о понуждении совершить юридические действия



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 апреля 2012 года

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гайсаровой Л.Р.

при секретаре Канотопской Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора города Нижнекамска в интересах неопределенного круга лиц к Осиповым Л.А., Н.Н., И.Н., А.Н. о понуждении совершить юридические действия в отношении объекта культурного наследия «Дом купца Тикунова В.П.»

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Нижнекамска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Осиповым Л.А., Н.Н., И.Н., А.Н. о понуждении совершить юридические действия в отношении объекта культурного наследия «Дом купца Тикунова В.П.»

В обоснование исковых требований суду указал, что прокурорской проверкой установлено, что на территории Нижнекамского муниципального района расположено 96 объектов культурного наследия, из которых 15 имеют категорию –объекты культурного наследия республиканского значения.

Постановлением Кабинета Министров РТ от ... года № ... в Список памятников истории и культуры республиканского значения внесен архитектурный памятник, кон. 19 в. «Дом купца В.П.Тикунова», расположенный в селе ... Нижнекамского муниципального района, улица ... дом ...

В силу действия статьи 18 Федерального закона № 73-ФЗ»Об объектах культурного наследия» выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране.

В силу действующего законодательства обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Кроме того, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Просит суд обязать сособственников объекта культурного наследия «Дом купца Тикунова В.П» заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия, расположенного по адресу : село ... Нижнекамского муниципального района улица ... дом ... и установить информационную надпись на объекте культурного наследия «Дом купца Тикунова В.П.».

Ответчица Осипова Л.А.. иск не признала, пояснив суду, что ее муж Осипов купил дом у районного узда связи в ... году, никаких документов, свидетельствующих о том, что дом относится к памятникам культуры не было и нет. Считает, что дом, включенный в реестр памятников культуры им не принадлежит, так как по паспорту не соответствует описанию. Например, в паспорте значится флигель краснокирпичный, тогда как у них значится как амбар и изготовлен он из камня. Кроме того, по паспорту дом имеет по фасаду пять окон, тогда как у них шесть. Описаниям по паспорту, по фотографии соответствует дом № ... по улице ..., который заброшен, разваливается, не имеет хозяев. Считает, что именно по этой причине прокурор обратился в суд с иском к ним, Осиповым. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Соответчики Осипова Н,Н., Осипов И.Н., Осипов А.Н. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Иск не признают.

Представитель третьего лица -Министерства культуры РТ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии.

Представитель исполнительного комитета города Шереметьевского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие..

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к убеждению о том, что заявленный иск не обоснован и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей ст. 17 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации

Для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в Правительство Российской Федерации (в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 настоящего Федерального закона) либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный законом данного субъекта Российской Федерации:

1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;

2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;

3) сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

5) сведения о местонахождении объекта;

6) сведения о категории историко-культурного значения объекта;

7) сведения о виде объекта;

8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны);

9) описание границ территории объекта;

10) фотографическое изображение объекта;

11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия;

12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия или пользователю им о дате поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в течение семи дней.

5. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном пунктом 9 настоящей статьи, о решении Правительства Российской Федерации о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр - в течение тридцати дней со дня принятия решения указанными органами государственной власти.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

2. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

В соответствии со статьей ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации")1. На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

2. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно Приказа Росохранкультуры от 07.08.2009 N 142 "Об утверждении Инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения

8. Росохранкультура или региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет (вручает) уведомление о необходимости установки на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений собственнику (пользователю) указанного объекта или лицу, уполномоченному представлять его по доверенности либо осуществляющему доверительное управление или пользование объектом культурного наследия по договору с его собственником (пользователем) (далее - доверенное лицо).

В случае если объект культурного наследия находится в общей собственности, уведомление о необходимости установки на него информационных надписей и обозначений направляется (вручается) всем известным органу охраны объектов культурного наследия участникам долевой или совместной собственности либо их доверенным лицам или товариществу собственников жилья.

9. Вместе с уведомлением Росохранкультура или региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет (вручает) письменное задание на установку информационных надписей и обозначений, в котором указываются конкретные требования к их количеству, составу, форме, содержанию, месту и способу установки, в том числе способу крепления (нанесения).

Органы охраны объектов культурного наследия осуществляют учет направленных (врученных) уведомлений и заданий и хранение их копий в порядке, установленном правилами организации документооборота.

10. Собственник (пользователь) объекта культурного наследия или его доверенное лицо вправе по собственной инициативе обратиться в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия для получения письменного задания на установку информационных надписей и обозначений.

В суде установлено, что в соответствии со справкой № ... от ... года ... сельского Совета народных депутатов Нижнекамского района Татарской АССР исполком не возражает в приобретении дома № ... по улице ... в селе ..., принадлежащего районному узлу связи, ФИО18.

В соответствии со справкой № ... от ... года ... сельского Совета народных депутатов Нижнекамского района Татарской АССР районному узлу связи в селе ... по улице ... ... принадлежит двухэтажный кирпичный дом общей площадью ... кв. метра и полезной площадью ... кв. метра с надворными постройками :амбар каменный, конюшня рубленая.

Со слов Осиповой Л. А. усматривается, что именно в ... году ее муж ФИО18 купил указанный дом. После смерти ФИО18, наступившей ... года, ... года на дом выдано свидетельство о праве на наследство наследникам первой очереди – сособственникам по делу.

Ни при регистрации права собственности на дом и надворные постройки ... году, ни во время включения в государственный охранный реестр недвижимых памятников градостроительства и архитектуры двух домов купца Тикунова В.П. и И.В. (без почтового адреса) собственникам дома № ... по улице ... в селе ... Нижнекамского района не были вручены паспорт памятника истории и культуры СССР дома, уведомление о необходимости установки на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений, задание на установку информационных надписей и обозначений, в котором указываются конкретные требования к их количеству, составу, форме, содержанию, месту и способу установки, в том числе способу крепления (нанесения).

В соответствии с пунктом 7 Приказа Росохранкультуры от 07.08.2009 N 142 "Об утверждении Инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения

В отношении отдельных объектов культурного наследия, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"), полномочия по согласованию установки на таких объектах информационных надписей и обозначений осуществляет Росохранкультура.

В отношении иных объектов культурного наследия полномочия по согласованию установки на них информационных надписей и обозначений осуществляют региональные органы охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 10 вышеназванного нормативного акта собственник имеет право, а не обязанность проявлять инициативу на получение письменного задания на установку информационных надписей и обозначений.

В суде установлено, что ответчики Осиповы не отказываются установить информационную надпись, такой информационной надписи не существует.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2010 N 328-ФЗ)

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;

местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Таким образом, суд считает, что прокурор пытается обязать ответчиков совершить юридически значимые действия преждевременно. Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ответчики отказываются получить охранное обязательство или установить информационные надписи.

Кроме того, в соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации суду не представлено бесспорных доказательств того, что ответчики проживают в доме Тикунова В.П., включенного в государственный охранный реестр недвижимых памятников градостроительства и архитектуры республиканского значения.

В указанном реестре под номером 27 значится «Дом купца Тикунова В.П., кон. 19- нач. 20 в» (л.д. 23).В схеме территориального планирования Нижнекамского муниципального района ( Схема размещения объектов историко – культурного наследия» в Списке памятников градостроительства и архитектуры под номером 27 значится «Усадьба В.П. Тикунова, кон. 1870 – х гг.». В паспорте «Памятники истории и культуры СССР) имеется описание памятника, в соответствии с которым «Дом купца представляет собой усадебную постройку из двух корпусов: двухэтажный краснокирпичный жилой дом и одноэтажный краснокирпичный флигель. По главному фасаду пять оконных проемов». В доме, в котором проживают ответчики оконных проемов 6, отдельно стоящее одноэтажное здание построено из камня, что усматривается на фотографии, представленной ответчицей Осиповой Л.А.

Таким образом, фотография дома в паспорте не соответствует описаниям дома в паспорте.

Здание с пятью оконными проемами изображено на фотографии на странице 163 книги Р.Михайловой «Мое село-одно на всю Россию» (л.д. 17),со слов ответчицы Осиповой Л.А. этот дом значится под номером ... по улице ... и находится в полуразрушенном состоянии, имеет флигель кирпичный с тремя окнами, которые в настоящее время замурованы.

Опровергнуть возражения ответчицы прокурору не представилось возможным, никаких предложений для идентификации дома по паспорту Памятники истории и культуры СССР и домом, в котором ответчики проживают прокурором не заявлено.

Суд считает, что ответчики, наоборот, свои возражения на иск в соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации доказали

Совокупность вышеизложенных норм закона и выявленных в суде обстоятельств дают суду основание для отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 194, 198, ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора города Нижнекамска в обязании Осиповых Л.А., Н.Н., И.Н., А.Н. заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия, расположенного по адресу : село ... Нижнекамского муниципального района улица ... дом ... и установить информационную надпись на объекте культурного наследия «Дом купца Тикунова В.П.» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Татарстан в месячный срок через Нижнекамский городской суд.

Федеральный судья: Л.Р.Гайсарова