о понуждении совершить юридические действия



Дело № 2-1091/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2012 года Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.М. Галиевой, при секретаре Л.А. Селиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнекамского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Бочкаревой Н.К. о понуждении Бочкаревой Н.К. к заключению с Главным Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранного свидетельства в отношении объекта культурного наследия «Дом купца Тикунова И.В.» и понуждении к установлению информационной надписи на этом объекте,

УСТАНОВИЛ:

Нижнекамский городской прокурор обратился в городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Бочкаревой Н.К. и Министерству культуры Республики Татарстан о:

- признании незаконным бездействия Министерства культуры по непринятию мер по оформлению охранного обязательства на архитектурный памятник конца 19 века «Дом купца В.И.Тикунова», расположенного по адресу: "адрес скрыт";

- понуждении Бочкаревой Н.К. и Министерства культуры РТ совершить юридически значимые действия по оформлению охранного свидетельства на архитектурный памятник конца 19 века «Дом купца В.И.Тикунова»;

- понуждении Бочкаревой Н.К. установить информационную надпись на объекте культурного наследия «Дом купца В.И.Тикунова» на русском и татарском языках, ссылаясь на следующее.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 января 1993 года № 39 в Список памятников истории и культуры республиканского значения внесен вышеназванный дом.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с этим Федеральным законом.

В силу действующего законодательства при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном свидетельстве собственника культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению, требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Помимо этого, на собственника объекта культурного наследия возлагается обязанность по установке информационных надписей и обозначений.

Затем, Нижнекамский городской прокурор исковые требования уточнил следующим образом: просит обязать собственника объекта культурного наследия «Дом купца Тикунова И.В.» Бочкареву Н.К. заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия, расположенного по адресу: "адрес скрыт", а также обязать Бочкареву Н.К. установить информационную надпись на объекте культурного наследия «Дом купца Тикунова В.И.» на русском и татарском языках, указывая следующее.

Согласно паспорту основными особенностями данного объекта культурного наследия являются: ... жилой дом; на улицу выходит короткий фасад в четыре оконных проема; боковой фасад в пять проемов; все проемы имеют прямоугольную форму с профильной кладкой перемычки фигурным кирпичом в кладке наличников.

Представитель Бочкаревой Н.К. иск не признал, пояснив следующее.

При приобретении дома в "дата скрыта" Бочкаревой Н.К., он не был отнесен к памятнику культуры. Таких данных не имеется и на настоящее время. Дом был в разрушенном состоянии, сейчас он отремонтирован, следовательно, первоначальный облик дома изменен. Дом купца Тикунова И.В. конца 19- начала 20 в.в. и дом купца Тикунова В.П., конца 19 –нач. 20 вв. внесены в государственный реестр недвижимых памятников градостроительства и архитектуры республиканского значения. Как установлено, в судебном заседании в "адрес скрыт" имеется пять домов купца Тикунова. Однако, отсутствуют доказательства того, что именно дом, приобретенный Бочкаревой Н.К., расположенный по адресу: "адрес скрыт", внесен в этот реестр.

Представители третьих лиц: Министерства культуры РТ и исполкома Шеремтьевского сельского поселения Нижнекамского муниципального района РТ не явились, извещены, в письменных отзывах ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствии.

Выслушав объяснения сторон, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2001 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Из статьи 6 названного Федерального закона следует, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 17 Федерального закона от 25 июня 2001 года № 73-ФЗ для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в Правительство Российской Федерации (в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 настоящего Федерального закона) либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный законом данного субъекта Российской Федерации: заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр; заключение государственной историко-культурной экспертизы; сведения о наименовании объекта; сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события; сведения о местонахождении объекта; сведения о категории историко-культурного значения объекта; сведения о виде объекта; описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны); описание границ территории объекта; фотографическое изображение объекта; сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия; сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

Статьей 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что

4. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия или пользователю им о дате поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в течение семи дней.

5. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном пунктом 9 настоящей статьи, о решении Правительства Российской Федерации о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр - в течение тридцати дней со дня принятия решения указанными органами государственной власти.

Согласно статье 21 Федерального закона от 25 июня 2001 года № 73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

1. На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

3. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Приказом от 07 августа 2009 года № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения» предусмотрено следующее.

8. Росохранкультура или региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет (вручает) уведомление о необходимости установки на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений собственнику (пользователю) указанного объекта или лицу, уполномоченному представлять его по доверенности либо осуществляющему доверительное управление или пользование объектом культурного наследия по договору с его собственником (пользователем) (далее - доверенное лицо).

В случае если объект культурного наследия находится в общей собственности, уведомление о необходимости установки на него информационных надписей и обозначений направляется (вручается) всем известным органу охраны объектов культурного наследия участникам долевой или совместной собственности либо их доверенным лицам или товариществу собственников жилья.

9. Вместе с уведомлением Росохранкультура или региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет (вручает) письменное задание на установку информационных надписей и обозначений, в котором указываются конкретные требования к их количеству, составу, форме, содержанию, месту и способу установки, в том числе способу крепления (нанесения).

Органы охраны объектов культурного наследия осуществляют учет направленных (врученных) уведомлений и заданий и хранение их копий в порядке, установленном правилами организации документооборота.

10. Собственник (пользователь) объекта культурного наследия или его доверенное лицо вправе по собственной инициативе обратиться в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия для получения письменного задания на установку информационных надписей и обозначений.

Установлено следующее.

В соответствии с договором купли-продажи от "дата скрыта" (л.д.номер скрыт) Кутдусов Б.Ф., действующий по доверенности за Леушину Л.Г., продал, а Бочкарева Н.К. купила жилой дом, находящийся по адресу: "адрес скрыт", и земельный участок, на котором расположен этот дом. Договор купли-продажи, переход права собственности зарегистрирован в предусмотренном законом порядке и Бочкаревой Н.К. вручено свидетельство о государственной регистрации права от "дата скрыта" (л.д.номер скрыт).

Нижнекамский городской прокурор указывает, что приобретенный Бочкаревой Н.К. дом включен в государственный охранный реестр недвижимых памятников градостроительства и архитектуры республиканского значения, что отражено в приложении № 2 к Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 июля 1997 года № 599.

Действительно, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 июля 1997 года № 559 «О включении в государственные реестры памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского значения объектов, исключенных из числа памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, дополнительно выявленных объектов, и передаче памятников истории и культуры в оперативное управление Министерства культуры Республики Татарстан» в государственный охранный реестр недвижимых памятников градостроительства и архитектуры республиканского значения включены: «Дом купца Тикунова В.П.», кон.19 –нач.20 вв.», и «Дом купца Тикунова И.В.» конца 19-нач.20 вв., расположенные в "адрес скрыт".

В схеме территориального планирования Нижнекамского муниципального района РТ (схеме размещения объектов историко-культурного наследия) под номером номер скрыт значится дом купца В.И. Тикунова, кон.19-нач.20 вв..

В ходе судебного заседания установлено, что в с"адрес скрыт" фактически имеется пять домов купца (купцов) Тикуновых. Доказательства того, какие из этих домов были включены в вышеуказанный государственный реестр, истцом суду не представлены.

В представленном истцом паспорте наименование памятника «Дом Тикунова И.В. (обозначен под вопросом), место нахождения его определено: "адрес скрыт", приведено описание дома.

Как установлено в ходе судебного заседания, дом, приобретенный Бочкаревой Н.К., был в разрушенном состоянии, ею этот дом отремонтирован и, соответственно, изменен облик дома. Поэтому, по имеющимся в материалах дела документам невозможно сделать вывод о том, что дом, приобретенный Бочкаревой Н.К., включен в государственный охранный реестр недвижимых памятников градостроительства и архитектуры республиканского значения. Доказательства, подтверждающие предъявленные к Бочкаревой Н.К. требования, Нижнекамским городским прокурором суду не представлены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения на ответчика Бочкареву Н.К. обязательств, указанных Нижнекамским городским прокурором в предъявленном им к Бочкаревой Н.К. заявлении, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Нижнекамскому городскому прокурору в удовлетворении иска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Бочкаревой Н.К. о понуждении к заключению с Главным Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранного свидетельства в отношении объекта культурного наследия «Дом купца Тикунова И.В.» и понуждении к установлению информационной надписи на этом объекте отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение месяца через Нижнекамский городской суд.

Судья А.М. Галиева