Именем Российской Федерации
г.Железногорск-Илимский 20 октября 2010г.
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Чемодановой О.В., при секретаре Голинской Т.С., с участием истицы Чуриловой М.И., представителя ответчика Павлова С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чуриловой М.И. к Муниципальному учреждению «Управление по культуре, спорту и делам молодежи» о взыскании недополученной заработной платы, обязании выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера,
У С Т А Н О В И Л:
Чуриловой М.И. обратилась в Нижнеилимский районный суд с иском к Муниципальному учреждению «Управление по культуре, спорту и делам молодежи» о взыскании недополученной заработной платы, обязании выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
В обоснование своих требований указала, что является работником управления по культуре, спорту и делам молодежи, работая в ДК «Орфей» в должности ***.
Ее заработная плата составляет минимальный размер оплаты труда. В данную заработную плату входит: оклад *** руб.; стимулирующая надбавка *** руб.; районный коэффициент - 60 %; северная надбавка - 50 %. Данную заработную оплату труда считает незаконной и несоответствующей нормам трудового права.
На обращение истицы к прокурору района был дан письменный ответ о том, что в соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ «О минимальном размере оплаты труда», в редакции от 24.06.2008г. с изменениями от 27.11.2008г. на территории РФ установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009г. в сумме 4330 руб. в месяц.
В соответствии со ст.2 указанного Федерального Закона МРОТ, установленный ст.1 вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а так же средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими организациями - за счет собственных средств.
Однако законодательство не содержит нормы, устанавливающей, что в минимальный размер оплаты труда, установленный ФЗ, не должны включаться районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В силу ст.133 ч.3 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Главой 50 ТК РФ установлены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьями 316 и 317 ТК РФ предусматривается выплата районного коэффициента и процентной надбавки именно к заработной плате.
В соответствии со ст.146 ч.2 ТК РФ в повышенном размере оплачивается так же труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Повышенный размер оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями, к которым относятся местности, приравненные к районам Крайнего Севера, обеспечивается путем применения к заработной плате работников районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в указанных районах и местностях.
Районные коэффициенты к заработной плате установлены с целью компенсировать повышенные затраты труда работников, связанные с выполнением работ в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
В силу ст.1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Главой 50 ТК РФ установлены государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в число таких гарантий и компенсаций входит и применение к заработной плате (дополнительно) процентной надбавки и районного коэффициента.
Норма ст.133 ТК РФ носит общий характер, применима для всех работодателей и работников, однако нормы главы 50 ТК РФ, предусматривающие особенности в регулировании труда отдельных категорий работников, должны применяться для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В ответе прокурора указано на то, что необходимо обратиться в суд с заявлением о взыскании разницы между минимальным размером оплаты труда и фактически начисленной, с просьбой обязать работодателя выплачивать заработную плату в размере не ниже МРОТ без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
При обращении в муниципальное учреждение «Управление культуре, спорту и делам молодежи» Администрации муниципального района истице был дан ответ о том, что в связи с отсутствием средств в бюджете Нижнеилимского района переход на новую систему оплаты труда в 2010г. не запланирован, бюджетные ассигнования по заработной плате приняты Думой Нижнеилимского района только на первое полугодие 2010г. Однако, истица считает, что такой ответ не относится к ее нарушенному праву, поскольку, государственный инспектор труда в Иркутской области (по правовым вопросам) Т.М. Красноштанова, дала грамотный, исчерпывающий ответ, где указала, что имеются многочисленные решения судов, обязывающие работодателя производить работникам доплаты до установленного МРОТ, без учета районного коэффициента и процентных надбавок. Например, что заработная плата истицы в месяц должна быть 9093 руб. (4330 рублей плюс районный коэффициент 60%, плюс процентные надбавки 50%). Истица фактически получает в месяц 4330 руб. Разница 4763 рубля (9093 минус 4330 рублей) и будет являться требованием доплаты в месяц.
В соответствии со ст.133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ Федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Данное подтверждение было указано и в ответе прокурора на письмо истицы.
Статья 146 ТК РФ прямо указывает на то, что оплата труда работников занятых на тяжелых работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается так же труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В ст.148 ТК РФ сказано, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В обоснование своих требований истица так же ссылается на ст.315 ТК РФ, которая императивно указывает на то, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Следовательно, на сумму 4330 руб. истице должно начисляться во-первых, районный коэффициент, во-вторых северная надбавка, а только потом все остальные виды процентных надбавок к заработной плате, которая не должна быть ниже 4330 руб.
Согласно расчету истицы работодатель недоплатил ей заработную плату за период с января 2009г. по апрель 2010г. в сумме - *** руб.
Просит суд взыскать с ответчика сумму заработной платы за период с января 2009г. по апрель 2010г. включительно в размере *** руб.; обязать работодателя выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
В судебном заседании истица Чуриловой М.И. поддержала свои исковые требования, в их обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Муниципального учреждения «Управление по культуре, спорту и делам молодежи» Павлов С.Б., действующий на основании прав по должности, исковые требования истицы не признал. В обоснование своих возражений указал, что учредителем Управления является администрация Нижнеилимского муниципального района. Финансирование Управления, в том числе и на выплату заработной платы работникам, осуществляется за счет бюджетных средств. Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой, в связи с чем Управление не имеет возможности выплачивать заработную плату работникам в большем размере, чем установлено сметой.
Кроме того полагает, что истицей пропущен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленный ст.392 ТК РФ, поскольку о предполагаемом нарушении своего права истица узнала с момента получения расчетного листа и самой заработной платы за истекший месяц - в феврале 2009г. О последующих, по мнению истицы, аналогичных нарушениях своего права истице было известно и впоследствии. В связи с чем трехмесячный срок для обращения в суд необходимо исчислять с этого периода.
Представитель третьего лица - администрации Нижнеилимского муниципального района в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве, адресованном суду, представитель третьего лица Биличенко Л.А., действующая на основании доверенности от ***г. ***, выданной на срок до ***г., указала, что с исковыми требованиями не согласна, в обоснование своих возражений указала, что ст.129 ТК РФ определяет заработную плату как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и, надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). То есть все перечисленные виды выплат - это и есть заработная плата.
В соответствии со ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Размер минимальный оплаты труда устанавливается федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ одновременно на всей территории Российской Федерации и не
может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст.133 ТК РФ). С 01.01.2009г. на всей территории России МРОТ составляет 4330
руб. в месяц.
Институт минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с 01.09.2007г. претерпел значительные изменения. Так, до 01.09.2007г. ТК РФ было дано легальное определение минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда). Под минимальным размером заработной платы понимался устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом Трудовым кодексом Российской Федерации прямо было установлено, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Согласно ст.133 ТК РФ в редакции, действовавшей до 01.09.2007г., размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок
Согласно Федеральному закону от 20.04.2007г. №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившему в силу с 01.09.2007г., вышеуказанные нормы Трудового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
В связи с тем, что МРОТ теперь представляет собой не минимальную тарифную ставку, а всю заработную плату работника за месяц (включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера), тарифная ставка (оклад) работника может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Трудовой кодекс устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Так как в соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата состоит: из вознаграждения за труд (оклад, тарифная ставка); компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иных выплат компенсационного характера); стимулирующих выплат.
Месячная начисленная заработная плата, полностью отработавшего норму рабочего времени, включая оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, законодательством учтены все элементы заработной платы в том числе и северные и районные коэффициенты.
Данный вывод подтверждается также разъяснением о минимальном размере оплаты труда в Иркутской области с 01.01.2009г. заместителя министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Брусковой Н.В.
Практика применения судами норм трудового законодательства при судебном рассмотрении вопросов соблюдения требования о недопущении выплаты работникам заработной плиты в размере меньшем минимального размера оплаты труда показывает, что судами принимается во внимание размер месячной заработной платы работника в целом, которую он получает, полностью отработав за этот период норму рабочего времени и выполнив нормы труда (трудовые обязанности). В указанный размер включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе районный коэффициент к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных местностях) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009г. №1160-О-О).
В соответствии с действующим штатным расписанием заработная плата истца составляет не менее чем минимальный размер оплаты труда.
Должностные оклады работников установлены в соответствии с Единой Тарификационной Сеткой. Согласно ст.143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Согласно ст.144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Постановлением администрации Иркутской области от 13.02.2008г. № 17-па «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» утверждены тарифные ставки (оклады) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области. Постановлением мэра района от 01.02.2008г. № 102 установлены тарифные ставки работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «Нижнеилимский муниципальный район», которые не противоречат нормативному правовому акту субъекта РФ.
Таким образом, отсутствуют нарушения действующего законодательства, выплата заработной платы истцу производится в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Согласно Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009г. на всей территории России МРОТ составил 4330 руб. в месяц. Таким образом, закон действует с 01.01.2009г. Истица просит взыскать сумму заработной платы за период с января 2009г. по апрель 2010г. в размере *** руб. Истец обращается с исковым заявлением о взыскании заработной платы в июне 2010г. Таким образом, истцом пропущен срок обращения в суд о взыскании недополученной заработной платы с января 2009г.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из трудовой книжки истицы, копия которой находится нал.д.7-12, усматривается, что Чуриловой М.И. была принята с ***г. на работу в Управление культуры администрации Нижнеилимского района на должность *** в Дом культуры «Орфей» п.Рудногорск. 13.02.2006г. Управление культуры было преобразовано в Муниципальное учреждение «Управление по культуре, спорту и делам молодежи».
Период, учитываемый истицей при предъявлении своих исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы, ограничен месяцами: с января по декабрь 2009г. и с января по апрель 2010г. включительно.
Согласно финансовой справке, выданной Муниципальным учреждением «Управление по культуре, спорту и делам молодежи» истице была начислена заработная плата: в январе 2009г. - *** руб., в феврале 2009г. - *** руб., в марте 2009г. - *** руб., в апреле 2009г. - *** руб., в мае 2009г. - *** руб., в июне 2009г. - *** руб., в июле 2009г. - *** руб., в августе 2009г. - *** руб., в сентябре 2009г. - *** руб., в октябре 2009г. - *** руб., в ноябре 2009г. - *** руб., в декабре 2009г. - *** руб., в январе 2010г. - *** руб., в феврале 2010г. - *** руб., в марте 2010г. - *** руб., в апреле 2010г. - *** руб. л.д.16).
Согласно отработанной норме часов, минимальный размер заработной платы Чуриловой М.И. в указанный период с учетом требований о том, что заработная плата не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда с учетом северной надбавки и районного коэффициента должен составлять не менее 9093 рублей (4330+4330 х 50% х 60%).
В связи с чем, согласно расчетам, приведенным истицей, недополученная ею заработная плата составляет *** руб., в т.ч.: в январе 2009г. - *** руб., в феврале 2009г. - *** руб., в марте 2009г. - *** руб., в апреле 2009г. - *** руб., в мае 2009г. - *** руб., в июне 2009г. - *** руб., в июле 2009г. - *** руб., в августе 2009г. - *** руб., в сентябре 2009г. - *** руб., в октябре 2009г. - *** руб., в ноябре 2009г. - *** руб., в декабре 2009г. - *** руб., в январе 2010г. - *** руб., в феврале 2010г. - *** руб., в марте 2010г. - *** руб., в апреле 2010г. - *** руб. л.д.20).
Исковое заявление Чуриловой М.И. с указанными исковыми требованиями поступило в Нижнеилимский суд 06.07.2010г., о чем свидетельствует штамп регистрации входящей корреспонденции на нем л.д.3). Период, учитываемый истицей при предъявлении настоящих исковых требований о взыскании недополученной заработной платы, ограничен месяцами: с января 2009г. по апрель 2010г.
Судом установлено, что истицей в рамках настоящего гражданского дела в указанный спорный период оспариваются не факты задержки выплаты начисленной заработной платы, а сам порядок ее начисления в указанный период.
Спор о правомерности исчисления заработной платы относится к индивидуальному трудовому спору.
Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Суд находит обоснованными доводы представителя ответчика о том, что истицей пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора лишь в части исковых требований, относящихся к предъявляемому истицей периоду - с января 2009г. по февраль 2010г.
Доводы истицы о том, что ею срок обращения в суд за взысканием недоначисленной заработной платы за период с января 2009г. по февраль 2010г. фактически не пропущен, т.к. в течение всего спорного периода она неоднократно устно и письменно обращалась к работодателю с требованием о выплате ей заработной платы не ниже установленного размера минимального размера оплаты труда с учетом к нему северной надбавки и районного коэффициента, суд находит несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не могли лишить истицу возможности и не препятствовали ей в обращении за защитой своих нарушенных прав в судебном порядке, что самой истицей не оспаривается.
В судебном заседании установлено, что расчетные листы о начислениях заработной платы работникам Муниципального учреждения «Управление по культуре, спорту и делам молодежи» выдавались ежемесячно. Изложенная в них информация излагалась доступным и понятным способом. Обратиться за ее разъяснением в случае возникновения каких-либо неясностей истице ничего не препятствовало. Данные обстоятельства истицей не оспариваются.
Из финансовой справки следует, что в спорный период заработная плата истице начислялась и выплачивалась ежемесячно л.д.16). Данное обстоятельство истицей также не оспаривается.
Таким образом, суд приходит к выводу, что о произведенных начислениях по заработной плате истице было известно за январь 2009г. в феврале 2009г., за февраль 2009г. в марте 2009г., за март 2009г. в апреле 2009г., за апрель 2009г. в мае 2009г., за май 2009г. в июне 2009г., за июнь 2009г. в июле 2009г., за июль 2009г. в августе 2009г., за август 2009г. в сентябре 2009г., за сентябрь 2009г. в октябре 2009г., за октябрь 2009г. в ноябре 2009г., за ноябрь 2009г. в декабре 2009г., за декабрь 2009г. в январе 2010г., за январь 2010г. в феврале 2010г., за февраль 2010г. в марте 2010г., за март 2010г. в апреле 2010г., за апрель 2010г. в мае 2010г. и с указанных же периодов истице стало известно о нарушении ее прав в истекшие месяцы.
В судебном заседании истица пояснила, что выплата заработной платы за истекший месяц осуществлялась каждое 10 число следующего месяца, расчетные листы выдавались до этого. Данные доводы истицы представителем ответчика не оспариваются.
Таким образом, учитывая дату обращения истицы в суд с настоящим исковым заявлением - ***г., суд полагает, что срок обращения в суд с исковыми требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января 2009г. по февраль 2010г. истицей пропущен.
Согласно ст.392 ТК РФ, при пропуске по уважительным причинам установленных сроков обращения в суд, они могут быть восстановлены судом.
Оценивая уважительность причин пропуска истицей срока обращения в суд за разрешением трудового спора, касающегося порядка начисления заработной платы за период с января 2009г. по февраль 2010г., суд не усматривает обстоятельств, не позволивших истице своевременно обратиться в суд за разрешением данного спора. Указанные же выше причины о том, что истица пыталась разрешить данный спор путем устных и письменных обращений к работодателю, в связи с чем в суд не обращалась, не могут быть судом признаны уважительными причинами, по которым истицей пропущен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора и по которым суд может восстановить его. Иных доводов и доказательств в их подтверждение, позволяющих суду признать причины пропуска срока обращения в суд уважительными и восстановить его, суду не приведено.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В силу ч.3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Поскольку в настоящее время законодательством не урегулирован порядок применения судом сроков на обращение в суд, установленных в ст. 392 ТК РФ и последствий их пропуска, о чем стороной спора заявлено не в рамках предварительного судебного заседания, регулируемого ч. 3 ст. 11 ГПК РФ необходимо применять норму, регулирующую сходные отношения (аналогию закона).
При таких обстоятельствах суд полагает, что в удовлетворении исковых требований Чуриловой М.И. о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января 2009г. по февраль 2010г. следует отказать.
Одновременно суд находит, что срок обращения в суд за разрешением спора по поводу недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с марта 2010г. по апрель 2010г. истицей не пропущен.
Так, судом установлено, что заработная плата за истекший месяц работникам Муниципального учреждения «Управление по культуре, спорту и делам молодежи» начисляется в месяце за ним следующим, т.е. за март 2010г. заработная плата была начислена в апреле 2010г., после чего работникам были выданы расчетные листы.
Чуриловой М.И. обратилась в суд за защитой своих прав 06.07.2010г., т.е. в пределах установленного ст.392 ТК РФ срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2009г. минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 4330 рублей.
Частью 3 ст.133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Из данного Перечня, а также из "Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления" ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413, усматривается, что не все субъекты Российской Федерации имеют в своем составе районы, отнесенные к районам Крайнего Севера, а также к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Кроме того, ряд субъектов, имеющих в своем составе указанные районы, имеют наряду с этим в своем составе также и иные районы, не отнесенные к таковым. На территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Согласно названному Перечню, местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.
Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.
Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в т.ч. является и Нижнеилимский район Иркутской области.
Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом в ст. 146, 147, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.
Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями от 02 июня 1993 года, 08 января 1998 года, 27 декабря 2000 года, 06 августа 2001 года, 30 декабря 2001 года, 10 января 2003 года, 22 августа 2004 года, 29 декабря 2004 года, от 24.07.2009 N 213-ФЗ) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в установленный законом на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, действие которого территориально в одинаковой мере распространено и на местности с особыми климатическими условиями и на местности, которые таковыми не являются, при выполнении работником работ в особых климатических условиях, не может включать в себя установленные федеральным законодателем компенсации и гарантии, установленные для работников, осуществляющих свою деятельность в местности с особыми климатическими условиями, в т.ч. районный коэффициент и процентную надбавку. В связи с чем, требования ч.3 ст.133 ТК РФ работодателем, осуществляющим свою деятельность на территории с особыми климатическими условиями, подлежат исполнению с обязательным учетом дополнительно к ним требований ст. 146,147,148,315,316,317 ТК РФ.
В соответствии со ст.ст.146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях труда является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышенная же оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится с обязательным применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии со ст.ст.315,316,317 ТК РФ.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, законодатель уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для работников, выполняющих свои должностные обязанности в местностях с особыми климатическими условиями, дополнительные гарантии и компенсации.
В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без
учета установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районах и местностях Российской Федерации, в т.ч. во всех районах Иркутской области с различными климатическими условиями, привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Чуриловой М.И. о взыскании с ответчика недополученной заработной платы за период с марта 2010г. по апрель 2010г. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая данные требования по существу, суд не может согласиться с расчетом, произведенным истицей, о размере недополученной ею заработной платы за указанный период.
Так, из финансовой справки, выданной Муниципальным учреждением «Управление по культуре, спорту и делам молодежи» усматривается, что истице была начислена заработная плата: за март 2010г. в размере *** руб., за апрель 2010г. в размере *** руб. Указанные суммы приведены с учетом (т.е. без их вычета) сумм, удержанных работодателем в качестве налога на доходы физических лиц л.д.16).
Истица также произвела расчет заработной платы за указанный период, согласно которому ее заработная плата за март 2010г. должна составлять *** руб., а за апрель 2010г. - *** руб. л.д.20). Расчет недополученной заработной платы истицей произведен не был.
При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования Чуриловой М.И. о взыскании недоначисленной заработной платы за период с марта 2010г. по апрель 2010г. подлежат удовлетворению в размере *** руб. *** коп., исходя из следующего расчета: *** руб. (произведенный истицей расчет предполагаемой заработной платы за март-апрель 2010г.) - *** руб. (заработная плата начисленная работодателем за март-апрель 2010г.) = *** руб. (недополученная истицей заработная плата); *** руб. : 13% (налог на доходы физических лиц) = *** руб.; *** руб. - *** руб. = *** руб.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика и представителя третьего лица - Администрации Нижнеилимского муниципального района, приведенные ими в обоснование своих возражений по заявленным исковым требованиям, о том, что при разрешении настоящих исковых требований необходимо учитывать разъяснения должностных лиц министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, согласно которым в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику, в т.ч. компенсационные и стимулирующие.
Анализ указанных разъяснений, позволяет суду сделать вывод о том, что они нормативными правовыми актами не являются, поскольку не отвечают критериями таковых.
Статьей 5 ТК РФ установлен перечень источников, которыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. При этом, данная норма не содержит указаний на то, что трудовые отношения могут регулироваться разъяснениями (письмами, публикациями).
Суд также не может принять во внимание доводы третьего лица о необходимости учета при рассмотрении настоящего спора позиции по данному вопросу Конституционного Суда РФ, приведенной им в своем определении от 01.10.2009 N 1160-О-О "По жалобе граждан Миткалева Виталия Александровича, Хисаевой Лилии Исмагиловны и Юмагулова Марса Расульевича на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", поскольку отдельные высказывания из данного определения третьим лицом суду приведены во вне взаимосвязи с общим смыслом данного определения, согласно которому Суд не признал оспариваемые законоположения как нарушающие конституционные права заявителей, поскольку они подлежат применению в системной связи с иными положениями Трудового кодекса РФ.
Кроме того, как отмечает в данном же определении Конституционный Суд РФ, проверка соблюдения работодателем при установлении системы оплаты труда и заработной платы конкретного работника требований трудового законодательства, равно как и разрешение вопроса о законодательном запрещении устанавливать тарифную ставку, оклад (должностной оклад) в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Что касается требований истицы об обязании ответчика выплачивать ей заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району, суд находит их не подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что 11.12.2009г. истица действительно обращалась к работодателю с просьбой разъяснить порядок начисления заработной платы л.д.15). Испрашиваемые разъяснения ответчиком истице были даны, о чем свидетельствует ответ на обращение работников СДК «Орфей» от 23.12.2009г. л.д.14). Между тем, при этом требований о перерасчете заработной платы или об установлении заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району, в данном обращении не содержится. Доказательств того, что истицей предпринимались действия, направленные на понуждение работодателя установить ей заработную плату в соответствии с предъявляемыми ею требованиями, равно как и доказательств того, что работодателем ей в этом было отказано, истицей суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чуриловой М.И. к Муниципальному учреждению «Управление по культуре, спорту и делам молодежи» о взыскании недополученной заработной платы, обязании выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального учреждения «Управление по культуре, спорту и делам молодежи» в пользу Чуриловой М.И. недополученную заработную плату за период с марта 2010г. по апрель 2010г. в размере *** рубля *** копеек.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Муниципального учреждения «Управление по культуре, спорту и делам молодежи» недополученной заработной платы за период с января 2009г. по февраль 2010г., а также об обязании выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера Чуриловой М.И. отказать.
Взыскать с Муниципального учреждения «Управление по культуре, спорту и делам молодежи» пошлину в доход государства в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 25.10.2010г.
Судья: О.В.Чемоданова
Решение вступило в законную силу 08.11.2010г.