РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2010 г. Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Шестопаловой Л.Г. при секретаре Михайловой О.П., с участием прокурора Тимощук Ю.В., заявителя Рябова Н.В., представителей Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии Юмашева Н.И., Валевич О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рябова Н.В. о признании решения ТИК незаконным.
Установил:
Рябов Н.В. обратился в *** районный суд *** с заявлением, в котором просит признать незаконным решение *** территориальной избирательной комиссии *** от *** г., которым ему отказано в регистрации кандидатом на должность мэра МО «***».
В обоснование своего заявления, Рябов Н.В. указал, что *** г. он подал заявление на право баллотироваться в должность мэра Муниципального образования ***. Согласно закону о муниципальных выборах он до *** г. собрал необходимое количество - *** подписи для регистрации и сдал их в ТИК. Все подписные листы им были разложены в три папки и дополнительно заверены его подписью ( о количестве листов в папке и количество подписей всего). Ему было выдано подтверждение, что он сдал *** папки с количеством листов и количеством подписей избирателей. До *** г. проводилась проверка подписных листов без его участия, не известно какой квалификации и какими людьми. Рабочей комиссией *** г. ему предъявлено, что по данным УФМС не соответствует 76 подписей, 96 подписей оказались им не заверены подписные листы, в то время как он заверил все папки своей подписью дополнительно. ТИК считает 96 подписей недостоверными, в тоже время не опровергая существование этих подписей и изначально признав недостоверными 76 подписей. Признав недостоверными 98 подписей, фактически существующих, ТИК лишает права избирателей на выдвижение своего кандидата.
В судебном заседании Рябов Н.В. настаивает на удовлетворении своего заявления, просит суд признать незаконным решение *** территориальной избирательной комиссии *** от *** г., которым ему отказано в регистрации кандидатом на должность мэра МО «***». В обоснование этого, привел доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно пояснил суду, что полагает, что поскольку подписные листы сформированы им в папки, которые пронумерованы, сшиты, заверены его подписью, тот факт, что им не подписаны отдельные подписные листы, не должен нарушать его право быть избранным и тем более права его избирателей, которые фактически ставили свою подпись в этих подписных листах. Согласно словарю Ожегова, удостоверить - это подтвердить правильность, подлинность чего-нибудь. Таким образом, он подтвердил подлинность всех подписных листов, находящихся в папке. По его мнению, имеет место человеческий фактор, действительно, возможно в силу своей загруженности на работе, он не совсем внимательно проверил все подписные листы и возможно в каких-то из них не поставил свою подпись. Кроме того, полагает, что рабочей комиссией неправомерно определено, что 96 подписей избирателей являются недостоверными, если подписные листы не подписаны им как кандидатом, это не означает, что подписи избирателей недостоверны.
В судебном заседании председатель *** территориальной избирательной комиссии Юмашева Н.И., действующий на основании прав по должности, с заявлением Рябова Н.В. не согласен. Суду пояснил, что *** территориальной избирательной комиссией были проверены избирательные документы, представленные кандидатом в мэры МО «***» Рябовым Н.В., в том числе, подписанные листы. В результате проверки было установлено, что: кандидат Рябов Н.В. представил в *** ТИК подписанные листы на 71 листе в количестве 1042 подписей избирателей:
- в первой папке - на 23 листах в количестве 355 подписей;
- во второй папке - на 24 листах в количестве 324 подписи;
- в третьей папке - на 24 листах в количестве 363 подписи.
В соответствии со ст.ст.58,59 Закона Иркутской области « О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11 декабря 2003г. № 72-оз, и решениями *** ТИК «О создании рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений, кандидатами в *** ТИК» от ***г., ***, «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «***» от ***г. *** количество подписей, необходимых для регистрации кандидата на должность мэра МО «***», составляет 947 подписи, а максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию, составляет 1042 подписей.
Членами рабочей группы по приему и проверке избирательных документов проверены все подписи избирателей и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в подписных листах. В результате проверки установлено, что число недействительных подписей избирателей составляет 174 подписи или 16,69% от общего количества представленных кандидатом подписей, на что был составлен итоговый протокол и вручен кандидату Рябову Н.В. ***.
На заседании *** ТИК ***г. были признаны недействительными и недостоверными следующие подписи избирателей собранные в поддержку кандидата Рябова Н.В. на должность мэра МО «***» по следующим основаниям:
- 76 подписей избирателей - на основании подпункта 3 пункта 10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности), подтвержденных справкой УФМС России по Иркутской области в ***;
- 98 подписи избирателей - на основании п.п.8 п.10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, кандидатом).
Итого, количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными составляет 174 подписи или 16,69% от общего количества представленных кандидатом подписей. Количество достоверных подписей составляет 868 подписи избирателей, что недостаточно для регистрации кандидата Рябова Н.В. на должность мэра МО «***».
В соответствии п.п. «д» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.п.5 п.3 ст.60 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» основаниями к отказу являются:
- недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недостоверных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количество подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Было принято законное решение об отказе в регистрации кандидату Рябову Н.В. на должность мэра МО «***».
Просит суд отказать в удовлетворении заявления Рябова Н.В. «О признании незаконным решением территориальной избирательной комиссии».
Представитель *** территориальной избирательной комиссии Валевич О.М., действующая по доверенности от *** г., в обоснование своих возражений на заявление Рябова Н.В. привела те же доводы.
Выслушав заявителя, представителей *** территориальной избирательной комиссии, свидетеля ***, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, суд находит заявление Рябова Н.В. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Решением Думы *** района от *** г. *** на *** г. назначены выборы мэра *** муниципального района.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата определен ст. 56 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. ( в редакции от 06.07.2010 г. № 53-ОЗ).
Согласно п. 2 вышеуказанной нормы закона, если в поддержку кандидата собираются подписи избирателей, то при проведении муниципальных выборов главы их должно быть собрано 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее десяти подписей, а при проведении муниципальных выборов депутатов - 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее десяти подписей.
Пунктом 12 вышеуказанной нормы определено, что количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 4 подписи.
Решением *** территориальной избирательной комиссии *** от *** г. установлено, что если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей избирателей, то количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования ***, составляет 947 (девятьсот сорок семь) подписей избирателей. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования ***, составляет 1042 (одна тысяча сорок две) подписи избирателей. Проверке подлежат 100 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования количество подписей избирателей и соответствующих им данным об избирателях, содержащихся в подписных листах, представленных для регистрации кандидата. Данное количество подписей является одинаковым для всех кандидатов, представивших подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения л.д. ***.).
Данное требование Закона Иркутской области Рябовым Н.В. соблюдено.
Так, судом установлено, о чем свидетельствует подтверждение *** территориальной избирательной комиссии, *** г. членом *** ТИК *** приняты от кандидата на должность мэра муниципального образования «***» Рябова Н.В. документы, в том числе, подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 3 папок на 71 листе, всего 1042 подписи л.д.***).
В соответствии п.п.2 п.2 ст. 41 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. ( в редакции от 06.07.2010 г. № 53-ОЗ) при подготовке и проведении муниципальных выборов главы избирательная комиссия муниципального образования: проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, в том числе достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями.
Порядок проведения проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями определен ст. 59 вышеуказанного Закона Иркутской области.
Так, согласно п. 1 ст. 59, если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом.
Согласно п.3 ст. 59 комиссия, определяющая результаты в округе, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для установления достоверности указанных данных избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится (п. 14 ст. 59).
Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации (п.15 ст. 59).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в комиссию, определяющую результаты в округе, для принятия решения. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, определяющей результаты в округе, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата (п.16 ст. 59).
Как свидетельствует представленное суду решение *** территориальной избирательной комиссии от *** г. ***, проверив соответствие порядка выдвижения гражданина Российской Федерации Рябова Н.В. кандидатом на должность мэра муниципального образования «***» требованиям Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», члены рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, установили, что число недействительных подписей избирателей составляет 174 подписи или 17 процентов от общего количества представленных кандидатом подписей. Соответственно, число достоверных подписей составляет 868 подписей, что меньше минимального количества достоверных подписей, необходимых для регистрации кандидата.
Данным решением Рябову Н.В., выдвинутому в порядке самовыдвижения на основании подписей избирателей в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации, отказано в регистрации кандидатом на должность мэра МО «***» л.д.***).
Приложением к решению является итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата от *** г., из которого следует, что 76 подписей избирателей признаны недействительными на основании подпункта 3 пункта 10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности), подтвержденных справкой УФМС России по *** в ***; 98 подписей избирателей - на основании п.п.8 п.10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, кандидатом) -л.д. 6-7.
Из ведомости проверки подписных листов от *** г. следует, что проверке подвергнуты папка ***, содержащая 23 листа и 355 подписей, папка ***, содержащая 23 листа и 324 подписи и папка ***, содержащая 23 листа и 363 подписи. Ведомость проверки подписана руководителем рабочей группы ***, членом рабочей группы ***. и привлеченным экспертом *** л.д. ***).
Факт нарушения заявителем п.п.3 п. 10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г., согласно которому недействительными считаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, подтверждены справкой начальника УФМС России по *** области в *** районе ***., как этого и требует вышеуказанная норма закона.
Указанная справка представлена суду для обозрения и её копия приобщена к материалам дела л.д.***).
Факт нарушения заявителем п.п.8 п. 10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г., согласно которому недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, подтвержден представленными суду и обозренными с участием сторон, подписными листами в количестве 71 листа, сформированными в три папки.
При этом, судом достоверно установлено, что подписные листы в папке *** с порядковым *** от *** г.; в папке *** с порядковыми *** от *** г.; в папке *** с порядковым *** от *** г., *** от *** г., *** от *** г., *** от *** г. не подписаны кандидатом. л.д.***).
Подписной лист от *** г., находящийся в папке *** с порядковым *** не имеет даты внесения подписи кандидата л.д.***), что также противоречит п.п.8 п.10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г.
Допрошенный судом в качестве свидетеля председатель рабочей группы по проверке избирательных документов *** пояснил суду, что членами рабочей группы проверены все подписи избирателей и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в подписных листах. В результате проверки установлено, что число недействительных подписей составляет 174 подписи или 16,69 процентов от общего количества представленных кандидатом подписей. Итоговый протокол был вручен кандидату Рябову Н.В. *** г.
Суд находит необоснованными доводы заявителя о том, что поскольку данные подписные листы сформированы в папки, которые прошиты, пронумерованы и скреплены его подписью, закон им не нарушен и данное несущественное нарушение не может являться основанием для признания подписей избирателей недействительными.
Как указано выше, недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата в силу прямого указания в законе - ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г.
Доводы заявителя о том, что именно в избирательной комиссии ему был представлен образец подписного листа, где отсутствовала подпись кандидата, также не состоятельны.
Образец подписного листа при самовыдвижении кандидата является приложением № 3 к Закону Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" от 11 декабря 2003 года N 72-оз и обязанность по предоставлению надлежащих документов в территориальную избирательную комиссию возложена на кандидата.
Согласно п. 15 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г регистрация кандидата не производится в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
Как указано выше, согласно Решению *** территориальной избирательной комиссии *** от *** г. количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования *** район, составляет 947 (девятьсот сорок семь) подписей избирателей.
Судом установлено, что число представленных избирателем достоверных подписей меньше необходимых для регистрации.
Решение *** территориальной избирательной комиссии *** от *** г., которым Рябову Н.В. отказано в регистрации кандидатом на должность мэра МО «***», соответствует требованиям ст. 60 Закону Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" от 11 декабря 2003 года N 72-оз и, с учетом вышеизложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Рябова Н.В. о признании данного решения незаконным.
Руководствуясь ст. 194,199 ГПК РФ, суд
Решил:
Рябову Н.В. отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии *** от *** г. об отказе в регистрации кандидатом на должность мэра МО «***»
Решение может быть обжаловано и опротестовано в *** суд через *** суд в течение 5 дней со дня вынесения мотивированного решения - с *** г.
Судья: Л.Г. Шестопалова