Дело № 2-2472/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 сентября 2011 года Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.М. Галиевой, с участием прокурора И.В. Ширыкова, при секретаре Т.Р. Гаффарове, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамсутдиновой Г.Г. к Министерству обороны Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия и возмещении судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Истица Шамсутдинова Г.Г. обратилась в городской суд с иском к ответчику- Министерству обороны Российской Федерации о взыскании за счет средств федерального бюджета единовременного пособия в размере 100000 рублей, ссылаясь на следующее. Ее сын Шамсутдинов М.Г., дата скрыта года рождения, объединенным военным комиссариатом города Нижнекамска был призван в ряды Вооруженных сил РФ и направлен для прохождения службы в войсковую часть Республики Дагестан. В составе номер скрыт гвардейского отдельного полка войсковой части номер скрыт Шамсутдинов М.Г. принимал участие в контр-террористической операции на территории Северо-Кавказского региона. дата скрыта сын истицы Шамсутдинов М.Г. погиб в Республике Дагестан при проведении операции по обезвреживанию незаконных вооруженных чеченских бандформирований. Факт гибели сына при исполнении обязанностей военной службы подтверждается извещением Объединенного военного комиссариата города Нижнекамска от дата скрыта. Организация управления контртеррористическими операциями на территории Чеченской Республики регламентирована Указом Президента РФ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» от 23.09.1999г. за № 1255с. В соответствии с пунктом 4 данного Указа участие конкретного подразделения Объединенной группировки войск (сил), ее состав в одной из контр-террористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Операция, проводимая в Республике Дагестан, имеет статус контр-террористической с 01.08.1999 года согласно разделу 3 Приложения к Федеральному закону «О ветеранах». В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» (данный закон признан утратившим силу с 1 января 2007 года в связи с изданием Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ) в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере ... рублей, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего. Членом семьи Шамсутдинова М.Г., дата скрыта года рождения, является его мама - истица по делу - Шамсутдинова Г.Г.. Единовременное пособие, предусмотренное статьей 20 ФЗ «О борьбе с терроризмом» носит характер дополнительной компенсационной выплаты, направленной на социальную защиту лиц, выполняющих задачи (операции) в особо сложных для жизни и здоровья условиях. Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 22.01.1997г № 58 «О мерах социальной защиты лиц привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» выплата единовременных денежных вознаграждений и единовременных пособий, а также возмещение вреда производится за счет организаций, привлекавших лиц к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом. Шамсутдинов М.Г. был призван на военную службу Приказом Министерства обороны РФ, в связи с чем единовременное пособие подлежит взысканию с Министерства обороны РФ. На основании изложенного истица просит взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в ее пользу ... рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей. На основании заявления представителя истицы определением Нижнекамского городского суда РТ от 19 июля 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации. На судебном заседании представитель истицы Шамсутдиновой Г.Г. по нотариально удостоверенной доверенности - Лукоянов А.В. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика – Министерства обороны РФ иск не признал, пояснив следующее. Возмещение вреда военнослужащим либо членам их семей в случаях, указанных в статье 20 ФЗ «О борьбе с терроризмом», осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, в порядке, определяемом законодательством РФ. Из содержания пункта 2 статьи 19 ФЗ «О борьбе с терроризмом» следует, что социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, установленного законодательством. В отношении военнослужащих действует ФЗ «О статусе военнослужащих» в соответствии с пунктом 9 статьи 2 которого, если военнослужащие (члены его семьи) одновременно имеют право на получение одной и той же льготы, гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляется по их выбору льгота, гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев особо предусмотренных федеральными законами. Каких-либо особых указаний о выплате единовременных пособий военнослужащим либо и членам из семей независимо от выплаченных сумм в возмещение вреда согласно Федеральным Законам «Об обязательном государственном страховании военнослужащих…» и «О статусе военнослужащих» Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом» не содержит. Министерство обороны РФ не является надлежащим ответчиком по делу, неправомочно производить какие—либо выплаты согласно ФЗ «О борьбе с терроризмом», а также Министерству обороны РФ денежные средства из федерального бюджета на эти цели не выделяются. Представитель Министерства финансов РФ иск не признал, пояснив следующее. Порядок выплат установлен Постановлением Правительства РФ от 21.02.2008 г. №105 «O возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом», согласно которому расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий. Сын Шамсутдиновой Г.Г. –Шамсутдинов М.Г. был призван на военную службу в ряды Вооруженных Сил РФ приказом Министерства обороны РФ, в связи с чем, соответствующее пособие должно выплачиваться Министерством обороны РФ за счет средств федерального бюджета. Министерство финансов РФ не является федеральным органом исполнительной власти - получателем бюджетных ассигнований для осуществления данных компенсационных выплат, а значит, не является надлежащим ответчиком по данным категориям дел. Прокурор находит исковые требования Шамсутдиновой Г.Г. обоснованными и единовременное пособие подлежащим взысканию с Министерства финансов РФ. Выслушав объяснения сторон, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему. Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Из статьи 1084 ГК РФ следует, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Установлено следующее. Сын истицы Шамсутдиновой Г.Г. –Шамсутдинов М.Г., дата скрыта года рождения, объединенным военным комиссариатом города Нижнекамска был призван в ряды Вооруженных сил РФ дата скрыта. В период с дата скрыта по дата скрыта он принимал участие в локализации вооруженного конфликта в с.Болтих Республики Дагестан. Шамсутдинов М.Г. исключен из списков части с дата скрыта в связи со смертью, связанной с исполнением обязанностей военной службы. Факт гибели сына истицы при исполнении обязанностей военной службы подтверждается извещением Объединенного военного комиссариата города Нижнекамска от дата скрыта (л.д.номер скрыт). Организация управления контр-террористическими операциями на территории Чеченской Республики регламентирована Указом Президента РФ «О мерах по повышению эффективности контр-террористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» от 23.09.1999г. за № 1255с. В соответствии с пунктом 4 данного Указа участие конкретного подразделения Объединенной группировки войск (сил), ее состав в одной из контр-террористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Операция, проводимая в Республике Дагестан, имеет статус контртеррористической с августа 1999 года согласно разделу 3 Приложения к Федеральному закону «О ветеранах». В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 25.07.1998 года «О борьбе с терроризмом», действовавшим во время возникновения у истцов права на получения пособия, в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере ... рублей, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего. В связи с принятием 06.03.2006 года Федерального закона №35-Ф3 «О противодействии терроризму», федеральный закон «О борьбе с терроризмом» с 01.01.2007 года признан утратившим силу. Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что до настоящего времени истице Шамсутдиновой Г.Г., как члену семьи Шамсутдинова М.Г., несмотря на ее письменное обращение в Нижнекамский военный комиссариат, не была выплачена названная выше сумма единовременного пособия. В ходе судебного заседания представитель Министерства финансов РФ указал об отсутствии оснований для взыскания пособия с Министерства финансов, в связи с тем, что в силу ранее действовавшего ФЗ «О борьбе с терроризмом», п. 7 постановления Правительства РФ от 22.01.1997 года №58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнении специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» предусмотрено, что выплата единовременных денежных вознаграждений и единовременных денежных пособий, а также возмещение вреда производится за счет организаций, привлекавших лиц к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом. Указанный довод также приведен истцом как одно из оснований для взыскания пособия только с Министерства обороны РФ. Между тем, эти доводы являются необоснованными по следующим основаниям. В силу части 2 статьи 4 Гражданского Кодекса РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Поскольку событие, в результате которого истица Шамсутдинова Г.Г. получила право на компенсационную выплату, возникло в период действия Федерального закона «О борьбе с терроризмом», а правовые отношения по получению названной выплаты возникли с момента обращения истицы за выплатой, в рассматриваемых правоотношениях на требования истицы распространяются положения Федерального закона «О противодействии терроризму». Согласно статье 18 Федерального закона «О противодействии терроризму» государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. При таком положении, поскольку контртеррористическая операция проводилась на территории Российской Федерации, то компенсация вреда должна быть произведена за счет казны Российской Федерации. Ссылка истицы и представителя ответчика на пункт 7 постановления Правительства РФ от 22.01.1997 года №58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» является необоснованной, поскольку указанный пункт утратил силу на основании Постановления Правительства РФ от 21.02.2008г. № 105. В соответствии со ст.ст.16, 1069 Гражданского Кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Статьей 1071 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Из смысла статьи 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что социальное обеспечение населения осуществляется государством посредством принятия на себя публичных нормативных обязательств, при которых государство должно предусматривать бюджетные ассигнования отдельно по каждому виду обязательств, в том числе в виде пособий, компенсаций и других социальных выплат. Согласно статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации. На основании изложенного, взыскание денежного пособия в пользу истицы в размере ... рублей должно быть произведено за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ с последующим направлением исполнительного документа в Минфин РФ. Довод представителя Министерства финансов Российской Федерации о том, что оно не является надлежащим органом, с которого должна быть взыскана компенсация, противоречит положениям статьи 1071 и пункта 3 статьи 125 Гражданского Кодекса РФ, части 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из совокупного смысла которых следует, что надлежащим ответчиком по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации. Исковые требования истицы о возмещении судебных расходов за услуги представителя, исходя из положений пункта 1 статьи 88, статьи 94, пункта статьи 98, пункта 1 статьи 100 ГПК РФ, подлежат удовлетворению в полном объеме. Эти расходы подлежат взысканию с надлежащего ответчика - Министерства финансов РФ. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шамсутдиновой Г.Г. единовременное пособие в размере ... рублей, в возмещение расходов по оплате услуг адвоката - ... рублей, всего – ... рублей. Шамсутдиновой Г.Г. в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Нижнекамский городской суд Судья: А.М.Галиева