РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2010 г. Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Шестопаловой Л.Г. при секретаре Михайловой О.П., с участием прокурора Тимощук Ю.В., заявителя Гендельмана С.Я., представителя заявителя Игнатовой Л.В., представителей Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии Юмашев Н.И., Валевич О.М., Березовского П.Н.. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гендельмана С.Я. о признании решения территориальной избирательной комиссии незаконным.
Установил:
Гендельман С.Я. обратился в *** районный суд с заявлением о признании незаконным решения *** территориальной избирательной комиссии *** от *** г., которым ему отказано в регистрации кандидатом на должность мэра муниципального образования «***». Просит суд обязать территориальную избирательную комиссию *** района зарегистрировать его кандидатом на должность мэра МО «***».
Из заявления следует, что *** г. *** им в территориальную избирательную комиссию *** района были направлены документы для регистрации кандидатом на должность мэра муниципального образования «***», а именно: первый финансовый отчет, отчет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, протокол об итогах сбора подписей, договор с лицами, осуществляющими сбор подписей, *** папки с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. В *** ТИК им были представлены подписные листы на 71 листе в количестве 1042 подписей избирателей (для регистрации необходимы были 947 подписей). Членами рабочей группы *** ТИК была осуществлена проверка представленных им подписных листов. В результате данной проверки 313 подписей были признаны недействительными по следующим основаниям:
- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подп.3 п.10 ст. 59) -47 шт.
- подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с законом области, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подп.4 п.10 ст.59) - 231 шт.
- подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, заверяющими подписные листы (подп.7 п.10 ст.59) -1 шт.
- подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанных лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, кандидатом (подп. 8 п.10 ст.59) -22 шт.
- подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самим избирателем, ставившим подписи и не лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист (подп.10 п.10 ст.59)-12 шт.
По итогам проверки территориальной избирательной комиссии было вынесено решение *** от *** г. об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность мэра МО «***» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации.
С данным решением он не согласен и считает, что все представленные им подписные листы составлены в соответствие с действующим законодательством.
Какие-либо доводы в обоснование этого, заявление Гендельмана С.Я. не содержит.
В судебном заседании Гендельман С.Я. настаивает на удовлетворении своего заявления. Суду пояснил, что полает, что оспариваемым решением *** территориальной избирательной комиссии нарушен основной принцип, провозглашенный Конституцией РФ, Президентом РФ - принцип демократии. Признав недействительными подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, где не полно указано место жительство сборщика подписей, избирательная комиссия тем самым лишила избирателей *** района право избирать желаемого ими кандидата.
Полагает, что были поставлены определенные задачи перед территориальной избирательной комиссией вывести его из предвыборной кампании и комиссия блестяще справилась со своей задачей.
Представитель заявителя Игнатова Л.В., действующая по нотариально удостоверенной доверенности от *** г., просит суд удовлетворить заявление Гендельмана С.Я. В обоснование этого привела доводы о том, что Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов Федерации регулируется избирательная деятельность РФ, в том числе муниципальных образований.
Федеральным законом от 13.06.2002г. № 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме в РФ», установлены основные понятия, права и обязанности лиц, участвующих в выборах и референдуме. При этом указывается, что законом субъекта Федерации устанавливаются требования по проведению муниципальных выборов. По исполнению Федерального закона, принят закон Иркутской области от 11.12.2003г. за № 72 - ОЗ Согласно этому закону, а именно ст.59, соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата. Представленные подписные листы избирательная комиссия проверяет в соответствии с требованиями, регулирующими сбор подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих листах. Для указанных целей создается рабочая комиссия. В соответствии с п.3 ст. 59 Закона Иркутской области к проверке могут привлекаться члены избирательной комиссии, эксперты, специалисты органов внутренних дел, органов юстиции, а также специалисты учреждений и организаций, осуществляющих учет населения в РФ. Как указано в законе, именно заключение может служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Из представленного суду решения ТИК от ***г. *** о создании рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, утверждено положение о рабочей группе. В соответствии с представленным списком рабочей группы к участию в рабочей группе в качестве члена рабочей группы, привлечен ***. - старший эксперт ЭКО № 8 ЭКЦ ГУВД по *** области и ***. - начальник ОУФМС России по *** в ***. Документы, представленные ОУФМС в территориальную избирательную комиссию не являются заключением, не отвечают правилам и не отвечают требованиям, предъявляемым к данным документам, на основании которых выносится решение избирательной комиссии. Подготовкой документов занимались лица, не привлеченные к работе в комиссии, а. следовательно, не имеющие полномочий для подготовки указных документов. Как пояснил председатель ТИК Юмашев Н.И. Н,И, с сотрудником УФМС *** не заключалось никакого соглашения об оказании помощи ТИК. Кроме того, для работы в комиссии была привлечена *** а документы подписывала ***. Данные, на которые ссылается в решении территориальная избирательная комиссия, не является документом, в соответствии с которым может быть вынесено решение от отказе в регистрации кандидата, так как этот документ не является заключением.
Полагает, что в соответствии со ст. 59 Закона Иркутской области основанием для вынесения решения территориальной избирательной комиссией являются ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол проверки подписных листов. В судебном заседании установлено, что данные, содержащиеся в решении комиссии об отказе в регистрации кандидатом не соответствуют данным указанным в итоговом протоколе.
В соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона № 67 ФЗ, решения комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов и референдумов публикуются в государственных муниципальных периодических печатных изданиях или доводятся до сведения иным путем. Из указанного следует, что данный путь должен быть конкретно обозначен ТИК, каким образом информация, решение комиссии будет доводиться до избирателей, кандидатов. В данном случае, представленные документы не были доведены ни до избирателей, ни до лиц, которые собирали подписи и, соответственно, не доводилась информация до кандидатов. Приняв решение от ***г. *** «Об оформлении подписных листов», о сведениях, которые необходимо вносит в подписные листы», *** ТИК не ознакомила кандидатов с данным решением.
Статья 59 закона № 72-ОЗ содержит исчерпывающий перечень, в соответствии с которым, подписные листы могут быть признаны недействительными и недостоверными. В решении комиссии 213 подписей избирателей, которые указаны в подписных листах, признаны недействительными по основаниям, не предусмотренным ст.59 закона Иркутской области № 72-ОЗ. Считает, в указанной части решение комиссии не законно. Кроме того, в судебном заседании было установлено и исследовано, что, по - мнению, комиссии, некоторые подписи нечитабельны. Это мнение субъективно, и это не является основанием для признания их недействительными, так как не предусмотрено ст. 59 Закона № 72-ОЗ.
Председатель *** территориальной избирательной комиссии Юмашев Н.И., действующий на основании прав по должности, пояснил суду, что принимая решение об отказе Гендельманом С.Я. в регистрации кандидатом на должность мэра *** муниципального района, комиссия действовала в строгом соответствии с действующим избирательным законодательством.
Никто не ставил задач перед территориальной избирательной комиссией. В избирательной комиссии работают на общественных началах представители от всех партий. Заявителю никто не мешал представить в избирательную комиссию своего члена с правом совещательного голоса. Такие члены комиссии полностью отслеживают весь процесс работы избирательной комиссии, они присутствуют при решении всех вопросов, не лишены возможности проверять всю документацию, в том числе, подписные листы. Однако, при подсчете голосов и при исследовании подписных листов, Гендельман С.Я. было написано собственноручное заявление, что он отказывается от принятия участия в исследовании подписных листов.
Информация о работе комиссии и принятых ею решениях вывешиваются на стенде избирательной комиссии. Каких-либо жалоб от кандидатов, а именно от Гендельмана С.Я. к работе избирательной комиссии не поступало.
Представитель *** территориальной избирательной комиссии Березовский П.Н., действующий на основании доверенности *** территориальной избирательной комиссии от *** г.(срок действия до *** г.), с заявлением Гендельмана С.Я. не согласен. В обоснование своих возражений привел доводы о том, что представителем заявителя не правильно определен статус рабочей группы избирательной комиссии. Рабочая группа, в соответствии с законом может создаваться избирательной комиссией, но может и не создаваться, поскольку комиссия сама обладает полномочиями, признать подпись недействительной или, на основании заключения экспертов, признавать отдельные подписи недостоверными. Рабочая группа - это орган, призванный оказывать помощь избирательной комиссии. Таким образом, решения рабочей группы, выразившиеся в итоговом протоколе, никаких последствий за собой не влечет.
Принимая решение об отказе Гендельманом С.Я. в регистрации кандидатом на должность мэра МО «***», территориальная избирательная комиссия законно и обоснованно приняла вышеуказанное решение. Для проверки полноты и достоверности сведений в подписных листах, порядка сбора подписей, была проведена работа с привлечением экспертов, запросами в компетентные органы. Таким образом, 37 подписей было признано недействительными на основании заключения эксперта- почерковеда, 47 подписей признаны недействительными на основании справки федеральной миграционной службы. Ставить под сомнение достоверность сведений в справке, комиссия не имеет права, справка подписана должностным лицом УФМС и не может признаться недостоверной.
16 подписей было признано недействительными по основаниям, установленным п.10 ст.59 закона, как подписи избирателей, если в подписном листе содержатся неполные сведения.
Также обращает внимание суда на то, что вопреки заявлениям заявителей данные основания для признания подписей недействительными исчерпывающими не являются. То есть, основания не исчерпываются лишь перечнем указанным в п.10 ст.59 закона, потому что в системе толкований не указано, что он исчерпывающий. Так, в той же статье, но в другом пункте сказано, что если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись. Остальные подписи считаются недействительными. Это - основание для признания подписи недействительной, которое конкретно не указано в этом перечне. Кроме того, даны понятия в Федеральном законе о том, какая подпись считается недействительной. Комиссией было признано недействительными 213 подписей в подписном листе, не заверенном подписью сборщика либо без указания его адреса места жительства. Из федерального закона, из областного закона следует, что адрес места жительства - это адрес с указанием субъекта, района, города или иного населенного пункта, который зарегистрирован в органах миграционного учета. Данное требование закона не должно допускать вольного толкования.
Представитель *** территориальной избирательной комиссии Валевич О.М., действующая по доверенности *** территориальной избирательной комиссии от *** г. (срок действия до *** г.), поддержала доводы, приведенные в обоснование возражений на заявление Юмашева Н.И. и Березовским
Выслушав заявителя Гендельмана С.Я., его представителя Игнатову Л.В., представителей *** территориальной избирательной комиссии Березовского П.Н., Валевич О.М., Юмашев Н.И., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Тимощук Ю.В., полагавшей заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему:
Решением Думы *** района от *** г. *** на *** г. назначены выборы мэра *** муниципального района.
В соответствии со ст.7 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. ( в редакции от 06.07.2010 г. № 53-ОЗ) кандидаты на муниципальных выборах могут быть выдвинуты избирательным объединением, имеющим в соответствии с федеральными законами право принимать участие в муниципальных выборах, либо путем самовыдвижения граждан, обладающих пассивным избирательным правом в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.
Согласно ст. 34 ФЗ РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата определен ст. 56 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. ( в редакции от 06.07.2010 г. № 53-ОЗ).
Согласно п. 2 вышеуказанной нормы закона, если в поддержку кандидата собираются подписи избирателей, то при проведении муниципальных выборов главы их должно быть собрано 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее десяти подписей, а при проведении муниципальных выборов депутатов - 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее десяти подписей.
Пунктом 12 вышеуказанной нормы определено, что количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 4 подписи.
Решением *** территориальной избирательной комиссии *** от *** г. установлено, что если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей избирателей, то количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования *** район, составляет 947 (девятьсот сорок семь) подписей избирателей. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования *** район, составляет 1042 (одна тысяча сорок две) подписи избирателей. Проверке подлежат 100 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования количество подписей избирателей и соответствующих им данным об избирателях, содержащихся в подписных листах, представленных для регистрации кандидата. Данное количество подписей является одинаковым для всех кандидатов, представивших подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения л.д.121-122).
Данное требование Закона Иркутской области Гендельман С.Я. соблюдено и в судебном заседании не оспаривается.
Установлено, что *** г. кандидат Гендельмана С.Я. представил в *** территориальную избирательную комиссию подписные листы на 71 листе в количестве 1042 подписи избирателей в трех папках: в первой папке - на 24 листах в количестве 324 подписи, во второй папке - на 23 листах в количестве 354 подписей, в третьей папке - на 24 листах в количестве 364 подписей.
В соответствии с подп..2 п.2 ст. 41 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. (в редакции от 06.07.2010 г. № 53-ОЗ) при подготовке и проведении муниципальных выборов главы избирательная комиссия муниципального образования: проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, в том числе достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями.
Порядок проведения проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями определен ст. 59 вышеуказанного Закона Иркутской области.
Так, согласно п. 1 ст. 59, если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом.
Согласно п.3 ст. 59 комиссия, определяющая результаты в округе, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для установления достоверности указанных данных избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится (п. 14 ст. 59).
Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации (п.15 ст. 59).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в комиссию, определяющую результаты в округе, для принятия решения. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, определяющей результаты в округе, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата (п.16 ст. 59).
Решением *** территориальной избирательной комиссии *** от *** г. было утверждено Положение о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, образована рабочая группа по приему и проверке избирательных документов л.д.***).
Результатом проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности, содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных в поддержку кандидата в мэры МО «***» Гендельмана С.Я. явился итоговый протокол от *** г. л.д.***).
Как свидетельствует представленное суду решение *** территориальной избирательной комиссии от *** г. ***, проверив соответствие порядка выдвижения гражданина Российской Федерации Гендельмана С.Я. кандидатом на должность мэра муниципального образования «***» требованиям Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» *** ТИК признаны недействительными подписи избирателей по следующим основаниям:
47 подписей избирателей - на основании подпункта 3 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности), подтвержденных справкой УФМС России по Иркутской области в ***;
16 подписей избирателей - на основании подпункта 4 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с законом области, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист);
1 подпись избирателя - на основании подпункта 7 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы);
22 подписи избирателей - на основании подпункта 8 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кандидата, либо, если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, кандидатом);
37 подписей избирателей - в соответствии с подпунктом 10 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи и не лицом, осуществляющим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист), на основании заключения эксперта;
213 подписей избирателей - в соответствии с пунктом 5 статьи 2, пунктом 44 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (не полные сведения адреса места жительства лица, собиравшего подписи);
2 подписи избирателей - в соответствии с пунктом 8 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата).
Итого количество подписей избирателей, признанных недостоверными (или) недействительными составляет 338 подписей или 32,4 % от общего количества представленных кандидатом подписей. Количество достоверных подписей составляет 704 подписи избирателей л.д. ***).
Разрешая вопрос о правомерности принятого территориальной избирательной комиссией решения, судом установлено следующее:
В соответствии с подп. 3 п.10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
По этому основанию решением *** ТИК недействительными признаны 47 подписей избирателей в подписных листах, поддержавших самовыдвижение кандидата на должность мэра МО «***» Гендельмана С.Я.
Основанием к признанию подписей недействительными явилось сообщение с Отделения УФМС России по Иркутской области в *** л.д.***
Сопоставив данные, указанные в вышеуказанном сообщении с исследованными в судебном заседании подписными листами кандидата, установлено, что 26 избирателями указаны неверные данные паспорта ( ***, где 1- ***папки, 8 - порядковый ***листа в папке, 16 - ***подписи; ***
11 избирателей, поставивших свою подпись, не значатся зарегистрированными на территории *** района, в том числе 1 умерший (***
4 избирателей имеют временную регистрацию на территории *** района ( ***);
5 избирателей указали неверный адрес регистрации (***);
фамилия 1 избирателя указана неверно (***)
В соответствии с п. 8 ст. 56 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер (номер) паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности решения избирательной комиссии в части признания недействительными 47 подписей избирателей.
При этом суд находит несостоятельными доводы представителя заявителя о том, что, сведения, представленные в территориальную избирательную комиссию ОУФМС *** района, не могут являться основанием для решения вопроса о признании подписей избирателей не действительными, поскольку не являются заключением и не обличены в форму справки.
Сведения, представленные в *** территориальную избирательную комиссию УФМС России в *** области по *** району, являются официальными сведениями, штамп отделения и подпись начальника отделения УФМС *** не вызывает сомнений в том, что эти сведения исходят от *** отделения УФМС России в *** области. Официальные сведения приняты *** территориальной избирательной комиссией в соответствии с подп. 3 п.10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. В соответствии с этой же нормой закона для признания подписей избирателей недействительными в связи с указанием ими недостоверных сведений, заключение эксперта не требуется.
В ходе судебного заседания представителем заявителя заявлялось ходатайство о проведении проверки подписей избирателей, указавших неверный адрес регистрации о наличии такой регистрации на территории *** района во избежание нарушения их избирательного права. Судом данное ходатайство было отклонено, поскольку ни в компетенцию территориальной избирательной комиссии, ни суда, разрешающего спор, не входит установление фактического адреса места регистрации избирателя. Статьёй 56 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. (п.8) определено, что избиратель ставит в подписном листе адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, при недостоверности этих сведений, подпись признаётся недействительной в силу прямого указания в законе - ст. подп. 3 п.10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г.
В соответствии с подп.10 п.10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. недействительными считаются: подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
По данному основанию решением территориальной избирательной комиссии недействительными признаны 37 подписей избирателей.
Суду представлено заключение эксперта ГУВД по *** области экспертно-криминалистического центра ЭКО *** *** от *** г. л.д.***) и заключение эксперта ГУВД по *** области экспертно-криминалистического центра ЭКО *** *** от *** г л.д.***)
Данные заключения эксперта не оспаривается заявителем и его представителем в судебном заседании, как не оспаривается правомерность решения комиссии в этой части.
В соответствии с подп.4 п. 10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. недействительными считаются: подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.
По данному основанию решением территориальной избирательной комиссии недействительными признаны 16 подписей избирателей.
В судебном заседании установлено, что подпись избирателя *** в подписном листе 6 папки ***, *** г. рождения, не содержит дополнительные данные о дне и месяце рождения л.д. ***), аналогичные нарушения содержатся в подписном листе *** папки 3 подпись *** л.д.*** и в подписном листе *** папки 3 подпись *** л.д.***).
Подпись *** подписного листа 16 папки *** не содержит фамилии избирателя л.д. ***).
Подписи ****** и 9 подписного листа 15 папки *** содержат не полный адрес избирателя, не указан ***квартиры в многоквартирном доме л.д. ***).
Подпись избирателя *** в подписном листе *** папки 3 содержит год рождения - 184 л.д.***).
Отчество избирателя *** в подписном листе 12 папки 1 сокращено и неразборчиво л.д.***).
Фамилия избирателя *** в подписном листе 13 папки 3 неразборчива (л.д ***).
Фамилия и имя избирателя *** в подписном листе 5 папки *** неразборчивы л.д. ***).
Суд приходит к выводу о правомерности действий избирательной комиссии, признавшей вышеуказанные 10 подписей избирателей недействительными.
Вместе с тем, полагает, что 6 подписей избирателей признаны недействительными ошибочно.
Так, подписной лист *** папки 2, по мнению избирательной комиссии, содержит неверный адрес избирателя, одновременно указан *** и название поселка (порядковый ***.) Вместе с тем, адрес избирателя указан верно, п. (переулок) *** *** л.д. 66).
Подписной лист *** папки 2, по мнению избирательной комиссии, содержит не верный адрес избирателя, номер квартала указан римскими цифрами (порядковый ***).
Данное нарушение суд находит не существенным, позволяющим достоверно идентифицировать адрес избирателя л.д.***)..
Сокращенное указание отчества избирателя в подписном листе *** папки *** (порядковый ***), по мнению суда, также является несущественным, поскольку позволяет сделать вывод о полном имени ( в том числе отчестве) избирателя л.д. ***).
Год рождения избирателя *** в подписном листе *** папки 3-***. л.д. ***) ясен и сомнений у суда не вызывает л.д. ***), как не вызывает сомнения и год рождения избирателя *** в подписном листе 11 папки *** - *** г. л.д.***
Не существенным нарушением суд находит дату подписи избирателя *** в подписном листе 18 папке *** - *** г. л.д.***
В соответствии с подп. 7 п.10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. недействительными считаются: подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы.
По данному основанию решением территориальной избирательной комиссии недействительными признана 1 подпись избирателя.
Судом установлено, что подпись *** в подписном листе *** папки *** содержит исправления в адресе избирателя и эти исправления не оговорены ни избирателем, ни сборщиком подписей л.д.***).
В соответствии с подп. 8 п.10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом;
По данному основанию решением территориальной избирательной комиссии недействительными признаны 22 подписи избирателей.
Решение *** территориальной избирательной комиссии в этой части заявителем и его представителей в судебном заседании не оспаривается.
В соответствии с п. 8 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
По данному основанию решением территориальной избирательной комиссии недействительными признаны 2 подписи избирателей, что также законно.
Так, подпись избирателя *** (порядковый ***) в папке *** подписного листа 12 л.д.*** повторена в папке *** листе 22 - порядковый *** л.д.***
Подпись избирателя ***. (порядковый ***) в папке *** подписного листа 20 л.д.*** повторена в папке *** подписного листа 11 - порядковый *** л.д.***).
В соответствии с подп. 11 п. 10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложениями 3, 4 к настоящему Закону.
Приложением № 3 к Закону Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 является подписной лист в поддержку самовыдвижения кандидата
Так, обязательными реквизитами, вносимыми в подписной лиц при его удостоверении является адрес места жительство лица, собиравшего подписи.
По данному основанию решением территориальной избирательной комиссии недействительными признаны 213 подписей избирателей.
Так, в судебном заседании установлено, что
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - п*** л.д.***);
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - *** л.д. ***);
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - *** л.д.***);
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - ***
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - ***, ***, ***, *** л.д.***
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - *** л.д.***);
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - ***, ***, ***, *** л.д.***);
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - ***, ***, ***, *** л.д.***);
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - ***, ***, ***, *** л.д.***);
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым ***, удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - ***, ***, ***, *** л.д. ***);
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - ***, ***, ***, *** л.д. ***
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - ***, *** *** л.д.***);
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - ***. ***.д.***
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - *** л.д***);
подписной лист от *** г. в папке *** с порядковым *** удостоверен сборщиком подписей *** с указанием её адреса места жительства - *** л.д. ***).
Разрешая вопрос о правомерности решения *** территориальной избирательной комиссии о признании недействительными 213 подписей избирателей по вышеуказанному основанию суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 44 вышеуказанного Федерального закона определено понятие недействительной подписи. Таковой, признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.
Согласно п.8 ст.37 ФЗ РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа устанавливается законом.
Как указано выше, в соответствии с подп. 11 п. 10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложениями 3, 4 к настоящему Закону.
Судом достоверно установлено, что недействительными признаны подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, которые в нарушение действующего избирательного законодательства - ФЗ РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г. не содержат требуемые сведения об адресе места жительства лица, удостоверяющего подписной лист (сборщика подписей) - не указан район субъекта Российской Федерации. - 165 подписей избирателей ( копии подписных листов на л.л.л.д. ***
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что подписной лист *** папки ***, не содержащий полного адреса места жительства сборщика подписей *** в данных об удостоверении подписного листа, содержит эти сведения в графе адресе места жительства избирателя ***.л.д.***).
Подписной лист *** в папке ***, не содержащий полного адреса места жительства сборщика подписей *** в данных об удостоверении подписного листа, содержит эти сведения в графе адресе места жительства избирателя ***.л.д. ***
Подписной лист *** в папке ***, не содержащий полного адреса места жительства сборщика подписей *** в данных об удостоверении подписного листа, содержит эти сведения в графе адресе места жительства избирателя ***. л.д. ***).
Таким образом, суд полагает достоверными 48 подписей избирателей в подписных листах, содержащих сведения об адресе места жительства сборщика подписей, являющихся одновременно избирателями.
Согласно п. 15 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 72-оз от 11.12.2003 г регистрация кандидата не производится в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
Как указано выше, согласно Решению *** территориальной избирательной комиссии *** от *** г. количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования *** район, составляет 947 (девятьсот сорок семь) подписей избирателей.
Судом установлено, что число представленных избирателем достоверных подписей меньше необходимых для регистрации.
Так, с учетом вышеизложенного, суд признал правомерным решение территориальной избирательной комиссии в отношении признания недействительными 284 подписи избирателей. Признание судом достоверными 54 подписи избирателей не колеблет оспариваемое решение *** территориальной избирательной комиссии, поскольку количество достоверных подписей не достаточно для регистрации кандидата.
Решение *** территориальной избирательной комиссии *** от *** г., которым Гендельманом С.Я.. отказано в регистрации кандидатом на должность мэра МО «***», соответствует требованиям ст. 60 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" от 11 декабря 2003 года N 72-оз и, с учетом вышеизложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Гендельмана С.Я. о признании данного решения незаконным.
При этом суд находит необоснованными доводы представителя заявителя о том, что поскольку содержание решения комиссии не соответствует в части данным, указанным в итоговом протоколе рабочей группы, решение является незаконным только по этим основаниям.
Статьёй 60 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" от 11 декабря 2003 года N 72-оз принятие решение о регистрации кандидата либо мотивированного решения об отказе в его регистрации возложено на территориальную избирательную комиссию.
Основаниями отказа в соответствии с подп.5 п.3 ст. 60 вышеуказанного закона являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Иного ФЗ РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не устанавливает.
Оспариваемое решение мотивировано, в том числе и в части разночтения данных числа недействительных подписей л.д.***
Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Решил:
Гендельманом С.Я. отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения *** территориальной избирательной комиссии *** от *** г. об отказе в регистрации кандидатом на должность мэра МО «***» и обязывании территориальную избирательную комиссию *** зарегистрировать его кандидатом на должность мэра МО «***».
Решение может быть обжаловано и опротестовано в *** суд через *** суд в течение 5 дней со дня вынесения мотивированного решения - *** г.
Судья Л.Г. Шестопалова