Решение по иску о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 г. Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Шестопаловой Л.Г., при секретаре Запорожченко Е.С., с участием истицы Усачевой Н.Б., представителя третьего лица Ужакиной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усачевой Н.Б. к ООО «***» о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг.

УСТАНОВИЛ:

Усачева Н.Б. обратилась в Нижнеилимский районный суд с иском к ООО «***» об обязывании в соответствии с п.п. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предоставить ей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование коммунальными услугами с *** г. и в последующее время.

В обоснование своих требований истица указала, что проживает по адресу: ***. Имеет троих детей: С, *** г. рождения, Д, *** г. рождения, Н, *** г. рождения. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» считает, что имеет право на скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование коммунальными услугами, которые в соответствии со ст. 154 ЖК РФ включают в себя горячее водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение.

Дважды (*** г. и *** г.) с заявлением о предоставлении вышеуказанной скидки она обращалась в ООО «***» (директор ***.) На её заявление ответа не получила, скидка ей не предоставлена.

В судебном заседании истица настаивает на своих исковых требованиях.

Ответчик надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, о чем свидетельствует уведомление о вручении судебной повестки, направленной почтовой корреспонденцией.

Представитель третьего лица - юрисконсульт МУП «***» Ужакина К.В., действующая по доверенности № *** от *** г., пояснила суду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» органам исполнительной власти областей и краев поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой и электроэнергией.

Согласно Закону Иркутской области № 63-ОЗ «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» скидка за пользование коммунальными услугами не предусмотрена.

Необходимо отметить, что все предусмотренные законодательством социальные льготы, связанные с коммунальным хозяйством, предоставляются гражданам не коммунальной организацией, а государством в лице Управления социальной защиты населения. С *** г. льготы предоставляются потребителям не в виде скидок, а в наличной денежной форме. Выплаты осуществляются отделом социальной защиты населения через банковские организации в отделении связи..

МУП «***» осуществляет начисление и прием платы от населения и юридических лиц на основании агентских договоров, заключенных с управляющими компаниями, в частности с ООО «***». Согласно условиям этого договора МУП «***» вправе произвести перерасчет начисленных услуг либо в связи с временным отсутствием потребителя, либо при некачественной услуге, либо по поручению управляющей компании, обслуживающей конкретный многоквартирный дом. В случае удовлетворения судом иска Усачевой Н.Б. перерасчет будет произведен на основании решения суда.

Выслушав истицу, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Истица является собственником жилого помещения по адресу: ***, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права ***, зарегистрированном в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** г.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Согласно Уставу ООО «***» утверждено на основании действующего законодательства и в соответствии с учредительным договором, в том числе, для целей оказания жилищно-коммунальных услуг Общество зарегистрировано в качестве юридического лица *** г., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации.

В судебном заседании не оспаривается тот факт, что вышеуказанное предприятие являются управляющей организацией по отношению к собственникам жилья в многоквартирном доме. Именно данные предприятия оказывают истице коммунальные услуги по центральному отоплению и горячему водоснабжению и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, являются сборщиками платежей за оказанные услуги. Последнее обстоятельство также не оспаривается и подтверждено представленными счетами по оплате за жилье и коммунальные услуги л.д.***).

Подпунктами "а" и "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" указано: правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;

б) установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Во исполнение Указа Президента от 05.05.1992 г. N 431 главой администрации Иркутской области принято постановление от 18.11.1992 г. N 341 "О категориях семей, которые относятся к многодетным", в соответствии с пунктом 1 которого, на территории области многодетными и нуждающимися в дополнительной социальной поддержке признаны семьи, имеющие трех и более детей до 18-летнего возраста.

Пунктом 2 данного постановления администрациям городов и районов поручено установить для многодетных семей льготы, предусмотренные Указом Президента от 05.05.1992 г. N 431.

Истица имеет трех детей до 18-летнего возраста, что подтверждено представленными в суд свидетельствами о рождении С, *** г. рождения, Д, *** г. рождения, Н, *** г. рождения ( копии нал.д.8, 9,10).

Постановлением мэра *** района № *** от *** г. в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей утверждено положение «О предоставлении льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг».

В соответствии с п.3.1 вышеуказанного Положения оплата льгот по выплате коммунальных услуг производится в соответствии с заключенным договором между администрацией Нижнеилимского муниципального района и предприятиями жилищно-коммунальных хозяйств договором, согласно реестрам (на бумажных и магнитных носителях), актам сверок, представленных в администрацию *** муниципального района до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом оказания услуг.

Согласно п. 3.2 Положения источником финансирования являются средства Муниципального образования ***

В судебном заседании достоверно установлено, что договор по оплате льгот между администрацией *** муниципального района и предприятиями жилищно-коммунальных хозяйств не заключался, финансирование вышеуказанных льгот отсутствует.

Вместе с тем, согласно Указу Президента от 05.05.1992 г. N 431 Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом от 05.05.1992 г. N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей".

Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

В соответствии со статьей 132 Конституции РФ и пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пункт 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 51/1-2359-18 от 29.06.1992 г. "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" определяет, что скидки на оплату за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией производится за счет средств местных бюджетов.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 г. N ГКПИ 2003-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.

Вместе с тем, в мотивировочной части названного решения Верховный Суд Российской Федерации указал, что в силу статьи 38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" также указывает, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 г. N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Учитывая изложенное, в том числе указанное Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" суд приходит к выводу, что компенсация понесенных унитарными муниципальными предприятиями, предоставляющим льготы по оплате коммунальных услуг по Указу Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", должна осуществляться посредством передачи финансовых средств нижестоящим бюджетам Российской Федерацией.

Федеральным законом о федеральном бюджете на 2008 г., 2009 г. целевые субвенции на реализацию Указа Президента Российской Федерации "О социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 г. N 431 бюджетам субъектов РФ не были предусмотрены. Соответственно такие средства не поступали и в бюджет *** и в местный бюджет ***.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что возникшие спорные отношения по вопросу возмещения затрат по предоставлению льгот должны быть разрешены между предприятием, предоставляющим коммунальные услуги и обязанным предоставлять льготы по оплате этих услуг и Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Не разрешение данного вопроса между ответчиком и Российской Федерацией в настоящее время ни коим образом не должно нарушать права граждан на предоставление льготы, гарантированной государством, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации "О социальной поддержке многодетных семей"

Требования истицы о взыскании с ответчика уплаченной государственной пошлины в размере *** рублей подлежит удовлетворению в соответствии со ст. 98 ГПК РФ. Руководствуясь ст. ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Усачевой Н.Б. удовлетворить.

Обязать ООО «***» в соответствии с п.п. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предоставить Усачевой Н.Б. скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование коммунальными услугами, начиная с *** г. и в последующее время.

Взыскать с ООО «***» в пользу Усачевой Н.Б. расходы по оплате госпошлины *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения - 22.10.2010 г.

Судья Л.Г.Шестопалова

Решение вступило в законную силу 02.11.2010 г.