Постановление о прекращении производства по делу



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Нижнекамск РТ 25 апреля 2012 года

Федеральный судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Фахрутдинов И.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Нижнекамскнефтехим»,

У С Т А Н О В И Л:

... заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Зайнуллиным Р.М. в отношении ОАО «Нижнекамскнефтехим» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.

... материалы дела об административном правонарушении поступили в Нижнекамский городской суд для решения вопроса о привлечении ОАО «Нижнекамскнефтехим» к административной ответственности.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске настаивала в привлечении ОАО «Нижнекамскнефтехим» к административной ответственности, указав, что доказательства вины юридического лица подтверждаются материалами дела об административном правонарушении.

Представители ОАО «Нижнекамскнефтехим» с правонарушением не согласились, указав, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины ОАО «НКНХ « в совершении административного правонарушения. В связи с этим, просят производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения.

Суд, выслушав представителей ОАО «Нижнекамскнефтекхим», представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске, исследовав представленные суду материалы, правовых оснований для привлечения ОАО «Нижнекамскнефтехим» к административной ответственности не находит, в связи с отсутствием доказательств вины в совершении правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из представленных суду материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 11.00 до 13.20. 17.01.2012 года Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека филиал ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске» были получены пробы атмосферного воздуха возле д. №3 по ул. Чабьинская, на перекрестке пр. Химиков – Вахитова, д. №3 по ул. Спортивная, д. №1 по пр. Шинников г. Нижнекамска.

Проведенным в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск» исследованием установлено, что в пробах атмосферного воздуха имеется превышение предельно – допустимых концентраций по содержанию эпоксиэтана в 8,67, 5,6, 10,67, 10 раз, соответственно.

Из ответа ОАО «...» от 23.01.2012 года следует, что эпоксиэтан присутствует в выбросах трех промышленных предприятий Нижнекамского промышленного узла с количество выброса:

- ОАО «Нижнекмскнефтехим» - 108, 2 тн/год;

- ОАО «Нижнекамскшина» - 2,03 тн/год;

- ОАО «Нижнекамский механический завод» - 0,005 тн/год.

Из ответа ОАО «Нижнекамский механический завод» от 07.02.2012 года следует, что эпоксиэтан в январе 2012 года не эксплуатировался.

ООО «УК Татнефть - Нефтехим» в ответ на определение об истребовании доказательств, сообщил, что вещество эпоксиэтан на заводе ЗМШ ОАО «Нижнекамскшина» не применялся.

ОАО «Нижнекамскнефтехим» в ответ на определение об истребовании доказательств сообщил, что эпоксиэтан вырабатывается в цехах «..., ... на заводе «...», применяется в цехе ... завода «...» и в цехе ... завода «...». С 07.01.2012 года по 19.01.2012 года в цехе ..., ..., ... завода «...», цехах ..., ..., ... завода «...», цехе ... завода «...» производились ремонтные работы.

Из вышеуказанного следует, что разрешение на выброс эпоксиэтана в атмосферу имеют три промышленных предприятия Нижнекамского промышленного узла.

В целях установления источника загрязнения, в рамках административного материала, Управлением Роспотребнадзора по делу была назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза в ООО «...».

Из заключения экспертов следует, что выбросы эпоксиэтана из источников предприятий и разрешений Росприроднадзора РТ составляют - ОАО «Нижнекмскнефтехим» - 10, 036 г/с; - ОАО «Нижнекамскшина» - 0,087425 г/с; - ОАО «Нижнекамский завод грузовых шин» - 0,0293866 г/с. Изучение работы указанных предприятий показало, что реальная величина выбросов эпоксиэтана на АО «Ниженекамскнефтехим» в январе 2012 года была ниже 10 г/с, поскольку одна из двух установок получения окиси этилена на заводе «...» не работает более года.

Выбросы эпоксиэтана на ОАО «Нижнекамскшина» в это период отсутствовали, так как они образуются в переработке каучука марки СКЭПТ, которого в январе 2012 года на переработку не поступило. ОАО «Нижнекамский завод грузовых шин» использовал в январе 2012 года 400 кг каучука марки СКЭПТ, тогда как в проекте предельно-допустимых выбросов заложены расчеты переработки каучука СКЭПТ 1200 т/месяц. Следовательно, реально в атмосферу выбрасывалось – 0,03 % от разрешенных 0,0293866 г/с.

Расчеты рассеивания выбросов эпоксиэтана от источников ОАО «Нижнекамскнефтехим» на метеоусловия, зафиксированные в протоколах отбора проб показали, что расчетные концентрации не превышают 0,04 - 0, 06 ПДК.

Расчеты рассеивания выбросов эпоксиэтана от источников ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамский завод грузовых шин» показали, что максимальное загрязнение атмосферы при проектных выбросах в точках отбора проб воздуха не превышает 1,4х10 ПДК.

Таким образом, источники выбросов эпоксиэтана на ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамский завод грузовых шин» не могут создавать загрязнение атмосферы в контрольных точках г. Нижнекамска концентрации выше 0,06 ПДК.

Расчеты показали, для того, чтобы в точках отбора проб воздуха достигалась замеренная 18.01.2012 года концентрация эпоксиэтана необходимо выбрасывать в атмосферу от источников ОАО «Нижнекамскнефтехим» от 1433, 06 г/с до 2 2698 г/с. Суточные выбросы для достижения замеренных концентраций должны составлять от 123, 8 т до 233 т эпоксиэтана, что составляет от 33, 9 % до 63, 8 % от вырабатываемой заводом продукции.

Из вышеуказанного экспертного заключения следует, что ОАО «Нижнекамскнефтехим» не может являться источником загрязнения воздуха свыше предельно-допустимых норм, зафиксированных 17.01.2012 года. Сам факт присутствия в выбросах ОАО «Нижнекамскнефтехим» вещества – эпоксиэтан, не может являться доказательством вины ОАО «Нижнекамскнефтехим» в совершении административного правонарушения. Указанное юридическое лицо имеет разрешение на выброс указанного вредного вещества. Сведений о том, что непосредственно в указанный период времени 17.01.2012 года, ОАО «Нижнекамскнефтехим» осуществило выброс эпоксиэтана свыше допустимых норм, в материалах дела не имеется. Отбор проб непосредственно на территории ОАО «Нижнекамскнефтехим» либо в непосредственной его близости, не производились.

Напротив, как установлено судом, производственный контроль качества атмосферного воздуха населенных мест осуществляется в соответствии с Планом аналитического контроля загрязнения атмосферного воздуха на соответствие ГН 2.1.6.1338-2003, ГН 2.1.6.2309-2007 на 2010-2013 годы, согласованным начальником Территориального органа Управления Роспотребнадзора по РТ в Нижнекамском района и г. Нижнекамске. С 2008 года осуществляется мониторинг атмосферного воздуха по периметру промышленной площадки посредством системы мониторинга. Согласно имеющихся в деле справок №10. 11, 12, 13, 14,15, 16 от 26.01.2012 года, за период с 07.01.2012 года по 19.01.2012 года превышений установленных нормативов не было.

Согласно ответа ОАО «Нижнекамскнефтехим» пуско-наладочные работы с ... по ... в производствах ОАО «НКНХ», где обращается окись этилена, не проводилось. Инцидентов и аварий с начала 2012 года допущено не было.

Оценка представленных суду материалов позволяет сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «Нижнекамскнефтехим» составлен без учета заключения экспертов ООО «...», вывод о наличии состава административного правонарушения основан лишь на полученных сведениях о том, что ОАО «Нижнекамскнефтехим» является крупнейшим источником выброса эпоксиэтана. При этом, возможность осуществления выбросов эпоксиэтана свыше допустимых концентраций, иными предприятиями Нижнекамского промышленного узла, надлежащим образом Управлением Роспротребнадозра РТ не проверена, достоверность ответов некоторых предприятий, деятельность которых также связана с выбросом эпоксиэтана, контролирующим органом не проверена, несмотря на отсутствие в ответах подтверждающих документов.

Между тем, привлечение лица к административной ответственности лишь на основании предположения, не допустимо. Все имеющие сомнения, в силу с. 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как указано выше, достаточных доказательств вины ОАО «Нижнекамскнефтехим» в совершении административного правонарушения в материалах дела не имеется, следовательно, в действиях данного юридического лица отсутствуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

(часть первая в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 части первой ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Нижнекамскнефтехим» - прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии.

Федеральный судья И.И. Фахрутдинов