о взыскании невыплаченных денежных компенсаций



Дело № 2-2319\12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

21 июня 2012 года г. Нижнекамск

Нижнекамский городской суд РТ в составе председательствующего судьи Садыковой Л.А., при секретаре Сафиуллиной Г.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шарифуллина Д.Г. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании невыплаченных денежных компенсаций,

У С Т А Н О В И Л :

Шарифуллин Д.Г. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании невыплаченных денежных компенсаций.

В обоснование иска Шарифуллин Д.Г. указал, что в (дата) году принимал участие на работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. (дата) ему выдано удостоверение, подтверждающее право на получение компенсаций и льгот. Перед ним имеется задолженность по компенсации на приобретение продуктов питания в размере 109769 руб. 85 коп., по компенсации на оздоровление в размере 15419 руб. 21 коп.

Истец считает, что суммы компенсации подлежат индексации на основании Постановления Конституционного суда РФ № 11-П от 19.06.2002 года, Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14.12.2000 года, Постановления Правительства РФ № 326 от 25.05.2005 года, Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Истец просил взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в лице Управления социальной защиты в Нижнекамском муниципальном районе за счет средств федерального бюджета задолженность за период с (дата) по (дата) по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 109769 руб. 85 коп., по ежегодной компенсации на оздоровление в размере 15419 руб. 21 коп. Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в лице Управления социальной защиты в Нижнекамском муниципальном районе выплачивать, начиная с (дата), ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1693 руб. 53 коп., ежегодную материальную помощь на оздоровление в размере 2540 руб. 38 коп. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции с нарастающим итогом.

В судебном заседании Шарифуллин Д.Г. на требованиях настаивал по указанным в иске основаниям.

Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ по доверенности Шарифуллина Л.М. требования Шарифуллина Д.Г. не признала, пояснила, что Шарифуллину Д.Г. выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление с (дата) в следующих размерах: ежемесячные компенсационные выплаты на питание 445 руб. 72 коп., ежегодная компенсация на оздоровление 668 руб. 62 коп. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не является получателем средств федерального бюджета и не является ответчиком по делу.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст.13, 14, 39 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, гарантируется выплата компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного размера минимального размера оплаты труда и на оздоровление в размере четырехкратного размера минимального размера оплаты труда. Согласно указанного закона суммы выплат «чернобыльцам» подлежат ежегодной индексации пропорционально росту прожиточного минимума в целом по РФ.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате «чернобыльцам» соответствующих сумм возмещения вреда здоровью с учетом их ежегодной индексации исходя из роста прожиточного минимума в субъекте РФ.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 11.07.2011) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П установлено, что «принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2,19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы».

Указанным Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002 г. признаны не соответствующими Конституции РФ положения ч.3 ст.5 Закона о защите граждан, подвергшихся радиации (в ред. от 12.02.2001) и ч.3 ст.2 Федерального закона от 12.02.2001 «О внесении изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергавших воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда, исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивалось бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенных характер. До внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 35, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000 г., равного 1,581 (132:83,49), а с 01.01.2001г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 01.07.2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании ч.3 ст.5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ) и ст.1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст.3 названного Закона.

Согласно ст. 3 Федерального Закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат, установленные Законом о защите граждан, подвергшихся радиации, индексируются с 01.06.2002 г. исходя из уровня инфляции в порядке, определенном Правительством РФ, при этом установлено, что выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы производятся в течение 2005-2006-годов.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.05.2005г. № 326 «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм», ежемесячные денежные компенсации и ежемесячная денежная сумма индексируются за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12 и 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 годы Федеральными законами о федеральном бюджете.

В последующем индексы уровня инфляции менялись, соответствующими Постановлениями Правительства РФ были установлены следующие коэффициенты индексации: на 2005 год установлен 1,11; на 2006 год - 1,09; на 2007 год - 1,08; на 2008 год - 1,105; на 2009 год - 1,13; на 2010 год - 1,1; на 2011 год - 1,065 (Постановление Правительства РФ от 21.12.2010 N 1079).

Судом установлено, что истцу Шарифуллину Д.Г. как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с (дата) по (дата) выплачена компенсация на приобретение продовольственных товаров на общую сумму 1800 рублей: в (дата) 1000 рублей, в (дата) года – 200 рублей, в (дата) года – (дата) рублей, в (дата) года – 200 рублей, в (дата) года – 200 рублей, также в (дата) года выплачена материальная помощь за (дата) в размере 300 рублей.

В (дата) истцу произведена выплата денежной компенсации за продукты питания: в (дата) – 333,96 рублей, в (дата) – 166,98 рублей, в (дата) – 333,96 рублей, в (дата) – 333,96 рублей, в (дата) – 166,98 рублей, в (дата)(дата) рублей, в (дата)(дата) рублей.

В (дата): в (дата) – 200 рублей, в (дата) – 200 рублей, в (дата) с (дата) по (дата) за каждый месяц в отдельности по 200 рублей.

Из ответа Управления социальной защиты Министерства труда, занятости, социальной защиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе усматривается, что Шарифуллину Д.Г. выплачена ежемесячная компенсация на питание: с (дата) по (дата) – по 200 рублей ежемесячно, с (дата) по (дата) – по 237,6 рублей ежемесячно, выплачена индексация за (дата) – 141,94 рублей, с (дата) по (дата) – по 262,57 рублей ежемесячно, выплачена компенсация за (дата) – 70,40 рублей, с (дата) по (дата) – по 287,47 рублей ежемесячно, выплачена компенсация за (дата) - 69,72 рублей, с (дата) по (дата) – по 317,65 рублей ежемесячно, с (дата) по (дата) – по 358,94 рублей ежемесячно, с (дата) по (дата) – по 394,83 рублей ежемесячно, с (дата) по (дата) – по 420,490 рублей ежемесячно. Также выплачена ежегодная компенсация на оздоровление: в (дата) – 300 рублей, в (дата) – 356 рублей и 30 рублей индексация за (дата); в (дата) – 356,40 рублей и 30 рублей индексация за (дата); в (дата) – 393,86 рублей и 6,60 рублей индексация за (дата); в (дата) – 439,92 рублей, в (дата) – 476,49 рублей, в (дата) – 538,43 рублей, в (дата) – 592,27 рублей, в (дата) году – 630,77 рублей.

Ежемесячная компенсация на питание подлежит индексации с нарастающим итогом с применением следующих коэффициентов:

- с (дата) по (дата) год -1,581 с учетом роста МРОТ (132/83,49=1,581);

- (дата) по (дата) год - 1,515 с учетом роста МРОТ (200/132= 1,515);

- (дата) по (дата) год - 1,258 с учетом роста прожиточного минимума (1144,25/909,33=1,258);

- (дата) по (дата) год - 1,204 с учетом роста прожиточного минимума (1378,75/1144,25-1,204);

- (дата) по (дата) -1,12 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- (дата) по (дата) -1,12 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- (дата) по (дата) - 1,1 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- (дата) по (дата) - 1,11 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- (дата) по (дата) - 1,09 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- (дата) по (дата) - 1,08 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- (дата) по (дата) -1,105 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- (дата) по (дата) - 1,13 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- (дата) по (дата) - 1,1 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- (дата) по (дата) – 1,065 - с учетом индекса роста уровня инфляции;

- в (дата) - 1,06 - с учетом индекса роста уровня инфляции.

Расчет размера ежемесячной компенсации на питание с учетом индексации составит:

- (дата)- 166,98*1,581=263,99 руб.

-(дата) - 263,99* 1,515=399,94 руб.

-(дата) - 399,94*1,258= 503,12 руб.

- (дата) - 503,12* 1,204= 605,76 руб.

- (дата) - 605.76*1,12= 678,45 руб.

- (дата) - 678,45*1,12= 759,86 руб.

- (дата)- 759,86*1,1= 835,85 руб.

- (дата) 835,85*1,11=927,79 руб.

- (дата)- 927,79*1,09=1011,30 руб.

- (дата)- 1011,30*1,08=1092,20 руб.

- (дата)- 1092,20*1,105=1206,88 руб.

- (дата)-1206,88* 1,13=1363,78 руб.

- (дата)-1363,78*1,1=1500,16 руб.

- (дата)-1500,16*1,065= 1597,67 руб.

- (дата)-1597,67* 1,06= 1693,53 руб.

Расчет недополученных сумм компенсации на питание составляет:

Период

Фактически

Следовало

расчет

расчета

получено

Получить

(дата)

2003,76

2585,82

166,98*6+263,99*6

(дата)

1400,00

5934,26

399,94*1+503,12*11

(дата)

800,00

7705,26

605,76*6+678,45*6

(дата)

2000,00

9118,32

759,86*12

(дата)

2400,0+141,94

10030,20

835,85*12

(дата)

2851,20+70,40

11133,48

927,79*12

(дата)

3150,84

12135,60

1011,30*12

(дата)

3449,64+69,72

13106,40

1092,20*12

(дата)

3811,80

14482,56

1206,88*12

(дата)

4307,28

16365,36

1363,78*12

(дата)

4737,96

18001,92

1500,16*12

(дата)

5045,88

19172,04

1597,67*12

(дата)

2228,60

8467,65

1693,53*5

Итого

38469,02

148238,87

Разница ежемесячной компенсации на приобретение продуктов питания за период с (дата) по (дата) составляет:

148238,87-38469,02=109769,85 рублей.

Расчет размера ежегодной компенсации на оздоровление с учетом индексации составит:

- с (дата) -250,47* 1,581 =395,99 руб.

- (дата) -395,99* 1,515* 1,258=754,71 руб.

- (дата) - 754,71* 1,204*1,12= 1017,71 руб.

- (дата) - 1017,71*1,12= 1139,84 руб.

- 01.012004 - 1139,84*1,1= 1253,82 руб.

- (дата) - 1253,82*1,11= 1391,74 руб.

- (дата) -1391,74* 1,09= 1517,00 руб.

- (дата) - 1517,00*1,08=1638,36 руб.

- (дата) - 1638,36 *1,105=1810,39 руб.

- (дата) - 1810,39 * 1,13=2045,74 руб.

- (дата) -2045,74 * 1,1 =2250,31 руб.

- (дата) -2250,31 * 1,065= 2396,58 руб.

- (дата) -2396.58*1.06= 2540,38

Расчет недополученной суммы ежегодной компенсации на оздоровление:

Период

Фактически

Следовало

расчета

получено

Получить

(дата)

0

395,99

(дата)

0

754,71

(дата)

300,00

1017,71

(дата)

0

1139,84

(дата)

300,00

1253,82

(дата)

386,40

1391,74

(дата)

400,46

1517,00

(дата)

439,92

1638,36

(дата)

476,49

1810,39

(дата)

538,43

2045,74

(дата)

592,27

2250,31

(дата)

630,77

2396,58

(дата)

668,62

2540,38

Итого

4733,36

20152,57

Разница ежегодной компенсации на оздоровление за период с (дата) по (дата) составляет 20152,57-4733,36= 15419,21 рублей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от (дата) N 542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" - финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации (п. 2 Правил), Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства" (п. 3); "территориальные органы Федерального казначейства в установленном порядке осуществляют перечисление средств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, на счета, открытые гражданами в кредитных организациях, или в организации федеральной почтовой связи" (п. 4).

Судом установлено, в настоящее время в силу сложившегося порядка и правовой неопределенности органы социальной защиты населения рассматривают заявления граждан о выплате компенсаций и о предоставлении льгот, направляют бюджетную заявку, в соответствии с которой за счет средств казны Российской Федерации из Министерства финансов РФ денежные средства выделяются главному распорядителю бюджетных средств (Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ и далее территориальному органу в г.Нижнекамске), который деньги конкретным гражданам перечисляет по почте.

Таким образом, требования истца Шарифуллина Д.Г. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Шарифуллина Д.Г. – удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в лице Управления социальной защиты в Нижнекамском муниципальном районе за счет средств федерального бюджета задолженность за период с (дата) по (дата) по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 109769 рублей 85 копеек, по ежегодной компенсации на оздоровление в размере 15419 рублей 21 копейку.

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в лице Управления социальной защиты в Нижнекамском муниципальном районе выплачивать Шарифуллину Д.Г., начиная с (дата), ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1693 рубля 53 копейки, ежегодную материальную помощь на оздоровление в размере 2540 рублей 38 копеек с последующей индексацией исходя из уровня инфляции с нарастающим итогом.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РТ в течение месяца со дня его принятия через Нижнекамский городской суд.

Судья Нижнекамского

городского суда Л.А.Садыкова