исковое заявление о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении периодов в льготный стаж и назначении пенсии



Дело № 2-1904/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2012 года

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фатхрахмановой З.Р. при секретаре ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мингазовой ФИО8 к Управлению Пенсионного фонда России в Нижнекамском районе и гор. Нижнекамске о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным

установил:

Истец Мингазова Р.Г. обратилась к Управлению Пенсионного фонда России в Нижнекамском районе и гор. Нижнекамске о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В обоснование исковых требований Мингазовой Р.Г. указано, что Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и гор. Нижнекамск РТ № ... от ... ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности 25 лет. Исключены из стажа следующие периоды работы: отпуска по уходу за ребенком с 30 октября 1992 года по 10 мая 1994 года; периоды ученических отпусков с 06 января 2008 года по 04 февраля 2008 года, с 31 марта 2008 года по 31 мая 2008 года за время работы в должности ... в «... ...». Считает данное решение о не включении указанных периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии незаконным, так как ею выработан необходимый стаж в 25 лет для назначения досрочной трудовой пенсии.

В ходе судебного заседания Мингазова Р.Г. пояснила, что ... года у нее родилась двойня - два сына. Один из сыновей умер .... Период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком начался с 30 октября 1992 по 10 мая 1994 года Хотя декретный отпуск и имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Тем не менее, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Исходя из смысла приведенных выше нормативных актов период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года. Ее право на отпуск по уходу за ребенком возникло с момента рождения детей с 05 июня 1992 года, период с 30 октября 1992 года по 10 мая 1994 года подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Также неправомерен отказ Пенсионного фонда в части не включения в специальный стаж периодов нахождения в ученических отпусках в силу статьи 173 Трудового кодекса РФ, согласно которой работникам, поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых по заочной и очно- заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца. В период нахождения в ученических отпусках с 06 января 2008 года по 04 февраля 2008 года и с 31 марта 2008 года по 31 мая 2008 года за нею сохранялось рабочее место работы, начислялась заработная плата из расчета среднего заработка и соответственно производились все необходимые отчисления.

Просила признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске по РТ ... от ... об отказе в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального недействительным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и Нижнекамске по РТ включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (детьми) с 30 октября 1992 года по 10 мая 1994 года, а также периоды нахождения в ученических отпусках с 06 января 2008 года по 04 февраля 2008 года и с 31 марта 2008 года по 31 мая 2008 года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и Нижнекамске по РТ назначить досрочную пенсию по возрасту с момента обращения, с 21 декабря 2011 года.

Представитель Управления Пенсионного Фонда в Нижнекамском районе и гор. Нижнекамске, по доверенности ФИО6 с исковыми требованиями Мингазовой Р.Г. не согласилась. В обоснование своих возражений указала, что периоды отпуска по уходу за ребенком с 30.10.1992 г. по 10.05.1994 года не могут быть включены в специальный стаж т.к. разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 года включение в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, только до 06.10.1992г. Правилами, утвержденными Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 норма включении в стаж на соответствующих видах работ времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком не предусмотрена. В специальный стаж не включается также периоды ученического отпуска с ... по 04.02.2008 г. и с 31.03.2008 г. по 31.05.2008 года за время работы в должности учителя начальных классов в «Средней общеобразовательной школе №31». Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, не предусмотрено включение в специальный стаж учебного отпуска.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Мингазовой Р.Г. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из п. 7 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе.. . при назначении государственных пенсий.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 года «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» - с 01 декабря 1989 года была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР» в статью 167 ТК РФ были внесены изменения, согласно которых отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Изменения в соответствующую статью вступили в силу с 06.10.1992 года.

Доводы Мингазовой Р.Г. о том, что ее право на отпуск по уходу за ребенком возникло с 5 июня 1992 года, с момента рождения детей, у нее были трудные роды, поэтому отпуск по беременности и родам был продлен, не может быть положен в основу решения суда. Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом-акушером-гинекологом, а при его отсутствии - врачом, ведущим общий прием. Выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности на срок 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов), а при многоплодной беременности - с 28 недели беременности общей продолжительностью дородового и послеродового отпусков 180 дней. В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах женщине в связи с тяжелыми и осложненными родами работодатель обязан предоставить послеродовый отпуск продолжительностью 86, а при рождении двух и более детей - 110 календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно, поэтому предоставляется женщине полностью, независимо от числа фактически использованных женщиной дней до родов. Отпуск по уходу за ребенком был оформлен Мингазовой Р.Г. с 30 октября 1992 года, с момента родов до оформления отпуска прошло более 110 дней. (л.д.37). Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам включается в стаж, который дает право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в соответствии с Законом о трудовых пенсиях в стаж, дающий право на получение пенсии. Отпуск по беременности и родам Управлением УПФР гор. Нижнекамска, включен в специальный стаж.

Разрешая вопрос о праве женщины на зачет в страховой стаж, а также в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периода нахождения до 6 октября 1992 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, судам следует учитывать следующее. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Поскольку период отпуска Мингазовой Р.Г. по уходу за ребенком имел место после 06.10.1992 года (отпуск начался 30.10.1992 года по 10.05.1994 года), Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, к данным правоотношениям не подлежат применению.

Из материалов дела усматривается, что Решением Управления ПФР в Нижнекамском районе и гор. Нижнекамске от ... в специальный стаж работы Мингазовой Р.Г. включены периоды работы с 15.08.1986 года по 09.09.1986 года ... в ... ...», с 10.09.1986 года по 01.09.1987 года ... в ... ..., с 02.09.1987 года по 15.08.1994 года ... в ... ... ... ..., с 16.08.1997 года по 27.08.1997 года ... ... ...», с 28.08.1997 года по 05.09.1998 года ..., с 05.09.1998 года по 30.11.2011 года ..., всего включено в специальный стаж 23 года 6 месяцев 7 дней (л.д. 8).

Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которыми урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В спорные периоды Мингазовой Р.Г. по месту работы предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается приказами о предоставлении ученических отпусков. Согласно пункта 21 Рекомендации Международной организации труда от 24.06.1974 N 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. В соответствии с пунктом 4 ныне действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего времени, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Исследовав в совокупности установленные по делу обстоятельства и нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что ученические отпуска являются разновидностью дополнительных отпусков и, следовательно, подлежат включению в специальный стаж для получения досрочного пенсионного обеспечения.

Таким образом, периоды нахождения истицы Мингазовой Р.Г. в ученических отпусках с 06 января 2008 года по 04 февраля 2008 года, с 31 марта 2008 года по 31 мая 2008 года, составляющие в общей сложности 90 дней, подлежат включению в специальный стаж Мингазовой Р.Г.

Исследовав предоставленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что при включении в специальный стаж периодов нахождения в ученических отпусках, в общей сложности 90 дней, специальный стаж Мингазовой Р.Г. будет составлять 23 года 9 месяцев 7 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мингазовой ФИО9 к Управлению Пенсионного фонда России в Нижнекамском районе и гор. Нижнекамске о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным удовлетворить частично.

Включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды нахождения Мингазовой ФИО10 в ученических отпусках с 06 января 2008 года по 04 февраля 2008 года, с 31 марта 2008 года по 31 мая 2008 года.

В остальной части исковых требований требований Мингазовой ФИО11 к Управлению Пенсионного фонда России в Нижнекамском районе и гор. Нижнекамске отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через Нижнекамский городской суд РТ.

Судья - Фатхрахманова З.Р.