О признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным



Дело № 2-3479/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2012 года

Нижнекамский городской суд в составе председательствующего судьи Фатхрахмановой З.Р., при секретаре ФИО9 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силаева ФИО14 к Управлению Пенсионного Фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным

установил:

Истец Силаев В.Б. обратился с заявлением о признании отказа УПФР в назначении досрочной пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и обязательстве назначить пенсию с момента обращения.

В обоснование заявленных требований указано, что Решением начальника управления ПФ в назначении досрочной трудовой пенсии отказано. В специальный стаж не включены период работы с ... по ... в должности ... ... средней общеобразовательной школы ..., период прохождения военной службы с ... по ..., период учебы в Казанском государственном Университете им. В.И. Ульянова-Ленина с ... по ... год. Считает данный отказ незаконным. В период работы в должности ... в ... средней образовательной школе ... с ... по ... год действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. Согласно пункту 2 которого учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Данное Положение действовало также и в период, когда он служил в армии с ... года по ... год, пунктом 1 которого усматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР В момент обращения в УПФР он выработал не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, считает, что период работы в должности ... и период службы в и подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Просил признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске в назначении трудовой пенсии незаконным. Обязать ответчика назначить трудовую пенсию с ... с включением в специальный стаж периода работы в должности ... с ... по ..., периода прохождения военной службы с ... по ..., а также периода учебы в Казанском государственном университете им. В.И. Ульянова- Ленина с ... по ... год.

Представитель УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ, по доверенности ФИО11 иск не признала. В обоснование своих возражений указала, что решение вынесено обосновано, у Силаева В.Б. не возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как недостаточно стажа на соответствующих видах работы. Поскольку период работы с ... по ... год в должности ... ... средней общеобразовательной школы ...», т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение труд лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ 29.10.2002 года наименование должности «...» не предусмотрено. Период прохождения военной службы с ... по ... год также не подлежит включению, так как Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, постановлением I 29.10.2002 г. № 781, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 516, не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работы периодов военной службы. Определение права на досрочную трудовую пенсию с учетом норм Постановления 17.12.1959 года №1397, позволяющего засчитывать службу в составе Вооруженных Сил в стаж на соответствующих видах работ при условии выработки 2/3 (16 лет 8 месяцев) специального стажа на 01.10.1993 года в данном случае нецелесообразно, поскольку приказ Минздравссоцразвития № 278 установлении тождества наименований учреждений «школа-лицей» и «лицей» издан 15.04.2005 года, следовательно, при включении в специальный стаж периода работы в школе-лицее на соответствующих видах работ осуществляется только с применением Списка должностей учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных Силаевым В.Б. требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 28 п. 10 Федерального Закона от ... ... «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона (женщинам - 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. По смыслу статей 27, 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями право на назначение досрочной пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно, статья 28 п.10 предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при стаже педагогической деятельности не менее 25 лет.

Из материалов дела усматривается, что с ... по ... год ФИО4 В.Б. работал в должности учителя истории средней школы ... ..., с ... по 29.12. 1997 года учителем истории средней общеобразовательной школы ..., школы лицея ... ...; с ... по ... в должности учителя истории средней общеобразовательной школы ... .... Решением Управления пенсионного фонда ему засчитан специальный стаж, составляющий 23 года 5 месяцев 17 дней (л.д.5). Согласно военному билету ГЖ ... ФИО4 В.Б. проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР с ... по ... ( л.д.12).

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, о необходимости включения Силаеву В.Б. период прохождения военной службы с ... по..., так как действовавшее в период службы законодательство не запрещало включать его в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. На момент прохождения Силаевым службы действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, в то время как дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения. Подпункт "г" п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397), предусматривал, что работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом необходимо было, чтобы не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам право на получение пенсии за выслугу лет (п. 4 Положения). Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения ФИО5 военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет

Принимая во внимание, что на момент обращения Силаев В.Б. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, поэтому период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Исследовав материалы дела, суд оснований для включения в специальный стаж работы периода работы с ... по ... год в должности ... ... средней общеобразовательной школы ... не находит. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 должность ... не указана. Данная должность была предусмотрена Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. п. 2, 4 которого учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж при выполнении определенного условия - если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях, организациях и в должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Должность старшей пионервожатой поименована и в более позднем Приказе Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 года N 24 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения", из которого также следует, что старший пионервожатый относился к педагогическим работникам. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, предусмотрено самостоятельное наименование должности "вожатый" (20343), однако, в названные Списки данная должность включена не была. До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятия указанных выше Списка и Правил вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) регулировались Законом РФ от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463. Ни один из указанных выше нормативных актов не предусматривал возможность включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы в должности пионервожатого. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, согласно которому работа в спорной должности включалась в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953 не подлежит применению на территории Российской Федерации с 1.10.1993 г.

Таким образом, исследовав материалы дела в совокупности с пояснениями участников процесса, суд считает необходимым засчитать в специальный стаж, в связи с педагогической деятельностью период прохождения военной службы с ... по ..., обязав УПФ РФ назначить пенсию с момента обращения. Решением УПФР Силаеву ФИО15 в специальный стаж включено 23 года 5 месяцев 17 дней. При включении спорного периода будет достаточно специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Выводы суда подтверждаются материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Силаева ФИО16 к Управлению Пенсионного Фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж удовлетворить частично.

Признать решение Управления ПФР в Нижнекамском районе и гор. Нижнекамске от ... об отказе в назначении Силаеву ФИО17 досрочной пенсии по возрасту в связи с отсутствием специального стажа незаконным.

Включить в специальный трудовой стаж Силаева ФИО18, дающий право на досрочное назначение пенсии по возрасту период службы, периода прохождения военной службы с ... по ..., составе Вооруженных Сил СССР.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске назначить ФИО5 досрочную пенсию по возрасту с момента обращения, с .... В остальной части исковые требования отставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через Нижнекамский городской суд.

Судья Нижнекамского суда РТ Фатхрахманова З.Р.