по категории нуждающихся «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просит суд в удовлетворении исковых требований истицы отказать.

Представитель Исполнительного комитета поселка городского типа Камские Поляны, по доверенности ФИО5, с исковыми требованиями Рыжовой Т.В. не согласилась. В обоснование своих возражений пояснила, что по категории дети сироты Рыжову Т.В. в очередь для улучшения жилищных условий поставить невозможно. В ходе судебного заседания пояснила, что Рыжова приехала в ... в возрасте 40 лет. Вселилась в двухкомнатную квартиру по обмену, потом обменяла на однокомнатную квартиру. В 2001 году она продала однокомнатную квартиру, переехала в квартиру, которая принадлежит ФИО6 на основании договора приватизации. Чтобы улучшить свои жилищные условия, Рыжова Т.В. должна состоять на очереди на улучшение жилья, а не получение жилищного сертификата, который выдается лицам из числа детей - сирот, не имеющим закрепленного жилого помещения в возрасте с 18 до 23 лет.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Рыжовой Т.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Во исполнение вышеуказанной нормы закона Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 г. № 326 разработаны Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, согласно которым формой обеспечения жильем указанных выше граждан является предоставление им субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется сертификатом. При этом в силу п.4 Правил право на получение сертификата в том числе имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Из материалов дела усматривается, что согласно справке от 21 ноября 2011 года № 14 Рыжова ФИО11 (... года рождения) являлась воспитанницей ... детского дома с ... по ... включительно и находилась на полном государственном обеспечении ( л.д. 4).

Из материалов гражданского дела ... по иску Рыжовой ФИО12 к исполнительному комитету Муниципального образования «Нижнекамский район» о признании недействительным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усматривается, что Рыжова Т.В. 8 августа 1986 года получила квартиру по адресу ... (л.д.25-26) по категории многодетная семья (Решение исполнительного комитета Нижнекамского городского Совета народных депутатов от 7 августа 1986 года). Произвела обмен на квартиру по адресу ... в 1994 году ( л.д.27-28).

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 внесены изменения в вышеуказанное постановление, а также утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, Данные Правила установили, что сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидии для приобретения жилого помещения. По своей правовой природе мера социальной поддержки в виде предоставления на безвозмездной основе субсидии для обеспечения жильем многодетных семей, как отметил Конституционный суд Республики Татарстан (пункт 3.1 Постановления), не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных категорий граждан, в том числе детей- сирот. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально- экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, ауди- и видео записей, заключений экспертов.

Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рыжова Т.В. была выпущена из детского дома в 1970 году. В исполнительные органы для постановки на учет за пределами 23-летнего возраста (обратилась в возрасте 57 лет).

Исследовав материалы дела в совокупности с пояснениями участников процесса, суд приходит к выводу о то, что Рыжова Т.В. имела статус ребенка сироты в период нахождения в ... детском доме с 01.09.1962 года по 27.08.1970 года. С момента выпуска из детского дома прошло 42 года, в настоящее время Рыжова Т.В. достигла возраста 57 лет. Являлась обеспеченной жилым помещением, которое получила в связи с трудовыми отношениями с ..., распорядилась неоднократно свои жильем, произведя обмен большей жилой площади на меньшую. Доводы Рыжовой Т.В. о том, что она получала квартиру по категории многодетная семья, а не по категории детей-сирот, правового значения для рассмотрения данного иска не имеют, по приведенным выше основаниям. Следовательно, Исполнительный комитет гор. Нижнекамска правомерно отказывает в постановке на регистрационный учет для улучшения жилищных условий по категории детей-сирот, так как Рыжова Т.В. на момент обращения утратила статус сироты. Рыжова Т.В. не лишена возможности улучшить свои жилищные условия при постановке на учет на общих основаниях в порядке очередности в ....

Выводы суда подтверждаются материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рыжовой ФИО13 к Исполнительному комитету гор. Нижнекамска Республики Татарстан, Исполнительному комитету поселка городского типа Камские Поляны о признании права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца с момента оформления решения суда в окончательной форме через Нижнекамский городской суд в апелляционном порядке.

Судья - Фатхрахманова З.Р.