Апелляционное определение по жалобе на решение мирового судьи по иску о возмещении расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА

АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

10 мая 2012 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Перфиловой М.А., при секретаре Богачёвой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №11-48/2012 по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнеилимском районе Иркутской области на решение мирового судьи судебного участка №72 Нижнеилимского района Иркутской области от /дата обезличена/ по гражданскому делу по иску Подольской М.М., Подольского Г.Л. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Нижнеилимскому району Иркутской области о возмещении расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

У С Т А Н О В И Л:

Подольская М.М., Подольский Г.Л. обратились в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ по Нижнеилимскому району Иркутской области о возмещении расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В обоснование исковых требований указали, что являются пенсионерами по возрасту: Подольская М.М. с /дата обезличена/ (не работает с /дата обезличена/), Подольский Г.Л. с /дата обезличена/ (не работает с /дата обезличена/). В /дата обезличена/ истцы выехали на постоянное место жительства в <адрес>. В связи с переездом на другое место жительства ими были понесены расходы, связанные с переездом в размере <данные изъяты>, которые просили взыскать с ответчика, а также судебные расходы по оплате нотариальных услуг в размере <данные изъяты>, юридических услуг в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истцы не присутствовали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнеилимском районе Иркутской области Конищев К.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, в обоснование имеющихся возражений указал, что право на получение гарантий и компенсаций, установленных Законом РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Между тем, порядок возмещения затрат по оплате проезда и провоза багажа к новому месту жительства пенсионера установлен постановлением Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Указанным подзаконным актом источник финансирования данных расходов определен за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть субъектов РФ. Данная правовая позиция определена в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.02.2011г. № 93-В10-4. Таким образом, средства бюджета Пенсионного фонда РФ не являются источником финансирования расходов по оплате проезда и провоза багажа к новому месту жительства пенсионера, а потому УПФ РФ в Нижнеилимском районе Иркутской области не является надлежащим ответчиком.

Решением мирового судьи от /дата обезличена/ исковые требования Подольской М.М., Подольского Г.Л. были удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением мирового судьи Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнеилимском районе обратилось в Нижнеилимский районный суд с апелляционной жалобой. Решение мирового судьи считает незаконным и подлежащим отмене. В обоснование требования об отмене решения мирового судьи указали, что при его вынесении были нарушены нормы материального права. Так, истцы имеют право на получение гарантий, установленных Законом РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Между тем, порядок возмещения затрат по оплате проезда и провоза багажа к новому месту жительства пенсионера установлен постановлением Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Указанным подзаконным актом источник финансирования данных расходов определен за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть субъектов РФ.

В силу п. 2 указанного постановления Министерству финансов Российской Федерации в случае отсутствия в бюджетах республик в составе Российской Федерации, национально-государственных и административно-территориальных образований достаточных доходов для финансирования указанных в пункте 1 настоящего постановления расходов предусматривать на эти цели субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации.

Таким образом, считают, что ответственность по компенсации указанных расходов должна быть возложена на Министерство финансов Иркутской области, средства бюджета Пенсионного фонда РФ не являются источником финансирования расходов по оплате проезда и провоза багажа.

Данная правовая позиция изложена в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2011г. № 93-В10-4, решении Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия), Апелляционном определении Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19.02.93 г. № 4520-1«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с последующими изменениями) гарантии и компенсации для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, устанавливаются настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», регламентирующей финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в указанных местностях, расходными обязательствами РФ являются гарантии и компенсации, установленные указанным Законом и иными нормативными актами в отношении нескольких категорий граждан, в том числе неработающих и получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного Фонда РФ и федерального бюджета.

Согласно ст. 1 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации за счет средств собственных бюджетов могут устанавливать соответствующие пенсии и доплаты к ним. Таким образом, средства Пенсионного фонда РФ, упоминаются в ст. 4 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не в качестве источника финансирования выплат компенсаций, а в целях идентификации получателей пенсий определенной категории граждан, в отношении которых гарантии и компенсации являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Расходные обязательства, согласно Бюджетному кодексу РФ - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда);

Согласно ст. 16 Бюджетного кодекса РФ для исполнения расходных обязательств Российской Федерации на соответствующий финансовый год формируется федеральный бюджет.

До внесения федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменений ст. 4 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» гласила: «Источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Законом, являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Пенсионный фонд Российской Федерации - для лиц, получающих государственные пенсии…» Таким образом, с 1 января 2005 г. Пенсионный фонд РФ исключен из числа источников финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации. То есть теперь нормами закона от 22 августа № 122-ФЗ, в частности ст. 26, установлен единственный источник финансирования затрат по государственным гарантиям и компенсациям - федеральный бюджет.

Положением о Пенсионном фонде РФ (утв. Постановлением ВС РФ от 27.12.1991г. № 2122-1 с измен. от 24.12.1993г., 05 мая 1997г.) определен статус этого органа, его функции, порядок формирования расходования его средств, компенсация управленческих и контролирующих органов. В соответствии с данным положением Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства Пенсионного фонда РФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Таким образом, Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом.

Согласно ст. 13 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статьей 18 ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» закрепляется, что средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют строго целевое назначение, а расходы, не предусмотренные этим бюджетом на соответствующий год, осуществляются только после внесения в него изменений в установленном федеральным законом порядке.

Органы, участвующие в процедуре формирования и утверждения бюджета Пенсионного фонда РФ, не включили в бюджет средства на возмещение расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера какой бы то ни было категории граждан. В частности, статья расходов, предусматривающая компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей какой бы то ни было категории граждан. В частности, статья расходов, предусматривающая компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ни местностей вышеуказанных категорий граждан, в Федеральный законах от 22.12.2005г. № 174 -ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006г.», от 19.12.2006г. № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007г.», отсутствует.

Расходные обязательства Российской Федерации в части компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера реализуются по ныне действующему Порядку финансирования и выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 г. № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с изменениями от 2.11.1992г.) и Порядку выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утвержден Комитетом Российской Федерации по социально- экономическому развитию Севера 10.11.1992г.).

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 11.08.1992 г. за № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севра и приравненных к ним местностей» ( с изменениями от 02.11.1992г.) гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000кг на выезжающего и каждого члена его семьи.

В соответствии с п. 2 данного Постановления, в случае отсутствия в бюджетах субъектов РФ, национально-государственных и административно-территориальных образований достаточных средств для финансирования расходов на оплату стоимости выезда на постоянное место жительства в другую местность Министерство финансов РФ должно предусматривать выделение на эти цели субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с Порядком выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утвержден Комитетом РФ по социально-экономическому развитию Севера 10.11.1992г.), выплата компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в размере в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000кг на выезжающего и каждого члена его семьи, производится пенсионерам и инвалидам - центральными бухгалтериями администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающими факт получения пенсии.

В соответствии с Законом РФ от 06.07.1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органами местного самоуправления являлись районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские Советы, соответствующие органы управления. Орган управления в районе, городе, районе в городе, поселковые, сельские - местная администрация, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение актов Союза ССР, действующих на территории РФ, законов РФ и республик в составе РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ, решений местных Советов, принятых в пределах их полномочий.

Согласно статье 6 ФЗ от 28.08.1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относится, в частности, местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.

Согласно п.10 ст.85 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов РФ, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч.5 ст.84 настоящего ФЗ, то есть с 01.01.2006г.

Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Согласно ст.3 ФЗ от 15.12.1001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком (Пенсионным фондом РФ) своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. В статье 9 определено, что обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

- страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

В обязанности Страховщика, перечень которых определен ст.13 ФЗ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами не вменена выплата неработающим пенсионерам компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей.

Согласно ст.ст.53,64,75 Закона РФ от 06.07.1991г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области социальной защиты населения наряду с помощью в назначении пенсий, назначения и выплаты пенсий и пособий относились и иные.

Указом Президента РФ от 27.09.2000г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. А также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ передать территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочии по назначению и выплате государственных пенсий, материально-техническую базу, обеспечивающую реализацию указанных полномочий.

Таким образом,

- в ст.4 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» средства Пенсионного фонда РФ упоминаются не в качестве источника финансирования выплат компенсаций, а в целях идентификации получателей пенсий определенной категории граждан, в отношении которых гарантии и компенсации являются расходными обязательствами РФ;

- органы местного самоуправления, действующие с 01.01.2006г., являются правопреемниками органов местного самоуправления, и должностных лиц местного самоуправления, действующие ранее;

- при передаче территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, такое полномочие как компенсация неработающим пенсионерам указанных расходов не передавалось;

- ни одним нормативно-правовым актом на территориальные органы Пенсионного фонда РФ не возложена обязанность выплачивать неработающим пенсионерам компенсацию расходов, связанных в выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Считает, что решение этого вопроса относится к компетенции органов местно самоуправления по последнему месту жительства пенсионера, поскольку вся нормативная база по процедуре возмещения средств по данному виду компенсаций законодательно определена и применима для исполнения.

Согласно постановления Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.

Таким образом, не подлежали удовлетворению требования истца о плате за пользование контейнерами, принадлежащими перевозчику, сбор за объявленную стоимость, погрузочно-разгрузочные работы, наложение и снятие чапорно-пломбировочных устройств, обеспечение грузоотправителем чапорно-пломбировочными устройствами, выдачу справок по грузовым перевозкам, за услуги РЖД, терминальное обслуживание и автотранспортные услуги. Истцами не представлена справка о стоимости провоза багажа в количестве до 1000 килограммов. Таким образом, определить затраты произведенные истцом в рамках провоза 1000 килограммов багажа не представляется возможным. Следовательно, размеры исковых требований были документально не обоснованы. Суд не учел указанные обстоятельства, что повлекло принятие незаконного и необоснованного решения.

Просит суд решение мирового судьи 72 судебного участка Нижнеилимского района от /дата обезличена/ по гражданскому делу по иску Подольского Г.Л., Подольской М.М. к УПФ РФ в Нижнеилимском районе о возмещении расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, отменить и принять новое решение.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы не присутствовали, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не известили.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнеилимском районе Иркутской области Старостенко Е.В.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в порядке апелляционного производства в отсутствие истцов, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Истцы являются пенсионерами по старости: Подольская М.М. с /дата обезличена/, что подтверждается удостоверением №*** (л.д.30); Подольский Г.Л. с /дата обезличена/, что подтверждается удостоверением №*** (л.д.39).

Как свидетельствуют записи в исследованных в судебном заседании трудовых книжках Подольский Г.Л. не работает с /дата обезличена/(л.д. 48), Подольская М.М. не работает с /дата обезличена/ (л.д. 38).

С /дата обезличена/ до /дата обезличена/ года истцы постоянно проживали в <адрес>, что подтверждается как записями в трудовых книжках, так в паспортах истцов, содержащих сведения о регистрации в Нижнеилимском районе.

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Нижнеилимский район Иркутской области отнесен к районам, приравненным к Крайнему Северу. Таким образом, на истцов распространяется действие Закона РФ от 19.02.1993г. N4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (ст. 1 Закона).

Статья 3 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» определяет систему законодательства о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях следующим образом: гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 (с изменениями от 02.11.1992г №840.) установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.

Истцы Подольская М.М., Подольский Г.Л. постоянно проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.32, 51), следовательно, имеют право на получение компенсации расходов, связанных с переездом.

Порядок компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подготовленный во исполнение постановлений Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и от 02.11.1992г. N840 "О дополнении постановления Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572", утвержден Комитетом РФ по социально-экономическому развитию Севера 10.11.1992г. (далее - Порядок), согласно которого выплата компенсаций расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей пенсионерам производится центральными бухгалтериями администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающим факт получения пенсии.

Поскольку право на компенсацию произведенных расходов истцов закреплено действующим в настоящее время постановлением Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572, однако механизм его реализации в настоящее время на практике не применим и не соответствует положениям Закона РФ от 19.02.1993г. N4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», мировой судья верно руководствовался при вынесении решения нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, в данном случае Законом РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Статья 4 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» определяет порядок финансового обеспечения гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно которой гарантии и компенсации, установленные названным Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.

В силу указанной правовой нормы, являются необоснованными доводы ответчика о том, что Управление Пенсионного фонда Иркутской области является ненадлежащим ответчиком.

Истцы Подольская М.М., Подольский Г.Л. являются получателем трудовой пенсии.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что требования истцов о возмещении расходов, связанных с выездом из района, приравненного к Крайнему Северу, к Управлению Пенсионного фонда РФ в Нижнеилимском районе удовлетворены обоснованно.

Стоимость расходов, связанных с выездом истцов из Нижнеилимского района, подтверждены соответствующими документами. Мировым судьей правильно определена стоимость расходов, понесенных истцами.

Доводы представителя ответчика о том, что ответственность по компенсации расходов истцов на выезд из районов, приравненных к районам Крайнего Севера, должна быть возложена на Министерство финансов Иркутской области, по мнению суда апелляционной инстанции, не состоятельны по следующим основаниям.

На момент принятия Постановления Правительства РФ от 11.08.1992г. N572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории Нижнеилимского района, являлось Управление социальной защиты населения, которое входило в состав администрации Нижнеилимского района, что не противоречило утвержденному Комитетом РФ по социально-экономическому развитию Севера 10.11.1992г. Порядку возмещения расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно которого выплата компенсаций расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей пенсионерам производилась центральными бухгалтериями администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающим факт получения пенсии.

В дальнейшем, в октябре 2001 года, произошло разделение полномочий между Управлением социальной защиты населения администрации Нижнеилимского района и Управлением Пенсионного фонда РФ в Нижнеилимском районе.

Из Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 г. №2122-1 (в редакции ФЗ от 05.08.2000г. № 118-ФЗ), следует, что Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

В ходе пенсионной реформы, которая вызвана необходимостью обеспечитьнадлежащую реализацию конституционного права на государственную пенсию на основе обязательного (государственного) пенсионного страхования, созданы единые пенсионные службы на базе региональных отделений ПФР, которые осуществляют страховые выплаты (финансируют, назначают и выплачивают государственные пенсии) в рамках обязательного (государственного) пенсионного страхования, что закреплено Указом Президента РФ от 27.09.2001 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечение в РФ», Постановлением Губернатора Иркутской области от 22.03.2001 г. № 119-п «О передаче управлениями социальной защиты населения администрации области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению ПРФ по Иркутской области» и Постановлением Правления ПФР от 09.08.2001 г. № 131 «О Соглашении между ПФР и администрацией Иркутской области о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению ПФР по Иркутской области».

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» определяет порядок финансового обеспечения гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно которой гарантии и компенсации, установленные названным Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 N 572 (ред. от 02.11.1992) «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Министерству финансов Российской Федерации в случае отсутствия в бюджетах республик в составе Российской Федерации, национально-государственных и административно-территориальных образований достаточных доходов для финансирования указанных в пункте 1 настоящего постановления расходов предусматривать на эти цели субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации.

В указанном подзаконном акте не имеется иных указаний, из которых следовало бы, что ответственность по компенсации расходов истцов на выезд из районов, приравненных к районам Крайнего Севера, должна быть возложена на Министерство финансов Иркутской области.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что мировым судьей дана всестороння оценка представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы мирового судьи подтверждены материалами дела, основания удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности за потребленную энергию мотивированы в решении.

Таким образом, не усматривается оснований для изменения или отмены решения мирового судьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328 абз.2 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи 72 судебного участка Нижнеилимского района от /дата обезличена/ по иску Подольской М.М., Подольского Г.Л. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Нижнеилимскому району Иркутской области о возмещении расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей- оставить без изменения, а апелляционную жалобу УПФ РФ в Нижнеилимском районе без удовлетворения.

Определение суда вступает в законную силу с момента его вынесения.

        

            Председательствующий                                                                                М.А. Перфилова