Дело № 2-1112\12 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 30 мая 2012 года г. Нижнекамск Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Садыковой Л.А., при секретаре Сафиуллиной Г.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Лучинина А.Л. гражданское дело по заявлению Нижнекамского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Андрееву А.А. о возложении обязанности заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год», расположенного по адресу: ..., с последующей государственной регистрацией обременения права собственности, возложении обязанности установить информационную надпись на объекте культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год» на русском и татарском языках, УСТАНОВИЛ: Нижнекамский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Министерства культуры Республики Татарстан по непринятию мер по оформлению охранного обязательства на архитектурный памятник 1910 года «Завод кожевенный», расположенный по адресу: ..., на русском и татарском языках, обязании Андреева А.А. и Министерство культуры Республики Татарстан совершить юридически значимые действия по оформлению охранного обязательства на архитектурный памятник 1910 года «Завод кожевенный», установить информационную надпись на объекте культурного наследия «Завод кожевенный» на русском и татарском языках. В обоснование заявления указано, что постановлением Кабинета Министров РТ от 28 января 1993года №39 в Список памятников истории и культуры республиканского значения внесен архитектурный памятник 1910 года «Завод кожевенный», расположенный в ... В нарушение требований законодательства об объектах культурного наследия информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия «Завод кожевенный», находящегося в собственности Андреева А.А., не установлены. Архитектурный памятник республиканского значения «Завод кожевенный» используется собственником без наличия охранного обязательства. ... прокурор подал уточненное заявление, в котором просил обязать Андреева А.А. заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия «Завод кожевенный 1910 год», расположенного по адресу: ..., с последующей государственной регистрацией обременения права собственности, а также обязать Андреева А.А. установить информационную надпись на объекте культурного наследия «Завод кожевенный 1910 год» на русском и татарском языках. ... прокурор подал уточненное заявление, в котором просил обязать Андреева А.А. заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год», расположенного по адресу: ..., с последующей государственной регистрацией обременения права собственности, а также обязать Андреева А.А. установить информационную надпись на объекте культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год» на русском и татарском языках. В суде прокурор на требованиях настаивал, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством Андреев А.А. несет обязательства по охране объекта культурного наследия. Андреев А.А. в суд не явился, его интересы представлял Коншин А.Г., который требования прокурора не признал, пояснил, что Андреев А.А. не является собственником объекта культурного наследия – Здания кожевенного завода 1910 года. В заявлении прокурора отсутствует требование признать шорный цех Зданием кожевенного завода. Представитель исполнительного комитета Шереметьевского сельского поселения Нижнекамского муниципального района РТ в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании ... представитель Шереметьевского комитета Шереметьевского сельского поселения Копанев А.Г. пояснял, что Завод шорных изделий раньше назывался Кожевенный завод. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан по доверенности Абрамова Н.А. суду пояснила, что в материалах регистрационного дела нет данных о том, что шорный цех является объектом культурного наследия. Представитель Министерства культуры Республики Татарстан в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. От представителя Афлятунова А.М. поступил отзыв, в котором он просит рассмотреть дело без участия представителя Министерства культуры РТ. Из отзыва Министерства культуры Республики Татарстан следует, что «Завод кожевенный», расположенный по адресу: ..., является объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения, согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997 года. Собственник объекта культурного наследия, несущий на себе бремя его содержания, обязан в силу Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» принять на себя обязательство по заключению охранного обязательства в отношении такого объекта. Только по заявлению собственника может быть заключено охранное обязательство. Обращений от Андреева А.А. о заключении охранного обязательства в Министерство культуры Республики Татарстан не поступало. Министерство культуры Республики Татарстан не уклоняется от заключения охранного обязательства и не может понудить собственника объекта культурного наследия заключить охранное обязательство. Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Согласно ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. 2. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. 3. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. 4. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения. В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Согласно п. 1 ст. 14 Закона Республики Татарстан от 01.04.2005 года № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» в Республике Татарстан в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом государственной охране подлежат объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, объекты, представляющие историко-культурную ценность, иные объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия. Согласно ст. 24 Закона Республики Татарстан от 01.04.2005 года № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об этих объектах. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения определяется соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан или органом местного самоуправления по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Государственный орган охраны памятников Республики Татарстан вправе осуществлять установку информационных надписей на объектах культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. В соответствии с п. 1.5. постановления Кабинета Министров РТ от 14.06.2007 года № 234 «Об утверждении Порядка установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения в РТ» информационные надписи и обозначения устанавливаются на объектах культурного наследия регионального значения собственником объекта культурного наследия (здания, сооружения) либо земельного участка (в отношении достопримечательного места) по согласованию с Министерством. В судебном заседании установлено, что ... Андреев А.А. по договору купли-продажи, заключенному с Ш., приобрел в собственность объект недвижимого имущества – Шорный цех, расположенный по адресу: .... ... за Андреевым А.А. зарегистрировано право собственности на Шорный цех. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 39 от 28 января 1993 года «О включении в Список памятников истории и культуры республиканского (Республика Татарстан) значения памятников истории и архитектурных сооружений г. Казани и районов Республики Татарстан, исключении из списка памятников истории и культуры памятников, утративших историческое значение, передаче на баланс Министерства культуры Республики Татарстан памятников истории и культуры» включены памятники истории и архитектурные сооружения г. Казани и районов Республики Татарстан в Список памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники республиканского значения, согласно приложениям № 1 и 2. В списке памятников архитектуры Республики Татарстан, подлежащих государственной охране как памятники республиканского (Республики Татарстан) значения указано Здание кожевенного завода, 1910 год, расположенный в селе .... Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23 июля 1997 года «О включении в государственные охранные реестры памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского значения объектов, исключенных из числа памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, дополнительно выявленных объектов, и передаче памятников истории и культуры в оперативное управление Министерства культуры Республики Татарстан» Кожевенный завод, 1910-1912 годов, включен в Государственный охранный реестр недвижимых памятников, подлежащих охране, как памятник республиканского значения. Из отзыва Министерства культуры Республики Татарстан следует, что «Завод кожевенный», расположенный по адресу: ..., является объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения, согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан ... от .... Прокурор представил суду составленный ... Научно-производственным управлением охраны, контроля, реставрации и использования памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Татарстан паспорт на Здание кожевенного завода. В разделе VI «Исторические сведения» указано, что существующее здание краснокирпичное, двухэтажное, в нем в настоящее время (на 1992 год) располагается фабрика шорных изделий. Корпус кожевенного завода предположительно построен в 1910-1912 годах на основе существовавшего здесь ремесленного, земского училища. Заводской корпус располагается на западной окраине села Шереметьево. В разделе VII имеется описание памятника, указано, что Здание кожевенного завода относится к памятникам промышленной культуры рубежа XIX-XX веков, в стиле эклектики «Кирпичный» стиль. Приложенные к паспорту Здания кожевенного завода фотографии, а также представленные участниками процесса документы позволяют сделать вывод о том, что находящийся в собственности Андреева А.А. объект недвижимого имущества – Шорный цех, расположенный по адресу: ..., является объектом культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год». Согласно п. 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. Как усматривается из материалов дела, в результате проведенной Нижнекамской городской прокуратурой проверки было установлено, что Андреев А.А. не заключил охранное обязательство на находящееся в его собственности здание, расположенное по адресу: ..., отнесенное к объектам культурного наследия регионального значения. Непринятие Андреевым А.А. мер по оформлению охранного обязательства собственника может привести к ненадлежащему использованию и охране объекта культурного наследия, необеспечению его сохранности. Также не установлены информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год». В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Допущенное Андреевым А.А. нарушение Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" затрагивает права и нарушает интересы неопределенного круга лиц - многонационального народа Российской Федерации в сфере доступа к культурным ценностям и обеспечения их сохранности, в том числе права, установленные ст. 44 Конституции РФ. При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявления Нижнекамского городского прокурора. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Нижнекамского городского прокурора – удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Андреева А.А. заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство на объект культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год», расположенный по адресу: .... Обязать индивидуального предпринимателя Андреева А.А. зарегистрировать в Едином государственном реестре прав обременение права собственности на объект культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год», расположенный по адресу: .... Обязать индивидуального предпринимателя Андреева А.А. установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год», расположенный по адресу: .... Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РТ в течение месяца со дня его принятия через Нижнекамский городской суд. Судья Нижнекамского городского суда Л.А.Садыкова