Дело № 2-1844/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 мая 2011 года судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан А.М. Галиева, при секретаре Л.А. Селиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усманова З.Х. к государственному бюджетному учреждению «Республиканский центр материальной помощи» (компенсационных выплат) о признании действий по удержанию субсидий-льгот за период с февраля 2010 года по настоящее время незаконными, возврате неправомерно удержанных субсидий-льгот, возобновлении полагающихся субсидий-льгот, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Истец Усманов З.Х. обратился в городской суд с иском к ответчику- Управлению социальной защиты в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске о признании действий по удержанию субсидий-льгот за период с февраля 2010 года по настоящее время незаконными, возврате неправомерно удержанных субсидий-льгот, возобновлении полагающихся субсидий-льгот, компенсации морального вреда, ссылаясь на следующее. С 2002 года истец является ветераном труда. В начале 2005 года он был приглашен в управление социальной защиты для открытия расчетного счета в Сбербанке, на который ему будут перечисляться субсидии. После предоставления документов в 2005 году работник соцзащиты сообщил о праве истца на субсидии. При этом не было сказано: в связи с чем ему полагается субсидия. С 29 июля 2005 года ему стали перечислять субсидии. Истец предполагал, что эти выплаты ему производились как ветерану труда. В ноябре 2009 года Усманов З.Х. достиг пенсионного возраста. Он обратился в орган соцзащиты для оформления субсидии, как ветерану труда. Однако, с марта 2010 года была прекращена выплата субсидий. В ответ на письменное обращение истца по этому поводу письмом от 13 апреля 2010 года было сообщено, что управление признает свою ошибку и обязуется возобновить выплату субсидий. Но, через некоторое время вновь выплата субсидий была прекращена. Письмом от 09 февраля 2011 года истцу сообщили, что излишне выплаченные ему субсидии будут удерживаться за счет будущих сумм денежных выплат. Усманов З.Х. считает, что такое удержание может производиться только по его согласию, либо на основании решения суда. Поэтому, просит его исковые требования удовлетворить в полном объеме, а также взыскать в счет компенсации морального вреда ... рублей. Представитель истца по доверенности заявлением от 17 мая 2011 года ходатайствовал о замене ненадлежащего ответчика – Управления социальной защиты в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске на надлежащего ответчика – государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр материальной помощи» (компенсационных выплат). Представитель надлежащего ответчика иск не признал, пояснив следующее. В соответствии с Законом Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года № 63- ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 1 статьи 5 Закона, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на социальную поддержку в соответствии с настоящей статьей предоставляется по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Поэтому, истец Усманов З.Х. право на предоставление субсидии-льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и другие меры социальной поддержки имел по достижении возраста 60 лет. Пунктом 60 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан» излишне выплаченные гражданину суммы ежемесячных денежных выплат, субсидий, в том числе вследствие счетной ошибки, допущенной уполномоченным органом при их начислении, могут быть погашены за счет будущих сумм денежных выплат. За период с 01 января 2005 года по 31 января 2010 года истцу была выплачена субсидия-льгота и ежемесячная выплата на проезд в размере ... рублей ... копеек. Эта неправомерно выплаченная истцу сумма удерживается с февраля 2010 года по настоящее время за счет будущих денежных выплат. На 03 мая 2011 года общая сумма задолженности составляет ... рублей ... копеек. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Из статьи 2 Закона Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года № 63- ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» следует, что 1. Меры государственной адресной социальной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Республики Татарстан, устанавливаются следующим категориям граждан: ветеранам труда. Статьей 5 названного Закона предусмотрено следующее: 1. Ветеранам труда, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей; субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан. Субсидия предоставляется лицу, проживающему в жилищном фонде независимо от формы собственности; субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива. Субсидия предоставляется независимо от вида жилищного фонда; субсидия в размере 50 процентов затрат по абонентской плате за телефон, радио, коллективную антенну; бесплатное зубопротезирование (изготовление и ремонт зубных протезов, кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) и слухопротезирование по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 2. Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на социальную поддержку в соответствии с настоящей статьей предоставляется по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Статьей 196 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности устанавливается в три года. Установлено следующее. 12 ноября 2004 года истец по делу Усманов З.Х., дата скрыта года рождения, обратился в отдел социальной защиты города Нижнекамска с заявлением о назначении субсидии –льготы, как ветерану труда. 24 января 2005 года он обратился с заявлением о выплате субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по «малообеспеченности». Усманов З.Х. право на указанные субсидии не имел, так как не достиг 60 -летнего возраста и не подпадал по категорию «малообеспеченных». Однако, управление социальной защиты в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске, несмотря на отсутствие у истца на то время права на получение субсидий- льгот, с января 2005 года назначило и стало выплачивать Усманову З.Х. эти субсидии-льготы. Допущенная ошибка работниками социальной защиты была обнаружена только по обращению жены истца в феврале 2010 года с документами на назначение ее мужу субсидий –льгот, как ветерану труда. Работники социальной защиты, обнаружив данную ошибку, в феврале 2010 года прекратили выплату истцу субсидий-льгот. Усманов З.Х., не зная причину прекращения выплат, обратился с заявлением в орган социальной защиты. Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе письмом от 13 апреля 2001 года (л.д.номер скрыт) сообщило следующее: в соответствии с законодательством Усманов З.Х. право на предоставление субсидии-льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и другие меры социальной поддержки имел по достижении 60 лет; ранее неправомерно выплаченные Усманову З.Х. меры социальной поддержки как ветерану труда по вине специалиста соцзащиты удержанию с Усманова З.Х. не подлежат; не представленные с февраля 2010 года меры социальной защиты будут произведены в мае месяце в полном объеме. После этого письма в мае 2010 года удержанные суммы субсидий-льгот истцу были возвращены и выплаты возобновились. Но, с ноября 2010 года эти выплаты вновь были прекращены. На обращение истца по этому поводу орган социальной защиты сообщил следующее: неправомерно выплаченные Усманову З.Х. субсидии-льготы, в том числе, и вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при их начислении, могут быть погашены за счет будущих платежей (пункт 60 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан»); поэтому, неправомерно выплаченная субсидия-льгота и ежемесячная выплата на проезд удерживается с Усманова З.Х. с февраля 2010 года по настоящее время. На 08 февраля 2011 года сумма задолженности составляет ... рублей ... копеек. Представитель истца указал, что ответчик не вправе без согласия истца, либо без судебного решения производить удержания в счет будущих платежей, причитающихся истцу, как ветерану труда по достижению 60 лет. Также представитель истца указывает, что ответчиком пропущен предусмотренный законом срок исковой давности для производства таких удержаний. Суд находит, что исковые требования Усманова З.Х. подлежат удовлетворению, но частично, исходя из следующего. Истец право на получение субсидии –льготы имел только по достижению 60 лет. Следовательно, с января 2005 года по октябрь 2009 года он субсидии получал незаконно. Но, истец никакие виновные действия при этом не совершил. Выплаты производились до октября 2010 года по вине работников соцзащиты. Доводы ответчика о том, что удержания неправомерно выплаченных истцу сумм производятся с февраля 2010 года не соответствуют действительности, исходя из следующего: удержания, производимые с февраля 2010 года, письмом ответчика от 13 апреля 2010 года были признаны незаконными и происшедшими по вине работников ответчика; истцу было сообщено о возврате этих удержанных сумм и возобновлении выплат субсидий-льгот. Лишь в ноябре 2010 года ответчик окончательно прекратил эти выплаты. Также не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что незаконно выплаченные истцу суммы следует исчислять с января 2005 года по январь 2010 года, исходя из того, что истец лишь в феврале 2010 года обратился с заявлением о назначении и выплате субсидий –льгот, как ветерану труда по следующим причинам. На основании заявлений истца от 12 ноября 2005 года о выплате субсидий-льгот, как ветерану труда и от 25 января 2005 года по «малообепесченности» ответчиком истцу с января 2005 года была назначена выплата субсидий-льгот, как ветерану труда, что продолжалось до октября 2010 года включительно. Поэтому, выплата истцу субсидии-льготы с ноября 2009 года (по достижении 60 лет) и начисление этой субсидии-льготы по настоящее время является законным. Суд находит, что в соответствии с пунктом 60 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан» незаконно выплаченные Усманову З.Х. суммы субсидий-льгот вследствие ошибки, допущенной работниками ответчика при их начислении, могут быть погашены за счет будущих сумм денежных выплат. Однако, представителем истца в ходе судебного заседания было заявлено о пропуске ответчиком предусмотренного законом трехгодичного срока исковой давности. При таких обстоятельствах, суд находит, что выплаченные истцу субсидии –льготы за период с января 2005 года по октябрь 2007 года включительно, что составляет ... рублей ... копейки, не подлежат удержанию. Ответчик при расчете неправомерно выплаченных истцу сумм взял период с января 2005 года по январь 2010 года включительно, что составило ... рублей ... копеек. Однако, исходя из изложенных выше обстоятельств, оплата Усманову З.Х. субсидий-льгот за период с ноября 2009 года по январь 2010 года является правомерной. Поэтому, размер неправомерно выплаченных истцу субсидий-льгот составляет ... рублей ... копеек. Субсидии-льготы за период с января 2005 года по октябрь 2007 года включительно, что составляет ... рублей ... копейки, удержанию с Усманова З.Х. не подлежат ввиду применения судом срока исковой давности, заявленного стороной истца. Поэтому, сумма, подлежащая удержанию с истца, составляет ... рублей ... копейки, из которых по состоянию на май 2011 года удержано ... рубль ... копеек. Следовательно, на настоящее время удержанию подлежат ... рублей ... копеек. По удержанию названной суммы выплату субсидий -льгот следует возобновить. Суд находит, что правовых оснований для удовлетворения иска Усманова З.Х. о компенсации морального вреда не имеется. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать действия государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр материальной помощи» (компенсационных выплат) по удержанию субсидий-льгот, выплаченных Усманову З.Х. за период с января 2005 года по октябрь 2007 года включительно в размере ... рублей ... копейки, недействительными. Определить, что сумма, подлежащая удержанию с Усманова З.Х., в счет будущих платежей составляла - ... рублей ... копейки, а с учетом удержанных по состоянию на май 2011 года сумм, составляет – ... рублей ... копеек. Обязать государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр материальной помощи» (компенсационных выплат) по удержанию с Усманова З.Х. в счет будущих платежей ... рублей ... копеек выплату, причитающихся Усманову З.Х. субсидий-льгот, возобновить. В остальной части в удовлетворении иска отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Нижнекамский городской суд. Судья: А.М.Галиева