По делу № 2-5618\10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 января 2011 года г. Нижнекамск РТ Нижнекамский городской суд Республики Татарстан РФ в составе: председательствующего судьи Фахрутдинова И.И., при секретаре Мокеевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасаншина Ш.А. к Исполнительному комитету г. Нижнекамска о признании незаконным отказ в постановке на учет для улучшения жилищных условий, и обязать поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. УСТАНОВИЛ: Хасаншин Ш.А. обратился в суд с исковым заявлением к Исполнительному комитету г. Нижнекамска о признании незаконным отказ в постановке на учет для улучшения жилищных условий, и обязать поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Из содержания искового заявления следует, что истец является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом 2-й группы вследствие ранения полученного на фронте. Живет в ... квартире общей площадью .... Квартира приватизирована ... истцом и его женой .... С ними проживают их сын, ... и его жена ... Так как истец и его жена, не могут обойтись без посторонней помощи, ... истец по совету соседей и нотариуса, заключил с сыном и его женой договор ренты на условиях пожизненного содержания с иждивением. На каждого из проживающих в их квартире приходится менее 12 кв.м общей жилой площади и в соответствии с указом Президента РФ №714 от 7 мая 2008г. «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г. с последующими изменениями и дополнениями, истец имеет право на жильё общей площадью 36 кв.м. Истец обратился в Исполнительный комитет г.Нижнекамска РТ, где подтвердили его право на улучшение жилищных условий, и что он имеет право на жильё общей площадью 36 кв.м. Истец собрал все необходимые документы и с заявление об улучшении своих жилищных условий, обратился в отдел жилищной политики исполнительного комитета г.Нижнекамска. В ноябре 2010г. истец получил ответ из Исполнительного комитета г.Нижнекамска РТ за исх.... от ..., в котором начальник отдела жилищной политики известил его об отказе в удовлетворении моего заявления. В обосновании отказа имеется ссылка на ст.53 Жилищного кодекса РФ, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, вселив сына с его женой в квартиру. При этом, начальник отдела жилищной политики, отказался принимать во внимание, что сын с женой прописались за два года до издания указа, и поэтому у него не могло быть намерения ухудшить свои жилищные условия. В обоснование своего решения начальник отдела жилищной политики приводит нормы в 15 кв.м общей площади жилой площади на одного члена семьи, хотя в Указе Президента РФ №714 указана минимальная общая площадь на одного ветерана в 36 кв.м. При таких обстоятельствах, на основании Указа Президента РФ от 7.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 9.01.2010г.), истец просит признать незаконным отказ в постановке на учет для улучшения жилищных условий. Истец на судебное заседание не явился, его интересы по доверенности представлял Хасаншин В.Ш. и по ордеру адвокат Петров Н.А. В ходе судебного заседания представители истца поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям, дополнив при этом, что просят обязать Исполнительный комитет г. Нижнекамска поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика исковые требования истца не признала, указав, что истец, заключив со своим сыном договор ренты на условиях пожизненного содержания, и вселив его вместе с женой в квартиру, намеренно ухудшил свои жилищные условия, что сделано с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В связи с этим, представитель ответчика просит отказать истцу в удовлетворении его требований. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к убеждению, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, судом установлено, что истец является ветераном - участником Великой Отечественной войны и инвалидом 2-й группы, что подтверждается удостоверениями ..., и .... Согласно выданного истцу удостоверения ..., он пользуется льготами, предусмотренными ст. 14 ФЗ «О ветеранах» Согласно договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ... истцу и его супруге ... передано в совместную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: РТ, ..., общей площадью .... ... истцом и его женой с одной стороны, и ... с другой стороны, заключен договор ренты на условиях пожизненного содержания с иждивением. В соответствии с условиями договора истец и его жена передали в собственность ..., принадлежащую им квартиру, расположенную в по .... В свою очередь ... обязался осуществлять пожизненное содержание истца и его жены. Указанный договор зарегистрирован в УФРС .... Из свидетельства о государственной регистрации права от ... следует, что за ... зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: РТ, .... В соответствии с выпиской из домовой книги от ... в вышеуказанной квартире зарегистрированы: ... ...; ... – ... жена ...; ... – истец и его жена – ... Из вышеуказанного следует, что в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы и проживают 4 граждан. Соответственно на каждого проживающего приходится 11,75 кв.м. Истец в марте 2010 года обратился с письменным заявлением в Исполнительный комитет г. Нижнекамска о постановке на учет для улучшения жилищных условий. Из ответа начальника отдела жилищной политики Исполнительного комитета г. Нижнекамска от ... следует, что истцу отказано в постановке на учет, в связи с тем, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия. Между тем, вышеуказанный отказ является неправомерным по следующим основаниям. Так, в соответствии с п.4 частью первой ст. 14 ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ) инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Ранее, до внесения изменений в п.4 части первой ст. 14 ФЗ «О ветеранах» от 21.12.2009 N 327-ФЗ, обязательным условием обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являлось нахождение их на учете до 1 марта 2005 года. Также, 07.05.2008 года Президентом РФ издан Указ №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 г.» В соответствии с п. 1 данного Указа считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Указом Президента РФ №30 от 09.01.2010 года в Указ Президента РФ Указ №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 г.» внесены изменения, исключив из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005 г.". Данный Указ вступил в законную силу со дня его подписания – 09.01.2010 года. Со дня издания указа Президента РФ №714, у инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указанных в п.4 части первой ст. 14 ФЗ «О ветеранах» возникло право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, вне зависимости от времени постановки на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий. Согласно части первой ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно части 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов; 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: (в ред. Федерального закона от ... N 135-ФЗ) инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) Согласно п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии с Решением Совета Нижнекамского муниципального района №55 от 28.11.2006 года с изменениями, внесенными Решением Совета Нижнекамского муниципального района №21 от 23.04.2008 года, учетная норма площади жилого помещения в г. Нижнекамске, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещения составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Как указано выше, истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РТ, .... На одного члена семьи приходится 11, 75 кв.м. На основании изложенного и в силу положений ст. 50, 51 ЖК РФ, решения Совета Нижнекамского муниципального района ... от ... с изменениями, внесенными Решением Совета Нижнекамского муниципального района ... от ... истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, и подлежит постановке на учет. Довод представителя истца о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, является необоснованным. Так, как указано выше, право истца на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, возникло на основании Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 с изменениями от 09.01.2010 года, а также на основании изменений, внесенных 21.12.2009 N 327-ФЗ в п. 4 части первой ст. 14 ФЗ «О ветеранах». В свою очередь, договор ренты на условиях пожизненного содержания с иждивением между истцом и ... заключен 12.12.2006 года, то есть задолго до издания Указа Президента РФ №714 и внесения изменений в ФЗ «О ветеранах». Соответственно, указанные действия истца по заключению договора, не могут свидетельствовать о его намерении ухудшить свои жилищные условия с целью постановки на учет. В части регистрации по месту жительства истца гражданки ..., судом установлено, что она является сожительницей – гражданской женой ... Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ..., ... является собственником квартиры, в которой проживает истец Хасаншин Ш.А. В силу ст. 30 ЖК РФ ..., как собственник вышеуказанного жилого помещения вправе предоставить в его в пользование гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании. Также в соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. 2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Судом установлено, что ... была вселена в вышеуказанную квартиру ... в качестве члена своей семьи, и имеет право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником. Вышеуказанные обстоятельства, прямо указывают на то, что истец намеренно не ухудшал свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Соответственно отказ Исполнительного комитета г. Нижнекамска в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении своих жилищных условий, является необоснованным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Хасаншина Ш.А. к Исполнительному комитету г. Нижнекамска о признании незаконным отказ в постановке на учет для улучшения жилищных условий, и обязать поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – удовлетворить. Признать незаконным отказ Исполнительного комитета г. Нижнекамска в постановке Хасаншина Ш.А. на учет для улучшения жилищных условий. Обязать Исполнительный комитет г. Нижнекамска поставить Хасаншина Ш.А., ... г.р. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Нижнекамский городской суд РТ. Судья Нижнекамского городского суда РТ Фахрутдинов И.И