Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Белошицкой М.А., при секретаре Вегелиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-362/11 по исковому заявлению Куценко А.Я., Куценко Г.Н. к Управлению Министерства по социальному развитию, опеки и попечительства Иркутской области развитию по Нижнеилимскому району о признании права состоять в очереди инвалидов на предоставление жилищных субсидий для приобретения жилья за счет средств Федерального бюджета с момента постановки на учет на получение жилищных субсидий и наложении обязанности перевести очередь в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат, из очереди пенсионеров в очередь инвалидов в соответствии с номером и датой подачи первоначального заявления
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Куценко А.Я., Куценко Г.Н. обратились в Нижнеилимский районный суд с иском к Управлению Министерства по социальному развитию, опеки и попечительства Иркутской области развитию по Нижнеилимскому району о признании права состоять в очереди инвалидов на предоставление жилищных субсидий для приобретения жилья за счет средств Федерального бюджета с момента постановки на учет на получение жилищных субсидий и наложении обязанности перевести очередь в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат, из очереди пенсионеров в очередь инвалидов в соответствии с номером и датой подачи первоначального заявления, в обосновании которого указали, что они проработали в Нижнеилимском районе более 20 лет, она (Куценко А.Я.) <данные изъяты> года, он (Куценко Г.Н.) - <данные изъяты> год. В /дата обезличена/ они собрали и подали в Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеилимского района все необходимые документы для постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. /дата обезличена/ Куценко А.Я. была поставлена на учет граждан на получение жилищных субсидий по выезду из Нижнеилимского района.
Согласно книги регистрации и учета граждан по выезду из Нижнеилимского района она (Куценко А.Я.) на дату /дата обезличена/ была зарегистрирована под №, категория - пенсионер, состав семьи - 2 человека.
В /дата обезличена/ он (Куценко Г.Н.) получил статус инвалида II группы и на основании заявления в Департамент социальной защиты /дата обезличена/ был поставлен в очередь инвалидов за №, а она (Куценко А.Я.) осталась в очереди инвалидов.
Каждый год они подают заявление об участии в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 с приложением всех необходимых документов.
В списке Подпрограммы за 2010 года он (Куценко Г.Н.) зарегистрирован под № по категории - инвалиды.
Они считают, что право их семьи на своевременное получение социальных выплат, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, нарушено.
В /дата обезличена/ его (Куценко Г.Н.) как главу семьи в нарушение закона поставили в конец очереди так, как если бы они ранее не состояли на учете.
Департамент социальной защиты населения Иркутской области ежегодно формирует сводный список граждан-участников Подпрограммы по области в той хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вопреки этому правилу, срок <данные изъяты> начиная с /дата обезличена/ по /дата обезличена/, в течение которых они состояли на учете граждан на получение социальных выплат по выезду из районов Крайнего Севера, ответчиком игнорируется.
Так, пункт 20 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривает, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления).
В связи с тем, что он (Куценко Г.Н.) получил статус инвалида II группы, он имеет преимущества при предоставлении социальных выплат для приобретения жилья, при этом очередность постановки на учет должна быть соблюдена согласно первоначальному заявлению - /дата обезличена/. Они полагают, что их права нарушены в результате того, что орган социальной защиты населения не правильно трактует понятие времени постановки на учет как нуждающихся в получении социальных выплат на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Просят суд признать за их семьей, состоящей из двух человек, право состоять в очереди на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств Федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с момента постановки на учет на получение жилищных субсидий - с /дата обезличена/ и обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Нижнеилимскому району перевести их очередь в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат, из очереди пенсионеров в очередь инвалидов в соответствии с номером и датой подачи первоначального заявления - /дата обезличена/.
Истец Куценко А.Я. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в нем, дополнила суду, что в /дата обезличена/ у нее возникло право, как человека выработавшего «на Севере» необходимый стаж на постановку на учет в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным Законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В качестве члена семьи на учет был поставлен и ее супруг - Куценко Г.Н. Каждый год она проходила соответствующую перерегистрацию для чего писала соответствующие заявления. При постановке на учет в /дата обезличена/ указывала, что ее супруг является инвалидом <данные изъяты> группы, однако данную информацию в ее заявление заносить никто не стал. В /дата обезличена/ ее супруг получил статус инвалида <данные изъяты> группы, и они сразу же обратились в Министерство с просьбой, чтобы их очередь перенесли в очередь инвалидов, однако работники Министерства, введя их (Куценко А.Я. и Г.Н.) в заблуждение, заставили написать ее супруга заявление, в связи с чем, Куценко Г.Н. попал в другую очередь с даты своего обращения - с /дата обезличена/, а не с даты их первоначальной постановки на учет - /дата обезличена/. Ее супруг является главой семьи, а семья, согласно положениям Конституции РФ» является единым целым и разделять это «целое» по различным очередям, является неконституционным. Кроме того, их требование основано на п.20 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку в данному пункте нет ссылки на «подателя» заявления, а есть понятие «граждане», следовательно, работники Министерства просто обязаны перевести их в очередь инвалидов.
Истец Куценко Г.Н. в судебном заседании также поддержал свои исковые требования, по основаниям, изложенным в иске, а также мнение своей супруги истца Куценко А.Я., считает, что ответчик, подменяя понятия - «податель заявления» и «гражданин», указанные в п.20 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и отказывая им в их требованиях, вносит изменения в федеральное законодательство, что не входит в его компетенцию.
Представитель ответчика - Управления министерства по социальному развитию, опеке и попечительству Иркутской области по Нижнеилимскому району Конева В.В., действующая на основании доверенности № от /дата обезличена/, исковые требования не признала, суду пояснила, что на основании акта приема-передачи документов граждан, состоящих на учете, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее /дата обезличена/ от администрации Нижнеилимского района от /дата обезличена/ были приняты документы граждан, состоящих на учете, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно принятых документов - книги регистрации и учета граждан по получение социальных выплат по выезду из Нижнеилимского района и списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат по Нижнеилимскому району по состоянию на /дата обезличена/, в списке пенсионеров под № значится Куценко А.Я. - дата подачи заявления /дата обезличена/, состав семьи два человека (супруг Куценко Г.Н.). В силу пункта 20 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривает, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления). Инвалидность второй группы установлена члену семьи Куценко Г.Н. - супругу, а не самому заявителю. Согласно действующему законодательству, оснований для постановки на учет Куценко Г.Н. с /дата обезличена/, нет. Просит суд в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в настоящее время регулируются ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.
Статья 1 названного закона устанавливает, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
В силу статьи 2 поименованного Закона устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительство Российской Федерации утвердило Положение «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Положение).
Пункт 9 Положения предусматривает, что для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы:
а) заявление;
б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;
в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;
г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;
справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;
справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.
В соответствии с п. 17 Положения, одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по следующим категориям граждан:
а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
б) пенсионеры;
в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
г) работающие граждане.
Как с достоверностью установлено судом, не было оспорено сторонами и подтверждается представленными суду учетными делами, /дата обезличена/ истец Куценко А.Я. обратилась в администрацию Нижнеилимского района Иркутской области с заявлением с просьбой поставить ее в очередь пенсионеров для получения субсидии на приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В качестве члена семьи указала супруга - Куценко Г.Н..
В соответствии с требованиями Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», ежегодно проходила перерегистрацию, в связи с чем, в настоящее время является участником данной Подпрограммы и ее порядковый номер - <данные изъяты>.
/дата обезличена/ в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением с просьбой включить в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилого помещения, обратился Куценко Г.Н. и был принят как участник Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в очередь инвалидов под номером <данные изъяты>.
Истцы считают, что ответчик, нарушая целостность семьи, ставят Куценко Г.Н. в очередь инвалидов не с момента обращения с заявлением его супруги Куценко А.Я. - с /дата обезличена/, а с /дата обезличена/, игнорируя пункт 20 Положения.
Однако суд не может согласиться с мнением истцов и обязать ответчика перевести их очередь из очереди пенсионеров в очередь инвалидов, с момента первоначального обращения - /дата обезличена/, по следующим обстоятельствам:
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
Как усматривается из представленных учетных дел истцы Куценко А.Я. и Г.Н. состоят в очереди на получение социальной выплаты, их право в этом не нарушено, наложение же такой обязанности как перевести очередь в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат, из очереди пенсионеров в очередь инвалидов - как способа защиты права гражданским законодательством не предусмотрено.
Кроме того, пункт 20 Положения предусматривает, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
В силу действующего законодательства, постановка на учет для получения социальной выплаты для приобретения жилья носит заявительный характер и на учет для получения социальной выплаты принимается гражданин, а не семья гражданина заявителя.
Как усматривается из представленных доказательств, основания, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет, а именно у Куценко А.Я. остались неизменными, изменились условия у члена ее семьи - супруга Куценко Г.Н., который получил статус инвалида второй группы и получил самостоятельное право быть поставленным на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в очередь инвалидов, что и было сделано ответчиком /дата обезличена/, то есть с момента обращения Куценко Г.Н. с соответствующим заявлением.
Довод истцов о том, что они являются единой семьей, а потому не могут быть разделены по разным очередям является несостоятельным, поскольку на учет для получения социальной выплаты принимается гражданин, а не вся семья в целом и изменение оснований у члена семьи не может служить причиной для постановки Куценко А.Я. на учет в качестве инвалида, поскольку та таковым не является.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового Куценко А.Я., Куценко Г.Н. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Нижнеилимскому району о признании права состоять в очереди инвалидов на предоставление жилищных субсидий для приобретения жилья, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с момента постановки на учет на получение социальных выплат- отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 25 февраля 2011 года..
Председательствующий М.А. Белошицкая
Решение вступило в законную силу 20 мая 2011 года.