Решение по заявлению прокурора



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2010 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Белошицкой М.А. при секретаре Вегелиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1218/10 по заявлению прокурора Нижнеилимского района в интересах Полещук А.В. о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Полещук А.В. обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области, в обосновании которого указал, что в прокуратуру района с жалобой на бездействие Финансового управления Нижнеилимского района обратилась Полещук А.В. В ходе проверки по заявлению было установлено, что *** года мировым судьей судебного участка №72 по Нижнеилимскому району было принято решение по гражданскому делу по иску Полещук А.В. к МУЗ «Новоигирменская городская больница» о взыскании недополученной заработной платы за 2006, 2007 годы в размере *** рублей *** копеек. *** года был выдан исполнительный лист, который *** года был предъявлен в орган Федерального казначейства для исполнения. *** года Финансовым управлением Нижнеилимского района в адрес должника - МУЗ «Новоигирменская городская больница было направлено уведомлением о поступлении исполнительного документа, и необходимости представления не позднее 10 дней необходимых документов. В силу п.6 ст. 242.2 Бюджетного Кодекса РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Поскольку исполнительный лист в Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области на исполнение поступил *** года, полагает, что Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области обязано было исполнить полученный от заявителя исполнительный лист до *** года. Кроме этого, несмотря на неисполнение должником решения суда о взыскании в пользу Полещук А.В. более года, Финансовым управлением по Нижнеилимскому району решение о приостановлении до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, не принимается. Просит суд признать бездействия Финансового управления по Нижнеилимскому району при исполнении решения мирового судьи судебного участка №72 по Нижнеилимскому району Иркутской области по гражданскому делу по иску Полещук А.В. к МУЗ «Новоигирменская городская больница» о взыскании недополученной заработной платы за 2006-2007 годы в размере *** рублей *** копеек, выразившиеся в непринятии решения о приостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника незаконным и обязать Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области приостановить осуществление операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах МУЗ «Новоигирменская городская больница» до фактического исполнения исполнительного листа от *** года по гражданскому делу по иску Полещук А.В. к МУЗ «Новоигирменская городская больница» о взыскании недополученной заработной платы за 2006-2007 годы.

Заявитель Полещук А.В. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте его проведения, просила рассмотреть гражданское дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам, о чем в деле имеется соответствующее заявление.

Помощник прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Тимощук Ю.В. заявленные требования заявителей поддержала по основаниям, указанным в заявлениях.

Представитель заинтересованного лица, бездействия которого обжалуются - Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области Кудымова А.А., действующая на основании доверенности от *** года, заявленные требования не признала, поясняла, что основной причиной долгого неисполнения судебного решения является дефицит бюджета Нижнеилимского района. Приостановление осуществления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах должника является уже крайней мерой, поскольку в данном случае прекратятся выплаты заработной платы работникам МУЗ «Новоигирменская городская больница». Просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав помощника прокурора Нижнеилимского района, представителя органа, действия которого обжалуются, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:

Как установлено судом и подтверждается представленными материалами, *** года мировым судьей судебного участка №72 по Нижнеилимскому району Иркутской области принято решение по гражданским делам по иску Полещук А.В. к МУЗ «Новоигирменская городская больница о взыскании недополученной заработной платы.

Указанным решением исковые требования Полещук А.В. были удовлетворены: с МУЗ «Новоигирменская городская больница» в пользу Полещук А.В. была взыскана недополученная заработная плата в размере *** рублей *** копеек.

На основании вышеуказанного решения Полещук А.В. был выдан исполнительный лист от *** года о взыскании с МУЗ «Новоигирменская городская больница» о взыскании недовыплаченной заработной платы.

В силу ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

МУЗ «Новоигирменская городская больница имеет бюджетный (лицевой) счет, который открыт ей как получателю средств местного бюджета.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен в главе 24.1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ).

Согласно ч.1 ст. 242.5 БК РФ Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Поскольку Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области является органом осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, *** года заявителем Полещук А.В. в адрес Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области направлено заявление о передаче для исполнения исполнительного листа.

В соответствии с ч.2 ст. 252.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Как усматривается из материалов гражданского дела и подтверждается представленными уведомлениями о поступлении исполнительного документа *** года исх. *** исполнительный лист Полещук А.В. был принят к исполнению.

В случае отсутствия оснований для возврата исполнительного документа и принятия его к исполнению, ст. 242.5 БК РФ предусматривает выполнение, как самим должником, так и органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, определенных действий, направленных на исполнение исполнительного документа.

Так, в силу п.6 ст. 242.5 БК РФ должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Пункт 4 ст. 245.2 БК РФ предусматривает, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

В соответствии с п.5 и п.7 ст. 242.5 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Из материалов гражданского дела усматривается, что в установленный Бюджетным Кодексом РФ срок, исполнительный документ от *** года Финансовым управлением Нижнеилимского района Иркутской области заявителю возвращен не был, *** года принят к исполнению и должен был быть исполнен до *** года.

Однако на указанные даты денежные средства по исполнительным документам взыскателям перечислены не были, что свидетельствует о несоблюдении органом, бездействия которого обжалуются, требований ст. 242.5 БК РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает единый, обязательный трехмесячный срок для исполнения судебных актов и не ставит при этом обязательным условием исполнения судебных актов отсутствие или наличие дефицитного бюджета.

Таким образом, Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области обязано было исполнить полученный от заявителя исполнительный лист в порядке и сроки, установленные бюджетным законодательством.

Из содержания ст. 242.5 БК РФ следует, что она не содержит каких-либо условий для ее применения, неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа, является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета структурных (обособленных подразделений).

В данном случае суд признает, что Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области в нарушение указанных положений бюджетного законодательства в трехмесячный срок не исполнило предъявленный исполнительный лист, в том числе не приостановило осуществление расходных операций на лицевых счетах должника, а также не исполнило установленную бюджетным Кодексом РФ обязанность по информированию взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа.

Указанное свидетельствует, что Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области обязанности по полному и своевременному исполнению исполнительного листа не исполнил, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителей.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ Финансовым управлением Нижнеилимского района Иркутской области в подтверждении своих доводов не представлено документального подтверждения причин неисполнения судебных актов.

Ссылка Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области на дефицит бюджета не может быть принята судом во внимание, поскольку ни Бюджетный кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты не предусматривают дефицит бюджета как законное условие освобождения от исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета.

Таким образом, исполнительный лист от *** года был принят Финансовым управлением Нижнеилимского района Иркутской области к исполнению, однако на день обращения Полещук А.В. с данным заявлением в Нижнеилимский районный суд и на день рассмотрения дела в суде, денежные средства по исполнительному листу в полном объеме не перечислены, исполнительный лист с отметкой об исполнении в полном объеме исполнительных документов в суд не возращен.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетный учреждений, должно было в соответствии с п.7 ст. 242.5 БК РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществлений операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в органе, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, с уведомлением должника. Неисполнение Финансовым управлением Нижнеилимского района Иркутской области своей обязанности, является длящимся бездействием, поскольку на момент рассмотрения настоящего гражданского дела в суде, требования, содержащиеся в исполнительных документах, в полном объеме не исполнены, операции по лицевым счетам должника не приостановлены. Указанное бездействие нарушает права и законные интересы заявителей как администратора доходов бюджета.

Из анализа положений ст. 242.5 БК РФ следует, что ею предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом организационно-технических мер по исполнению судебных актов, не исполнение которого является незаконным бездействием, противоречащим положениям ст. 13 ГПК РФ, ст. 242.5 БК РФ, приводящим к нарушению прав взыскателя.

В силу п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, установив, что действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего не соответствуют закону, принимает решение об обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что бездействие Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области, выразившееся в неисполнении исполнительного листа от *** года, выданного мировым судьей судебного участка №72 по Нижнеилимскому району Иркутской области на основании решения от *** года по гражданскому делу по иску Полещук А.В. к МУЗ «Новоигирменская городская больница о взыскании недополученной заработной платы не соответствует требованиям Бюджетного Кодекса РФ, в связи с чем, признает указанное бездействие незаконным.

По смыслу главы 25 ГПК РФ возложение на орган, чьи действия (бездействия) обжалуются, обязанности совершить определенные действия не является отдельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного, суд находит нецелесообразным возложение на финансовый орган обязанности по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения до момента фактического исполнения исполнительных документов, поскольку исполнение решения суда и исполнительного листа производятся в порядке, установленном Бюджетным Кодексом РФ, и предполагает не только приостановление расходных операций, но и принятие должником иных мер, совершение которых определяется Финансовым управлением Нижнеилимского района Иркутской области в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ с Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.

На основании изложенного, руководствуясь.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Нижнеилимского района в интересах Полещук А.В. о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области, выразившееся в неисполнении решения мирового судьи судебного участка №72 по Нижнеилимскому району Иркутской области по гражданскому делу по иску Полещук А.В. к МУЗ «Новоигирменская городская больница» о взыскании недополученной заработной платы за 2006-2007 годы в размере *** рублей *** копеек, как несоответствующее статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обязать Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Полещук А.В. путем исполнения решений мирового судьи судебного участка №72 по Нижнеилимскому району Иркутской области от *** года в соответствии с исполнительным листом от *** года в порядке, установленном действующим законодательством.

Взыскать с Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Нижнеилимский районный суд со дня его вынесения.

Председательствующий М.А. Белошицкая

Решение вступило в законную силу 12 октября 2010 года